Уроки окружающего мира в 3 классе по УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Милкина Татьяна Петровна

В папке содержатся подробные урочные планы уроков окружающий мир. Используется дополнительный материал в соответствии с рекомендациями автора.Конспекты помогут учителю интересно провести урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

дата

урока

№  урока.  тема урока  

 Планируемые  результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся  

Возможные   формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

06.09

1

Земля – наш общий дом

(Повторение учебного материала, изученного в 1 и 2 классах)

Разнообразие растений. животных. их существенные признаки.

Основные понятия:

предки, окультуривание, одомашнивание, сорт, порода, заповедник, заказник.

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Вспоминают, какие группы растений, грибов, животных они изучали в 1 классе, называют их существенные признаки и приводят примеры; небесные тела, формы суши, виды водоёмов, которые изучали во 2 классе,

Выполняют тестовую работу №1

Учебник  – с. 8–13; Рабочая тетрадь – с. 2, задания 1, 2;

Тестовые задания - с. 3 – 14, тест № 1, работа № 1.

07.09

2.

Разнообразие изменений в природе и в жизни людей

История – наука о прошлом. Основные понятия: изменения, наука история, способы познания, целенаправленное наблюдение, исследование, проектная работа.

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Анализируют картинки  и предполагают, что будет изучаться на уроке, принимают и решают поставленные (в авторских подзаголовках) задачи разными способами.

Учебник – с. 14–21;

Рабочая тетрадь – с. 3, задания 3, 4.

13.09

3.

Времена года

Названия сезонов, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни равноденствий и солнцестояний.

Причина неодновременного наступления сезонных изменений в природе в разных местах Земли.

Основные понятия:

Сезоны, световой день, равноденствие, солнцестояние, астрономическое и календарное начало сезона,  отрывной календарь.

Умение пользоваться отрывным календарём.

Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

Умение ставить познавательную задачу, выбирать способ и планировать её решение.

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Анализируют картинки (верхние маленькие и рисунок под заголовком) и предполагают, какие явления они будут изучать.

Рассуждают, почему на иллюстрациях изображено Солнце. Вспоминают, что они узнали о Солнце, о Земле и её движениях во 2 классе.

Учебник – с. 22-26; Рабочая тетрадь – с. 4–5, задания 5, 7.

14.09

4.

Старинный календарь

Представление о том, каким в старину был календарь

Основные понятия:

месяцеслов, календарь.  

Наглядно-образное и логическое мышление.

Интерес к жизни своих предков, уважительное отношение к их обычаям и традициям.

Узнают о месяцеслове – старинным календарём наших предков, читая текст.

Рассматривают иллюстрацию, сравнивают названия месяцев

Учебник – с. 27–29;

Рабочая тетрадь – с. 4–5, задания 6, 8, 9.

20.09

5.

Атмосферные явления и погода

Атмосфера, атмосферные явления.

Погода, её характеристики: состояние облачности, осадки, ветер, температура воздуха.

Ветер, его характеристики и измеряющие их приборы.

Условные знаки погодных явлений.

Основные понятия:

атмосферное явление, осадки, состояние облачности, погода, засуха, ненастье, ветер, штиль, шторм, флюгер.

Наблюдательность, эмоциональное восприятие погодных явлений.

Умение выбирать нужную информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений и представлять её с помощью знаково-символических средств, умение кодировать и декодировать условные знаки.

Анализируют маленькие картинки, читают название темы урока, определяют, что им не известно по теме урока и ставят познавательные задачи.

Вспоминают, что им известно из курса 2 класса о природных явлениях, об облаках, аргументируют свои ответы на вопросы.Узнают и принимают познавательные задачи перед чтением каждой смысловой части учебного текста.

Учебник – с. 30–35;

Рабочая тетрадь – с. 6-7, задания 10–15.

21.09

6.

Температура и её измерение

Температура – степень нагретости воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Градус – единица измерения температуры.

Основные понятия:

температура, термометр, градус, шкала.

Умение пользоваться термометром, измерять температуру воздуха, воды и фиксировать её значение.

Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при выполнении учебной задачи. Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, эксперимента и представлять её в разных формах, в том числе с помощью знаково-символических средств.

Анализируют маленькие картинки, читают название темы урока, обсуждают, какие картинки подходят к этому уроку, оценивают свои знания и, что им не известно по теме урока и ставят познавательные задачи. Делают модель термометра.

Отмечают погоду на страницах дневника наблюдений в рабочей тетради

Учебник – с. 36–39;

Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 16 – 21.

27.09.

7.

Прогноз погоды.

Представление о современной метеослужбе. Прогноз погоды, его составление.

Профессии метеоролог и синоптик.

Основные понятия:

прогноз погоды, метеоролог, синоптик,

метеорологические приборы, метеостанция, метеоспутник.

Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту и желание его использовать в своей жизни..

.

Анализируют маленькие картинки, читают название темы урока, предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, определяют, что им не известно по теме урока и ставят познавательные задачи. Составляю схему «Прогноз погоды»,  в которой указывают, какие характеристики погоды узнают метеорологи, чтобы синоптики составили её прогноз.

Учебник – с. 40–44;

Рабочая тетрадь – с. 10-11, задания 22-25;

Тестовые задания - с. 21–24, работа №2.

28.09

8.

Необычные атмосферные явления.

Представление о необычных атмосферных явлениях: о грозе, молнии, громе, урагане, смерче, радуге, граде.Правила безопасного поведения во время грозы.Основные понятия:

гроза, молния, гром, ураган, смерч, радуга, град.

Наблюдательность, любознательность, эмоциональное восприятие природных явлений, эстетические чувства.

Навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Умение работать с текстом

Вспоминают, что они узнали о природных явлениях, характеризующих погоду. Анализируют стихотворение и Предполагают, что опаснее гром или молния

Учебник – с. 45 – 50;

Рабочая тетрадь – с. 11, задания 26-28;

Тестовые задания - с. 15–20, тест № 2, с. 25-28, работа с текстом.

