Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс. Программа "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Используется в работе учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Окружающий мир
3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования МБОУ СОШ№6, авторской программы Плешакова А.А. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Место курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели, 68 учебных часов.
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Содержание программы
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.. Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между ма человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономика.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи, Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй- площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды, бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12ч.)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства ее основные отрасли: электроэнергетика, металлурги? Промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- что такое тела, вещества, частицы;
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
- основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
- основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
- элементарные экономические понятия;
- названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
- основных представителей флоры и фауны Заполярья;
- основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
- основные дорожные знаки и их назначение;
- номера телефонов экстренных служб;
- основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Обучающиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
- оперировать с моделями, указанными в программе;
- изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
- определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
- составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
- «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
| Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
| Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
|
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | ||
2 | Человек. Проект:"Богатства, отданные людям" | ||
3 | Общество. | ||
4 | Что такое экология. | ||
5 | Природа в опасности. Охрана природы. | ||
6 | Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | ||
7 | Тела, вещества, частицы. | ||
8 | Разнообразие веществ. | ||
9 | Воздух и его охрана. | ||
10 | Вода. | ||
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | ||
12 | Берегите воду! | ||
13 | Что такое почва. | ||
14 | Разнообразие растений. | ||
15 | Солнце, растения и мы с вами. | ||
16 | Размножение и развитие растений. | ||
17 | Охрана растений. | ||
18 | Разнообразие животных. | ||
19 | Кто что ест? | ||
20 | Проект «Разнообразие природы родного края». | ||
21 | Размножение и развитие животных. | ||
22 | Охрана животных. | ||
23 | В царстве грибов. | ||
24 | Великий круговорот жизни. | ||
25 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | ||
26 | Организм человека. | ||
27 | Органы чувств. | ||
28 | Надёжная защита организма. | ||
29 | Опора тела и движение. | ||
30 | Наше питание. | ||
31 | Проект «Школа кулинаров». | ||
32 | Дыхание и кровообращение. | ||
33 | Умей предупреждать болезни. | ||
34 | Здоровый образ жизни. | ||
35 | Обобщение знаний по разделу «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | ||
36 | Огонь, вода и газ. | ||
37 | Чтобы путь был счастливым. | ||
38 | Дорожные знаки. | ||
39 | Проект «Кто нас защищает». | ||
40 | Опасные места. | ||
41 | Природа и наша безопасность. | ||
42 | Экологическая безопасность. | ||
43 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа. | ||
44 | Для чего нужна экономика? | ||
45 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | ||
46 | Полезные ископаемые. | ||
47 | Растениеводство. | ||
48 | Животноводство. | ||
49 | Какая бывает промышленность? | ||
50 | Проект «Экономика родного края». | ||
51 | Что такое деньги? | ||
52 | Государственный бюджет. | ||
53 | Семейный бюджет. | ||
54 | Экономика и экология. | ||
55 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа. | ||
56 | Золотое кольцо России. | ||
57 | Золотое кольцо России. | ||
58 | Золотое кольцо России. | ||
59 | Проект «Музей путешествий». | ||
60 | Наши ближайшие соседи. | ||
61 | На севере Европы. | ||
62 | На севере Европы. | ||
63 | В центре Европы. | ||
64 | Путешествие по Франции и Великобритании. | ||
65 | На юге Европы. | ||
66 | По знаменитым местам мира. | ||
67 | Проверочная работа. | ||
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». |
Учебно – методическое обеспечение
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- лешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Принтер лазерный.
2. http://5klass.net/literatura-3-klass.html
3.http://tapisarevskaya.rusedu.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
календарно- тематическое планирование по окружающему миру по Школе России
В планирование включён модуль по ПДД 9 часов...
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....