Кто такие птицы (1 класс)
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Скрипник Анна Александровна

Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа 21 века». Автор учебника: Виноградова Н.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие птицы?»

Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа 21 века». Автор учебника: Виноградова Н.Ф.

Скрипник А.А., учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 11 Василеостровского района
г. Санкт-Петербурга
a-skrip@bk.ru

Тема урока: « Кто такие птицы?»
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для применения учащимися полученных знаний о птицах при составлении научно-познавательного текста.
Задачи:
- обучающие: формировать умение отличать птиц от других представителей фауны, уметь находить части тела птиц, устанавливать взаимосвязь между строением тела птицы и ее образом жизни;

- развивающие: развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уважительное отношение к мнению одноклассников.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; дополнять текст про птиц нужными словами с учетом полученных знаний; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, принимать и последовательно выполнять учебное задание, оценивать результат своей деятельности; познавательные — овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование позитивной учебной мотивации; уважительного отношения к иному мнению; готовности к сотрудничеству.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; учебник «Окружающий мир» (автор Виноградова Н.Ф.); карточки с заданием.


Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организационные моменты

Приветствие учащихся.
Проверка готовности класса к уроку.
Учитель предлагает настроиться на урок, прочитав
девиз урока: «Замечай красоту в природе, люби природу, заботься о ней, читай – и у тебя будет богатая душа и доброе сердце» (Г. Скребицкий).

Приветствие учителя.


Ученики настраиваются на урок.

1. Естественное действие

1.1. Актуализация знаний

Начнем наш урок с повторения.
1. Фронтальная работа
- Какие группы животных мы уже изучили?
- Назовите существенные признаки насекомых
- Как отличить рыб от других животных?


2. Индивидуальная работа на карточках
Задание.
Найдите на рисунках рыб и закрасьте квадрат красным цветом, если узнаете насекомое – желтым цветом.
Устный контроль.


Формулирует тему урока.
«Кто такие птицы».
Что вы хотите узнать на этом уроке?
Учитель записывает на доске:
1. Узнаем, каких животных называют птицами.
2. Будем учиться находить части тела птиц.
3. Узнаем, как птицы приспособились к жизни в разных условиях.


Ученики отвечают на вопросы фронтально.

Ученики обозначают указанным цветом каждую из указанных групп животных.
Ученики называют обозначенные цветами классы животных, проговаривая в качестве обоснования выбора существенные признаки:
- у насекомых 6 ног;
- тело покрыто чешуёй, и на теле присутствуют плавники.

Ученики на карточках видят оставшиеся картинки, по внешним признакам делают вывод, что это птицы.
Ученики высказываются

ПР. – знать признаки рыб, насекомых, уметь находить их изображения.
Р. – сличать результат своей работы с образцом (самоконтроль).
К. – адекватно отвечать на поставленный вопрос.
К. – достаточно полно определять свои мысли.

1.2. Самоопределение к деятельности

Предлагает проблемную ситуацию.
«Сегодня нам предстоит дополнить небольшие заметки о птицах, которые не умеют летать. Мы должны будем доказать, что они всё-таки птицы. Давайте подумаем, можем ли сделать это сразу? Что нам необходимо еще знать по этой теме?
Где мы сможем воспользоваться этими знаниями?»

Обсуждают проблему.
Осознают недостаточность своих знаний по теме и необходимость в приобретении новых знаний»


Л. – определять потребности в освоении темы.

2. Освоение информации по проблеме

2.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Можно ли всех животных назвать птицами? Давайте разберемся, кто же такие птицы.

Презентация (учитель сопровождает рассказом демонстрацию слайдов).
Предлагает сформулировать вывод по теме презентации, задавая наводящие вопросы:
«Где обитают птицы?»
«Какими внешними признаками различаются птицы?»
«Какой отличительный признак есть у всех птиц?»

Корректирует ответы учащихся и формулирует вывод:
Птицы – которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие – крошечные. Но у всех птиц есть признак, какого нет у представителей фауны. Именно этот признак и определил их общее название «пернатые».

Кто догадался, почему пернатые? (Тело покрыто перьями).

Воспринимают рассказ учителя.