04.10

9.

Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей

Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фиксировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии совместно с одноклассниками.

Наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Умение сотрудничать в группе.

Распределяются на группы (с помощью учителя или самостоятельно), выбирают объекты для наблюдения, планируют ход наблюдений, распределяют работу, обсуждают форму представления результатов своих наблюдений.

 

05.10

11.10

10.

11.

Осень в природе.

Осень в природе.

Осенние явления в неживой и живой природе, их причины.

Основные понятия:

иней, заморозок, бабье лето, листопад, пробковый слой, отмирание надземной части растений, оцепенение, перелётные, осёдлые, кочующие, линька, спячка.

Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе, наглядно-образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие природы, эстетические чувства.

Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста

Читают название темы урока, рассматривают маленькие картинки (вверху), предполагают, какие осенние изменения в природе они отражают, о чём можно рассказать с их помощью. Рассматривают иллюстрацию и доказывают, что на ней изображена природа осенью, называют признаки осени в неживой и живой природе. Сравнивают погоду в летние и осенние месяцы. Ставят познавательные задачи.

Учебник – с. 51–62;

Рабочая тетрадь – с. 12–15, задания 1–9, с. 16, задание 11;

с. 21, задания 21-24;

Тестовые задания - с. 35–38, работа № 3.

12.10

12.

Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков

Представление об осенних заботах, работах, праздников в жизни людей.

Основные понятия:урожай, трудолюбие, щедрость, саженцы, озимые культуры, страда, сенокос, обмолачивание, жатва, цеп, вилы, коса, серп, грабли, красный угол, обряд.

Понимать нужность и важность сельскохозяйственного труда, уважительно относиться к сельским труженикам.

Познавательный интерес к жизни наших предков, творческие способности,

участвовать в проектной деятельности.

Рассматривают маленькие картинки (вверху), читают название темы урока и предполагают, что будут изучать на уроке. Рассуждают, почему так названа тема урока.

Рассматривают и сравнивают колоски (на иллюстрациях, гербарных листах, собранные летом) хлебных культур.

Практическая работа№1

Тестовые задания - с. 29–34, тест № 3.

18.10

13.

Тело и вещество. Три состояния вещества

 

Отличительные признаки тел, веществ, явлений. Представление о трёх агрегатных состояниях вещества, твёрдом, жидком, газообразном.

Основные понятия: тело, вещество, явление, состояние вещества.

Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их

Рассматривают иллюстрации на с. 71, оценивают своё незнание предстоящего раздела, ставят познавательную задачу, выбирают способ её решения

Учебник – с. 71-73;

Рабочая тетрадь – с. 22-23, задания 1-4.

19.10

14.

Строение вещества

.

Вещества состоят из молекул, между ними есть промежутки.

Молекулы состоят из атомов, их число и расположение в разных молекулах различно.

Основные понятия: молекула, атом, межмолекулярные промежутки, упругость, текучесть, летучесть.

 

Познавательный интерес к изучению строения веществ, понимание важности научных знаний о строении веществ.

Логическое мышление, умение высказывать гипотезы, находить их подтверждение экспериментальным путём.

Предполагают, из чего состоят вещества. Пытаются на интуитивном уровне объяснить причины некоторых явлений, предложенных в учебном материале (с. 74, 76), проверяют свои гипотезы, читая текст.

Устанавливают соответствие между вербальной, наглядной, модельной (предметной) формой представления частиц вещества. Рассуждают, пользуясь словесной, наглядной, модельной, схематической

Учебник – с. 74–77;

Рабочая тетрадь – с. 23, задания 5-7, с. 24, задание 10

Тестовые задания – с. 45-48, тестовая работа № 4.

25.10

15.

Удивительные открытия

Представление об увеличительных приборах, открытия учёных, сделанные с их помощью.Представление о движении молекул, о простейших, бактериях, клетках, одноклеточных и многоклеточных организмах.Основные понятия:

линза, лупа, микроскоп, простейшие, клетка, бактерии, одноклеточный и многоклеточный организм.

Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного.

Умение выделять научную информацию из научно-популярного текста, иллюстраций, данную в неявном виде.

оценивать свои успехи по освоению УУД.

Рассматривают увеличительные приборы (лупу, микроскоп), называют их части. Выполняют практическую работу, наблюдают под лупой мелкие предметы, листья, цветки растений (можно растительные клетки арбуза, апельсина, кожицы лука), убеждаются в том, что они увеличивают их размеры.

Знакомятся с открытиями учёных с помощью учебного и научно-популярного текстов, соответствующих иллюстраций,

Учебник – с. 78–85;

Рабочая тетрадь – с. 24-25задания 8, 9, 11-14.

Тестовые задания – с. 39-44, тест № 4.

Практическая работа №2

26.10

16.

Воздух и его состав

Значение воздуха для живых организмов. Представление о воздухе как газообразном веществе, состоящем из смеси газов.

Основные понятия:

газообразное вещество, смесь газов, кислород, углекислый газ, водяной пар, азот, пустота, скафандр, акваланг. 

Наблюдательность, логическое, экологическое мышление. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Вспоминают, что уже узнали о воздухе, изучая тему «Атмосферные явления и погода». Рассматривают маленькие рисуночки, высказывают предположения о том, что будут изучать ещё. Оценивают свои знания и ставят новые познавательные задачи.

Учебник – с. 86–89;

Рабочая тетрадь – с. 26, задания 15-17.

08.11

17.

Свойства воздуха

Основные понятия:

прозрачность, упругость, теплопроводность, горение, пожар.

Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам.

Ставят задачу - узнать свойства воздуха. Выбирают способ её решения (экспериментальный), планируют ход опытов, обсуждают технику безопасности их проведения.

