"Кто такие птицы?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Первоклассники получат представления о птицах как животных. тело которых покрыто перьями. Познакомятся с их строением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kto_takie_ptitsy.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
по учебнику А. А. Плешакова («Школа России» ФГОС)
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок- исследование.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи: 1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3.Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход, проблемный, частично- поисковый.Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.
Учебные материалы:
- Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб и птиц.
- Карта Иркутской обл. с изображением птиц (на каждой парте)
- Аудиозапись диалога Муравья и Черепахи.
- Перья птиц.
- Лупа.
- Ножницы.
- Цветные карандаши.
- Стакан с водой.
- Веер с числами.
- Смайлики.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и поприветствуем их.
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились (Рыбы, насекомые, звери)
- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. (Работа выполняется самостоятельно)
- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).
- Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет)
- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка – голубь).
- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног).
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).
- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других животных)
- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке Вопросику и . Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
А вы как думаете, ребята?»
IV. Работа по теме урока.
-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы детей)
- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)
Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).
- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)
Физминутка
Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут руками.)
И что-нибудь птичье давайте мы, скажем… (Говорим кар-кар.)
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)
V. Продолжение работы по теме урока.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных.
А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).
- Кто знает как называют ученых, которые изучают птиц? (Орнитологи)
- Орнитологи – это новое для вас сложное слово. Чтобы его лучше запомнить давайте его проанализируем.
-Сколько в нем слогов? (5 слогов)
- Какой слог ударный? (3-й слог)
- Сколько в нем гласных? (5 гласных)
- Сколько согласных? (5 согласных)
- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам (ор-ни-то-ло-ги)
1. Практическая работа (в парах)
Итак мы с вами превращаемся в орнитологов. Я предлагаю вам исследовать птичьи перья.
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.
- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)
- Чем похожи?
- Посмотрите на экран какие бывают перья.
1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом при помощи мелких крючков. Аккуратно разъедините их.
2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)
4. - Прикоснитесь пером к щеке. Что почувствовали?(Тепло)
- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья помогают птице сохранять тепло).
5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.
Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо и для чего оно птице?
(Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от холода)
- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.
2. Беседа.
Существует очень много видов птиц, некоторые из них очень необычные.
И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (страус)
О страусе нам сегодня расскажет Антон. (Умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.)
А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (Пингвин)
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин.
Антарктический ... (пингвин)
(Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв - оружие в драке.)
- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс ……. (павлин)
- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску - для привлечения внимания самки)
Муравей Вопросик предлагает вам посмотреть какие птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит карта Иркутской области, на ней изображения птиц которые здесь обитают. Давайте прочитаем их названия и посчитаем этих птиц. (Работа в парах)Пока дети работают звучит аудиозапись пения птиц.
- Сколько видов птиц вы насчитали? (10)
- Какие виды вы запомнили? (Ответы детей)
VI. Рефлексия.
Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных)
Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы детей)
- С каким настроением вы работали?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек. (Дети показывают смайлики)
Домашнее задание:
- Научиться рисовать птичку (рабочая тетрадь с. 26 № 3)
- Приготовить сообщение о какой-нибудь интересной птице (по желанию)
VII. Итог урока.
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"
В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....
Что такое мастер-класс.
В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс.
Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс. школа 21 века...
Что такое перевёрнутый класс ? !
Что такое перевёрнутый класс ? !Активное обучение учащихся первой ступени общего среднего образования посредством метода «Перевёрнутый урок»...
Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"
Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...