Отвечают на вопросы учителя. Представляют свои ответы учителю и классу.






Р. – принимать и сохранять учебное задание. Преодолевать затруднения в построении высказывания.

К. – адекватно отвечать на поставленный вопрос. Внимательно слушать и слышать партнера.

2.2. Физкультминутка

Организовывает показ движений, называя птиц, движения которых нужно повторить (взлетает лебедь, ходит утка, ходит пингвин и т.д.).

Ученики выполняют различные движения, имитируя движения птиц.

Р. – уметь выполнять инструкцию учителя.

2.3. Учебно-познавательная деятельность

Организовывает последовательную работу учеников в парах.
Выдает карточки с изображениями воробья, дятла, утки, филина, клёста.
Задание:
Рассмотрите тело птицы.
Пользуясь знаниями, полученными сегодня на уроке, подпишите части тела птицы.
Подготовьте короткий рассказ о птице, изображенной на вашей картинке, по плану:
1. Какой пищей питается?
2. Как использует лапки?
3. Определите назначение хвоста, пользуясь параграфом учебника.

Предлагает сформулировать вывод о зависимости внешних признаков птиц и среды обитания.
Вывод: каждая птица приспособлена к своей среде обитания.

Работают в парах, устанавливают взаимосвязь между строением тела птицы и её образом жизни.


Работают с параграфом учебника и отбирают материал для своего рассказа.
Выстраивают последовательность высказываний по плану.
Выбирают выступающего.

Формулируют вывод. Представляют свои ответы учителю и классу.

К. – уметь работать в паре.

Л. – проявлять готовность к сотрудничеству.

Р. – принимать и сохранять учебные задания, оценивать собственные возможности для выполнения задания.

П. – осуществлять отбор информации в соответствии с учебным заданием, уметь устанавливать соответствие с внешним видом птицы и ее образом жизни.

К. – достаточно полно отвечать на поставленный вопрос. Внимательно слушать и слышать партнера.

2.4. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы

Письменный контроль освоения содержания темы.

Учитель предлагает подписать части тела птицы на индивидуальных карточках.

Выполняют задание. Предоставляют учителю результаты своей работы для проверки.

Р. – принимать и сохранять учебное задание, оценивать собственные возможности для выполнения задания.

Улучшенное действие

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Предлагает дополнить текст нужными словами, чтобы этот текст был научно обоснованным и мог быть помещен в учебник по окружающему миру. Работа по вариантам.
1 в. – текст «Пингвин»
2 в. – текст «Страус»
«Пингвины – это _____ (птицы, звери), потому что у них есть ____, ______ и _______. Пингвины, как и все птицы, откладывают ___ и высиживают _______. Пингвины не умеют _____.

2 в. – аналогичный текст о страусе.

Дополняют текст нужными словами, демонстрируя усвоение материала урока.
Предоставляют учителю результаты своей работы для проверки.

ПР. – знать существенные признаки птиц, обосновывать свое предположение.
Р. – принимать и сохранять учебные задания, оценивать собственные возможности для выполнения задания.

Рефлексивная деятельность

4. Рефлексия

Подведение итогов.
Вспомните, какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока. Узнали ли мы ответы на эти вопросы?
Что вы для себя открыли нового, интересного?
Как мы находили ответы на вопросы? (Слушали учителя, товарищей, сравнивали, делали выводы, исследовали).
Предоставляет лист самооценки, общий для всех (на доске).
Проговаривает критерии оценивания своей работы на уроке.


Предоставляют свои ответы учителю и классу.

Ученики прикрепляют изображение птицы, выданное каждому, на определенную высоту в соответствии с собственной самооценкой.


К. – достаточно полно выражать свои мысли.

Л. – проявлять желание к самооценке.

Р. – оценивать результат деятельности.


Лист самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такие птицы? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова

Разработка урока с презентацией к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий Мир"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

"Кто такие птицы?" 1 класс

Первоклассники получат представления  о птицах как животных. тело  которых покрыто перьями.  Познакомятся  с их строением....

конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс

аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...

Урок окружающего мира "Кто такие птицы?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие птицы?" Использован приём исследования пера птиц....

Урок окружающего мира "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - практикум с использованием ИКТ...

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...