Учебник – с. 90-91;

Рабочая тетрадь – с. 27-28, задания 18-20.

09.11

18.

Как используют воздух

 

Основные понятия:

Воздухоплавание, ветряная мельница, ветродвигатель, воздушный шар, планёр.

Наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, творческие способности.

Интерес к жизни наших предков, к истории транспортных средств

Обобщают и систематизируют знания о свойствах воздуха, полученные разными способами – наблюдением и опытным путём. Выделяют свойства воздуха, которые используют люди ещё с давних

Учебник – с. 92-94;

Рабочая тетрадь – с. 28-29, задания 21-22.

15.11

19.

Вода и её свойства

Значение воды.  Свойства воды

Основные понятия: среда обитания, водоём, пресная и питьевая вода, водяная мельница, водопровод, колодец, коромысло, водовоз, водяная колонка, водонапорная башня, родник.

Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы.

Вспоминают, что уже узнали о воде и водоёмах из курсов 2 и 3 классов. Рассматривают маленькие рисуночки, предполагают, что им предстоит узнать о воде. Оценивают свои знания и ставят новые познавательные задачи.

Учебник – с. 95-99;

Рабочая тетрадь – с. 30-32, задания 23-29.

Практическая работа №3

16.11

20.

Очистка воды

Источники загрязнения воды и экологические проблемы, связанные с использованием загрязнённой воды.

Основные понятия:

растворение, очистка воды, очистные сооружения, фильтр, хлор.

Интерес к способам сохранения своего здоровья, понимание их важности для жизни.

Умение ставить задачу, выбирать способ и планировать свои действия.

Обсуждают экологические проблемы, связанные с загрязнением воды бытовыми и промышленными отходами, когда удобрения, используемые на полях, становятся опасными для жизни.

Учебник – с. 100-101;

Рабочая тетрадь – с. 33, задания 30-31.

22.11

21.

Превращения воды

Вода, лёд, водяной пар – три агрегатных состояния воды.

При изменении температуры вода может переходить из одного состояния в другое: испаряться и конденсироваться, замерзать и таять.Основные понятия:

таяние, замерзание, испарение, конденсация, туман, иней, роса, смог.

Наглядно-образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, рассуждать, используя связки, содержащие слова «если…то», «когда…то…или».

Готовность сотрудничать при выполнении и обсуждении экспериментальной работы.

Рассматривают иллюстрации (с. 102), читают название темы и предполагают, что будут изучать на уроке. Вспоминают, что узнали о веществах, в каких состояниях они могут находиться, чем различается при этом расположение молекул. Комментируют маленькие картинки (вверху с. 102), объясняют, что они помогли вспомнить о трёх состояниях веществ и воды.

 

Учебник – с. 102-106;

Рабочая тетрадь – с. 34-36, задания 32-37.

23.11

22.

Круговорот воды в природе

Представление о круговороте воды в природе, о его протекании, о прекращениях воды во время этого процесса.

Основные понятия:

круговорот воды.

Познавательный интерес к изучению природных процессов, наглядно-образное, логическое, экологическое мышление, эмоциональное восприятие окружающего мира.

 

Читают стихотворение, обсуждают, какая проблема стоит перед ними, пытаются её решить, опираясь на знания, полученные ранее, убеждаются, что этих знаний недостаточно и ставят познавательную задачу – узнать, что происходит с водой в природе с течением времени.

Учебник – с. 107-109;

Рабочая тетрадь – с. 37-39, задания 38-41.

29.11

23.

Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды»

Самооценка и оценка знаний учащихся о свойствах воздуха и воды, выявление и устранение пробелов.Умение проводить исследования и делать выводы результатам

Осуществлять самооценку усвоения предметных знаний и метапредметных умений: умений извлекать информацию из разных источников знаний, планировать экспериментальную деят

Обобщают и систематизируют знания о воздухе и воде.

Выполняют работу в тестовой тетради. Анализируют тексты, рисунки, схемы, извлекают информацию из разных источник1ов знаний, данную в явном и неявном виде.

Учебник – с. 86-109;

Тестовые задания – с. 49-60, тест № 5, работа № 5.

30.11

24.

Почва, её состав и свойства

Представление о почве как плодородном слое земли, его составе и образовании.

Основные понятия:

почва, гумус, перегной, чернозём, плодородие.

Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы

Обсуждают название темы урока, вспоминают из курса 2 класса, в каких значениях употребляется слово «земля», ставят познавательные задачи – узнать, как называется плодородный слой земли, как он образуется, из чего состоит.

Учебник – с. 110-114;Рабочая тетрадь – с. 40-42, задания 42-46.

06.12

25.

Обитатели почвы

Почва – среда обитания разных групп живых существ. Взаимосвязи растений, почвенных животных и микроорганизмов. Основные понятия:микробы, круговорот веществ в почве.

Участвовать в совместной деятельности, в обсуждении возникающих проблем, оценивать предположения, выдвинутые одноклассниками, сравниватьсобственными

Вспоминают из курса 1 класса, какие животные обитают в почве, обсуждают, чем отличается их образ жизни от животных, обитающих в воздушной, водной, наземной среде. Рассказывают одноклассникам о своих наблюдениях за почвенными

Учебник – с. 115-117;

Рабочая тетрадь – с. 43, задания 47-49,

с. 46-47, задание 54.

07.12

26.

Почва – кормилица

Природные причины и действия людей, разрушающие и ухудшающие плодородие почвы. Основные понятия:обработка почвы, снегозадержание, удобрение, компост, навоз, мотыга, соха, борона, плуг, сеялка,

Уважительное отношение к сельскому труду. Интерес к жизни наших предков. Осознание важности соблюдения норм экологически грамотного поведения в природе  и в быту, участвовать в природоохранной деятельности.

Анализируют результаты теста, с целью постановки новых познавательных задач. Рассматривают маленькие рисунки (верхние) и иллюстрации, читают название темы и предполагают, что будут изучать на уроке.

Учебник – с. 118-121;

Рабочая тетрадь – с. 44-45 задания 50-53.

13.12

27.

Обобщающий урок по теме «почва»

Обобщать полученные знания о телах и веществах, их строении и свойствах, умения исследовать их и характеризовать, применять знания и умения при решении разных учебных задач.

Умение планировать экспериментальную работу, последовательность действий, делать выводы

Умение извлекать нужную информацию из разных источников знаний: текста, иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, собственных наблюдений, опыта. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать знаково-символические средства.

Дают аргументированные ответы на поставленные вопросы по изученной теме, приводят конкретные примеры, доказывая своё понимание сущности понятий.

Выполняют задания с целью проверки своих умений проводить наблюдения и опыты, ставить познавательную задачу,.

Контрольный  урок №1

Учебник – с. 122;

Тестовые задания – с. 61-68, тест № 6,

работа № 6.

14.12

28.

Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей

Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фиксировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии совместно с одноклассниками.

Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, экологическую культуру, творческие способности

Распределяются на группы (с помощью учителя или самостоятельно), выбирают объекты для наблюдения, планируют ход наблюдений, распределяют работу, обсуждают форму представления результатов своих наблюдений.

Практическая работа № 4

20.12

29.

Зимние явления в неживой природе

Зимние явления в неживой природе: снегопады, метели, установление снегового покрова, ледостав на водоёмах, изморозь, оттепели и гололедица.

Правила безопасного поведения в зимний период

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, наглядно-образное и логическое мышление.

Читают название темы урока и рассматривают маленькие картинки (вверху), предполагают, какие зимние изменения в природе они отражают, о чём можно рассказать с их помощью. Рассматривают иллюстрации и доказывают, что на них изображена природа зимой. Сравнивают погоду в осенние и зимние месяцы.

Практическая работа № 5«Свойства снега и льда»

Учебник – с. 123–131; Рабочая тетрадь – с. 48–51, задания 1–8.

21.12

30.

Как зимуют растения

Представление о зимнем периоде в жизни разных групп растений. Внешний вид разных деревьев зимой.

Основные понятия:

состояние глубокого покоя у растений, вечнозелёные растения, корневище, кора, морозобоина, годичные кольца прироста.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности,

осознание важности экологических знаний, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Рассматривают маленькие картинки, предполагают, какие явления в жизни растений зимой будут изучать. Определяют познавательные задачи – узнать, что происходит в жизни разных групп растений в зимний период.

Учебник – с. 132–138;

Рабочая тетрадь – с. 51–53, задания 9–13.

27.12

31.

Зимняя пора в жизни животных

Представление о жизни разных групп животных в зимний период.

Значение снегового покрова, ледостава на водоёмах для жизни животных.

Основные понятия: линька, спячка, активный образ жизни,  оцепенение, теплокровные и холоднокровные животные, прорубь.

Понимать важность бережного отношения к животным зимой, желание помочь им

в трудный для них период жизни.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.

Ставят познавательные задачи – узнать, какие явления происходят в зимний период времени в жизни животных разных групп, как они приспособились к суровым зимним условиям.

Выделяют изменения в жизни млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся зимой.

Учебник – с. 139–148;

Рабочая тетрадь – с. 54-58, задания 14–19.

11.01

33.

Обобщающий урок. Январь – середина зимы

Знание о соотношении длительности дня и ночи в разные времена года.

Знания о зимних явлениях в неживой и живой природе.

Знание свойств воды, находящейся в разных агрегатных состояниях.

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы

Подводят итоги наблюдений за декабрь. Сравнивают погоду декабря и января.

Обобщают и систематизируют знания о времени года зима. Дают аргументированные ответы на вопросы (с. 149).

. Умение измерять температуру.

Учебник – с. 149;

Тестовые задания – с. 65-72, тест № 7, работа № 7.

27.12

32.

Как зимовали наши предки

Представление о жизни наших предков зимой, их заботах, обычаях, традициях, праздниках.

Интерес к образу жизни предков, осознание себя частью своего народа, уважительное отношение  традиция

Рассматривают маленькие картинки (вверху), читают название темы урока и предполагают, что будут изучать на уроке.

Учебник – с. 150 - 156;Рабочая тетрадь – с. 59, зад. 20, 21

Практическая  работа №6

«Как на Руси провожали зиму и встречали весну»

17.01

34.

Организм человека

Представления об анатомии, физиологии, медицине, гигиене как науках, изучающих организм человека. Важность здорового образа жизни для здоровья человека.

Основные понятия:

анатомия, физиология, медицина, гигиена, здоровый образ жизни, организм, клетки, ткани, органы, система органов.

Познавательный интерес к изучению своего организма, готовность к самовоспитанию. Осознавать ценность жизни во всех её проявлениях, знать основы здорового образа жизни, готовность следовать ему.

Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально.

Вспоминают из курсов 1, 2 и 3 класса способы познания окружающего мира, науки, изучающие неживую природу, живые существа.

Читают название раздела, рассматривают иллюстрацию, предполагают, развитие каких организмов будут изучать.

Учебник (2 часть) – с. 6-12;

Рабочая тетрадь №2 – с. 2,3  задания 1-5.

18.01

35.

Надёжная опора и защита

Основные травмы способы оказания первой помощи.Основные понятия:скелет, позвоночник, суставы, связки, кости, костный мозг, травма, вывих, растяжение, перелом, гипс, рентген, осанка, плоскостопие.

Желание планировать пути сохранения своего здоровья.

Готовность следовать правилам безопасной жизни, умение оказывать первую помощь при травмах.

Рассматривают маленькие картинки (вверху), догадываются, что будут изучать на уроке, предполагают, почему эти картинки помещены вместе, ставят и принимают познавательные задачи по ходу изучения каждого смыслового блока.

Учебник – с. 13-20;

Рабочая тетрадь – с. 3-4, задание 6.

24.01

36.

Мышцы, их разнообразие и функции

Значение мышц для организма, из разнообразие.

Основные понятия:

мышцы, сухожилие, ахиллово сухожилие, скелетные и мимические мышц

Интерес к познанию и развитию своего организма.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Читают название темы, рассматривают маленькие картинки (вверху), догадываются, что будут изучать на уроке Выполнять правила гигиены после физических упражнени

Учебник – с. 21–23;

Рабочая тетрадь – с. 5, задания 7, 8.

25.01

37.

Органы дыхания

Процесс дыхания, его значение для жизни. Органы дыхания, последовательность их расположения в организме человека, процесс дыхания.

Курение, его вред здоровью.

Основные понятия:

дыхание, лёгкие, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгочные пузырьки, никотин, противогаз, акваланг

Интерес к познанию процессов жизнедеятельности своего организма, желание проводить самонаблюдения за ними.

Понимать важность выполнения правил гигиены органов дыхания, вред курения.

Извлекать информацию из иллюстраций, рисунков-схем, данную в явном и неявном виде.

Планировать и проводить исследования

Читают название темы, рассматривают маленькие картинки (вверху), догадываются, что будут изучать на уроке, предполагают, почему здесь изображён курящий мальчик, оценивают своё незнание и ставят познавательные задачи – узнать состав и функции дыхательной системы, что опасно и вредно для неё.

Вспоминают из курса 3 класса, что они знают о воздухе, какой газ необходим для дыхания

Учебник – с. 24–27;

Рабочая тетрадь – с. 5-6, задания 9-12.

31.01

38.

Кровеносная система

Учебник – с. 28–33;

Рабочая тетрадь – с. 7, задания 13-15.

Представление о работе кровеносной системы, её строении. Кровеносные сосуды, их виды.

Основные понятия:

система кровообращения, сердце, кровеносные сосуды, артерии, вены, капилляры, пульс, красные кровяные тельца, белые кровяные тельца, кровяные пластинки, анализ крови, переливание крови, донор.

Интерес к познанию процессов жизнедеятельности своего организма, желание сохранять его здоровье. Понимать важность выполнения правил безопасной жизни.

представлении знаний в ролевой игре.

Читают название темы, рассматривают маленькие картинки (вверху), осознают своё незнание и ставят познавательные задачи – узнать, какие органы входят в кровеносную систему, как она работает, каков состав крови, какие функции выполняют её частицы, что опасно и вредно для неё.

Работают со схемами, называют органы кровообращения

Практическая работа № 7

«Удивительная жидкость- кровь»

01.02- 07.02

39. 40.

Питание. Органы пищеварения

Значение питания для организма. Разнообразие веществ, содержащихся в продуктах питания: белки, жиры, углеводы, витамины.

Основные понятия:

питание, пища, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, меню, вегетарианцы, аллергия, пищеварительная система, ротовая полость, резцы, клыки, коренные зубы, пищевод, желудок, желудочный сок, кишечник, печень.

Понимание важности для организма разнообразия пищи, богатой витаминами, выполнения правил гигиены органов пищеварения.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками для решения поставленных задач.

 Принимать участие в творческой работе.

Рассматривают маленькие картинки (вверху), предполагают, что будут изучать, осознают своё незнание и ставят познавательные задачи – узнать, какие вещества необходимы организму для роста и развития, какие органы входят в пищеварительную систему, как она работает, что опасно и вредно для неё, как правильно ухаживать за органами пищеварения.

Учебник – с. 34–40;

Рабочая тетрадь – с. 8-12, задания 16-24.

08.02

41.

Органы очистки организма

   Основные понятия:

выделительная система, почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, моча, кожа, эпидермис, дерма, потовые и сальные железы, загар.

Понимание важности для здоровья выделения из организма вредных и ненужных веществ, соблюдения правил гигиены органов выделения.

 ставят познавательные задачи – узнать, почему организм нуждается в очистке,  

Тестовые задания - с. 83–86, работа № 8. Учебник – с. 41–45;

Рабочая тетрадь – с. 13, задания 25-27;

14.02

42.

Нервная система и её роль в организме

.

Значение нервной системы для организма.

Представление о строении и работе головного и спинного мозга. Память, её виды: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная память.

Правила безопасного поведения в природе и обществе.

Основные понятия:нервная система, головной и спинной мозг, нервы, полушария мозга, кора головного мозга, память, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная память. 

Понимание важной роли для организма нервной системы, важности внимательного и дружелюбного отношения к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия.

Умение выбирать научную информацию из научно-популярных текстов, представлять её одноклассникам.

Принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

Обобщают знания о работе изученных систем органов: дыхательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной. Определяют цель урока – узнать, какая система руководит работой всего организма.

Читают название темы урока, рассматривают маленькие картинки (вверху), предполагают, что будут изучать, осознают своё незнание и ставят познавательные задачи – узнать, что относится к нервной системе, какова её роль в организме, какие функции она выполняет, что вредит её здоровью. Анализируют рисунки-схемы,.

Учебник – с. 47-51;

Рабочая тетрадь – с. 14-15, задания 28-30

 15.02

21.02

43

44

Органы чувств, их значение и гигиена

Значение органов чувств как источников информации об окружающем мире.

Представление о строении и работе органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

Основные понятия:

зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, люди с ограниченными возможностями

Наблюдательность, внимательность, эмпатию к людям с нарушением здоровья, желание оказывать им помощь.

Понимание важности для здоровья соблюдения правил безопасной жизни и гигиены.

Вспоминают, что узнали об органах чувств во 2 классе. Обобщают и расширяют знания о работе органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

При работе с учебной статьёй выделяют новые знания, новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной и схематической форме.

Учебник – с. 52-60;

Рабочая тетрадь – с.16, 17, задания 31-34.

22.02

45

Как лечились наши предки

Основы здорового образа жизни, правила экологически грамотного отношения к своему организму, безопасного поведения в природе и обществе.Основные понятия: знахарь, травник, баня, моржевание.

Осознание уровня усвоения знаний, способности к самооценке успехов учебной деятельности. Умение решать разные учебные задачи

Выполняют задания в тестовой тетради. Проверяют свои предметные знания и метапредметные умения.

Учебник – с. 61-64;

Рабочая тетрадь с. 17, задания 35-36, с. 18-19, задания для самоконтроля Тестовые задания - с. 77–82, тест № 8.

28.02

46

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей

Основные понятия:

Метель, вьюга, сосульки, сугроб, капель, ручей, проталины, сокодвижение, набухание почек, первоцветы.

Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любознательность, эмоциональное, эстетическое восприятие природы, экол. культуру

Распределяются на группы (с помощью учителя или самостоятельно), выбирают объекты для наблюдения, планируют ход наблюдений, распределяют работу, обсуждают форму представления результатов

Учебник – с. 65-69.

Рабочая тетрадь – с. 20, задания 1–4.

01.03

47

Как провожали зиму наши предки

Весенние явления в неживой и живой природе.

Правила безопасного поведения в весенний период.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, наглядно-образное и логическое мышление. Участвовать в проектной деятельности, развивать творческие способности.

Читают название темы урока и рассматривают маленькие картинки (вверху с. 70), рассказывают, что они отражают, что можно узнать о старинном обычае проводов зимы.

Учебник – с. 70-72;

Рабочая тетрадь – с. 21, задания 5-7.

07.03

48

Размножение животных разных групп. Развитие птиц

Представление о разнообразие способов размножения животных.

Развитие птиц. Строение куриного яйца, значение каждой его части для развития зародыша.

Основные понятия: потомство, живородящее животное, яйцо, икринка, стадии превращения, скорлупа, желток, белок, зародыш, инкубатор.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности,

Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью.

Обсуждают, какое время года наступает после зимы, какие явления в неживой природе происходят при этом, чем важно это время года в жизни животных. Вспоминают из курса 1 класса, какие группы животных им известны, называют существенные признаки каждой группы. Определяют познавательные задачи – узнать, как размножаются и развиваются разные группы животных.

Учебник – с. 73-75;

Рабочая тетрадь – с. 22, задания 8, 9.

14.03

49.

Развитие рыб и земноводных

Представление о размножении рыб и земноводных, стадии их развития.

Основные понятия:

личинка, малёк, головастик.

Познавательный интерес к изучению живой природы, наблюдательность, любознательность.

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, рисунок, схема, модель.

Вспоминают из курса 1 класса, какие животные обитают в водной среде, по каким существенным признакам различаются рыбы и земноводные, чем отличаются разные виды рыб, земноводных, описывают строение рыбы и лягушки, сравнивают их.

Учебник – с. 76-77;

Рабочая тетрадь – с. 22, задание 10.

15.03

50.

Стадии развития насекомых

Насекомые, их существенные признаки. Среда обитания насекомых, способы их размножения и стадии развития

Основные понятия:

стадии развития, яйцо, гусеница, куколка.

Осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к насекомым помощникам.

Приводят примеры насекомых наиболее распространённых в своей местности и тех, что занесены в Красную книгу.

 Читают тексты о размножении и развитии разных видов насекомых, рассматривают и анализируют иллюстрации, находят соответствие словесной  наглядной информации.

Учебник – с. 78-80;

Рабочая тетрадь – с. 22-23, задания 11–12;

Тестовые задания - с. 87-94, работа № 9. Экспресс-тест №1.

21.03

51.

Разнообразие растений.

Основные понятия:

водоросли, мхи, папоротники, хвощи, споры, хвойные и цветковые растения; теневыносливые, светолюбивые, теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые, засухоустойчивые, лекарственные растения.

Наблюдательность, желание проводить наблюдения с целью получения нужной информации.Умение работать с научно-популярным текстом, выделять научную информацию. Умение работать  схемами.

Рассматривают маленькие картинки (вверху), читают название раздела и предполагают, что будут изучать далее.

Приводят примеры растений разных групп, наиболее распространённых в своей местности, и тех, что занесены в Красную книгу.

Учебник – с. 81-83;

Рабочая тетрадь – с. 24, 25, задания 13, 14.

22.03

 

52. –

 

Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения

Свойства живых существ, присущие растениям.

Основные понятия:

однолетнее и многолетнее растение, растительный организм, органы растения; семенная кожура, зародыш, семядоля, корешок, стебелёк, почечка.

Интерес к исследовательской деятельности, желание проводить исследования самостоятельно и в группе одноклассников, сотрудничая с ними.

Доказывают, что растения – живые организмы, называют свойства живых существ, присущие растениям.

Рассматривают реальные семена фасоли (гороха), соотносят словесную и наглядную информацию, по рисунку-схеме называют части семени фасоли

Учебник – с. 84-85;

Рабочая тетрадь – с. 26, 27, задания 15 – 21

Практическая работа № 8

«Растение – единый организм»

04.04

53.

Корни и стебли растений. Разнообразие листьев растений, их функции.  

Простые и сложные листья, их строение. Функции листа.

Основные понятия: стержневая и мочковатая корневая система, главный корень, боковой корень, корневые волоски; листовые и цветочные почки, очерёдное, супротивное и мутовчатое расположение почек.

листовая пластинка, устьица, жилки, черешок, сидячий лист.

Наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие природы, наблюдательность, любознательность, желание доводить исследование до конца.

.

Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 92), вспоминают, что они уже знают о листьях из курса 1 класса, предполагают, что они будут изучать, ставят задачу – узнать, какое строение имеет простой лист растения, как называются его части, какое значение имеют листья в жизни растения, какие функции они выполняют.

Учебник – с. 92–96;

Рабочая тетрадь – с. 33-35, задания 30-34.

05.04

54.

Цветок, его роль в жизни растения

Разнообразие цветков растений, одиночные цветки и соцветия.

Основные понятия:

соцветие, цветоножка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинки и пестик, пыльца, опыление, завязь, плод

Эстетическое восприятие природы, понимание важности сохранения её разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях.

Вспоминают из курса 1 класса, какие лесные, полевые, садовые цветы они знают, находят сходства и различия в их строении, проверяют по тексту свои выводы.

Учебник (2 часть) – с. 97–100;

Рабочая тетрадь  – с. 36-37, задания 35-39, с. 38, задание для самоконтроля, № 1

11.04

55.

Способы размножения растений

Способы распространения семян цветковых растений. Роль ветра, воды, животных в распространении семян.

Размножение растений другими способами: листьями, усами, стеблевыми черенками, клубнями, луковицами, корневой порослью.

Основные понятия:

крылатка, парашютик, летучка, луковица, клубень, усы, черенки, корневая поросль.

Познавательный интерес, желание проводить собственные исследования. Наблюдательность, аккуратность в работе, доведение её до конца.

Умение контролировать усвоение знаний, находить пробелы, восполнять их, давать оценку своим успехам.

Умение сотрудничать в коллективной работе, представлять её результаты в разной форм

Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 101), читают название темы, предполагают, о каких способах размножения растений можно рассказать используя эти рисунки,

вспоминают, что они уже знают о размножении растений, убеждаются в недостаточности своих знаний, ставят задачу – узнать, какими способами размножаются растения, какие части растения могут выполнять эту функцию.

Читают текст и выделяют новые понятия, с которыми ещё не знакомы, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями.

Учебник – с. 101–103;

Тестовые задания - с. 95-108,

экспресс-тест №2;

работа № 10.

12.04

56.

Весна воды, тепла, цвета

Проверяем знание весенних явлений в природе и в жизни людей.

Знание правил безопасного поведения весной.

Проверяем умения извлекать информацию из разных источников знаний, умение работать с текстом, выполнять и оформлять тестовые задания

Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 104), анализируют их и предполагают, о каких весенних явлениях в природе и жизни людей можно рассказать с их помощью.

Учебник – с. 104-108;Рабочая тетрадь - с. 39-40, задания 2-7;

Тестовые задания – с. 109-112, работа № 11.

18.04

57.

Наука история, исторические источники

Наука история, устные, письменные и вещественные исторические источники.

Основные понятия:

исторический источник, устный, письменный, вещественный, летопись, берестяная грамота.

Интерес к образу жизни своих предков, осознание себя частью своего народа.

Умение работать с разными источниками информации.

Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 109), объясняют, какую информацию о прошлом можно извлечь по эти рисункам, определяют цель изучения нового раздела. Собирают краеведческий материал о родном крае, фотографируют объекты быта и культуры для использования в презентациях о прошлом своего народа.

Учебник  – с. 109–113;

Рабочая тетрадь – с. 41-42, задания 1-4.

19.04

58.

Природа в жизни наших предков. Чему поклонялись предки.

Значение природы в жизни наших предков, их занятия, орудия труда, изготовление одежды и обуви, обычаи, традиции, обереги, верования, народные праздники.

Основные понятия:

бортничество, охота, рыбалка, обожествление, святилище, оберег, добрые и злые духи, древние верования и обычаи.

Уважительное отношение к старинным традициям, желание сохранять их. Умение выбирать необходимую информацию из учебного текста, иллюстраций, реальных предметов.

Ставят познавательную задачу – узнать, какую роль играла природа в жизни людей в давние времена.

Читают тексты, выделяют и объясняют новые понятия, соотносят словесную и наглядную информацию.

Собирают краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками. Расспрашивают о старинных обычаях, сохранившихся в семье с далёких времён. Фотографируют объекты природы и культуры для использования в презентациях

Практическая работа № 9

«Как жили наши предки Учебник – с. 114–121;

Рабочая тетрадь  – с. 42-43, задания 5-9.

»

25.04

59.

Образ жизни наших предков

Представление об образе жизни наших предков, о старинных жилищах, о традициях, чем они занимались, чему поклонялись.

Основные понятия:

Полуземлянка, мазанка, юрта, чум, сруб, изба, очаг, печь, топить по-чёрному,

Интерес к образу жизни своих предков, эмоциональное, эстетическое и бережное отношение к историческим памятникам культуры родного края, уважительное отношение к традициям своего народа и жителей своей местности.

Ставят задачу – узнать, какими были жилища у разных народов, живущих в России и в своей местности, какие старинные традиции сохранились с давних времён у жителей родного края, найти (во время экскурсии) старинные жилища, оценить их состояние и спланировать помощь в сохранности исторических памятников своей местности.

Учебник  – с. 122–126;

Рабочая тетрадь №2  – с. 44, задания 10-12.

26.04

60.

Жизнь на селе в давние времена

Представление об устройстве старинной  сельской избы, о домашней утвари, о порядке жизни в семье крестьянина и занятиях детей, об отношении к старшим и младшим членам семьи.

Основные понятия:

светец, кочерга, ухват, чугун, трапеза, утварь.

Уважительное отношение к нравственным ценностям наших предков, взаимопомощь в семье, почёт и уважение старших, соблюдение определённого порядка жизни, соблюдение правил, достойных памяти  

Ставят задачу – узнать уклад жизни сельских жителей в давние времена и сравнить его с современным. Выделить нравственные ценности наших предков, которым желательно следовать.

Объясняют смысл старинных пословиц и поговорок.

Участвуют в драматизациях, выбирают роли и представляют своих персонажей  

Учебник  – с. 127–132;

Рабочая тетрадь – с. 45, задания 13, 14, с. 47, задание 18.

02.05

61

 Старинные города

Представление о старинном городе, его постройках, о домах бедных и богатых горожан, их домашней утвари.

Основные понятия:городище, исторический центр, зодчий,  хоромы, горница, светлица, терем, резьба, лепнина, изразцы.

Интерес к жизни своих предков, понимание важности бережного отношения к памятникам старины,

Умение представлять результаты наблюдений (во время экскурсии) в разной форме.

Определяют задачи экскурсии (в соответствии с местными условиями). Наблюдают старинные постройки, посещают краеведческий музей, собирают материал для презентации исторического и современного города (села). Оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с

Учебник  – с. 133–136;

Рабочая тетрадь – с. 46, 48, задания 15-17, 19, 20.

03.05

62.

Старинные ремёсла

Ремесленник, ремесло. Представление о старинных ремёслах, труде ремесленников, их изделиях. Мастера по дереву, их изделия. Памятники Основные понятия:

ремесленник, ткач, сапожник, гончар, бондарь, стеклодув, кузнец, обжиг, горн, плотник, народные промыслы, художественная роспись.

Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена.

Принимать участие в проектной деятельности по исследованию исторических памятников культуры.

Рассматривают маленькие картинки и иллюстрации в учебнике (с. 137), предполагают, что будут изучать на уроке, актуализируют свои знания по данной теме,

 значение в словарях, разбивают текст на смысловые блоки, составляют планы их пересказа.

Знакомятся с памятниками деревянного зодчества, сохранившихся в России и в родном крае.

Учебник – с. 137-142;

Рабочая тетрадь - с.49, 50, задания 21-23.

10.05

63.

Торговое дело на Руси

Представление о торговом деле в давние времена. Купцы. Меновая торговля. Появление денег. Старинные монеты, современные деньги, денежные знаки, валюты разных стран в настоящее время.

Основные понятия:

купец, ярмарка, деньги, гривна, волок, заморские страны.

Интерес к исследованию старинных предметов.

Понимание экономного стиля жизни, правильного отношения к предметам, необходимым для жизни и предметам для развлечений.

Формируют представление о том, как развивалось торговое дело на Руси, как происходил обмен товарами между ремесленниками и крестьянами, как появились деньги.

Обсуждают, какую роль в обществе играли купцы, чем опасна и трудна была их работа, какие товары привозили они из других стран, какие вывозили из Руси.

Учебник – с. 143-146;

Рабочая тетрадь  - с.51, 52 задания 24-28.

16.05

64.

Одежда наших предков

Представление о том, как одевались крестьяне, ремесленники, военные, богатые и знатные люди.

Национальная одежда, её отличительные признаки.

Основные понятия:

лапти, лыко, кокошник, телогрея, телогрейка, валенки, кафтан, дворяне

Интерес к быту и культуре своих предков.

Понимание важности сохранения национальных традиций.

Желание участвовать в проектной деятельности по исследованию национальных традиций жителей

Вспоминают из курсов 1 и 2 классов, что они уже знают об одежде, какой она бывает, для чего может быть предназначена, чем отличается национальная одежда разных народов, как её украшают, когда надевают.

Ставят познавательные задачи – узнать, какой была одежда крестьян, ремесленников, знатных и богатых людей в давние времена, как она менялась.

Учебник – с. 147-152;

Рабочая тетрадь - с.52 - 55, задания 29-38.

17.05

65.

Как учились дети в старину

Представление о школах, школьных принадлежностях, одежде школьников, которые были на Руси в давние времена.

Основные понятия:школа, гимназия, лицей, школьная форма, фартук, чернильница, клякса, промокательная бумага, пионер, комсомолей.

Интерес к жизни своих сверстников, которые жили в давние времена.

Понимание заботы государства о молодом поколении, его образовании, важности бережного отношения к школьным принадлежностям,.

Ставят познавательные задачи – узнать, как учились дети в давние времена, какими были школы, школьные принадлежности, школьная одежда.

Обсуждают, когда появились на Руси первые школы, кто были первые учителя, чему учились дети, какие предметы изучали, на чём и чем писали.

Учебник – с. 153-157;

Рабочая тетрадь №2  - с. 55-58, задания 38-43.

23.05

66

  Контрольный урок № 2

Представление о жизни наших предков.

Умение выполнять тестовые задания разных типов, применять полученные знания

Обобщают знания, оценивают уровень их усвоения, находят пробелы в знаниях и умениях, восполняют пробелы.

Тестовые задания – с. 113-124, тест № 10, работа № 12.

24.05

67-68

  Обобщающий урок

Умение применять предметные знания и умения при решении учебных задач.

Оценивать результаты освоения универсальных учебных умений: извлекать информацию

Проверяют свои умения работать с текстом: извлекают нужную информацию

Оценивают успехи в учёбе за год.

Учебник – с. 1о9-157;

Тестовые задания - с. 125-128;Рабочая тетрадь №2    - с. 59.


  1. 4.8. Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Планирование составлено на основе   программы  для общеобразовательных школ ( программа « Гармония» )

 Поглазова  О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. -  Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2013

Поглазова О.Т., Шилин  В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. для 3 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,2012г.

Поглазова О.Т., Шилин  Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях, Смоленск, «Ассоциация XXI век»,  2013

Поглазова О.Т., Шилин  Тестовые задания «Окружающий мир» Смоленск, «Ассоциация XXI век»,  2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Урок окружающего мира " Нервная система"по УМК" Гармония" 3 класс

Цели урока: сформировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы; развивать словесно-логическую, наглядно-образов...

Конспект урока Окружающего мира 1 класс по программе «Гармония»

Тема: «Декоративные растения и комнатные растения»...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"...

Урок окружающего мира, 3 класс "Организм человека и его здоровье" УМК "Гармония"

Использование анимированного кроссворда, обобщающего теста на основе электронной оболочки создания тестов, создание памятки (интеллект - карты) в группах "Как сберечь своё здоровье", заполнение таблиц...