Внеурочная деятельность "Юные экологи"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Юные экологи" предназначена для расширения знаний, полученных на уроках окружающего мира обучающихся 2 класса. Цель данной программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Отличие - опытно - экспериментальная деятельность учеников под руководством учителя. Проведение опытов и экспериментов младшими школьниками позволяет опытным путем понять, увидеть, осознать, пронаблюдать те или иные явления природы, законы физики или химическим путем получить новое вещество. Такая деятельность захватывает внимание детей, повышает мотивацию к учению, учит осознанно воспринимать окружающую действительность. Ребята активно распределяют обязанности в группе, поскольку проводить опытную работу удобно при групповой деятельности. Главное - помнить правила работы в группе. На таких занятиях, как правило, роли такие: заведующий лабораторией, лаборант, "хранитель" времени, химик или физик (в зависимости от эксперимента) и консультант. Обучающиеся воспринимают свою деятельность очень серьезно, старательно выполняют обязанности, незаметно для себя делают глубокие выводы, открывают неизведанное в ранее известном. В свою очередь и для учителя открываются возможности творческого потенцила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_ekologi.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов № 3»
Согласована Рассмотрена Принята на заседании МО на заседании МС на заседании ПС Протокол № 1 Протокол № 1 Протокол № 1 от 29 августа2016г. от 29 августа2016г. от 30 августа 2016г. Руководитель МО Руководитель МС Утверждена приказом -------/Сергеева Е.И./ ___/ Зеленская М.В./ директора № ____ от ___ сентября 2016г. Директор школы _____/Горяинова И.П./ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(эколого – биологическое направление)
«Юные экологи»
2А класса
2016-2017 учебный год
Учитель: Лукьянчикова Е.К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи курса
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные действия:
- приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.
Регулятивные действия:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнение учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные действия:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;
- формирование экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
- формирование гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своѐ Отечество, уважающего образ жизни,
нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности; развитие интереса к познанию мира природы;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения.
Предметные действия:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- осознание места и роли человека в биосфере.
Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)
Введение в экологию (2ч.)
Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь.
Экология как наука, основные понятия, термины. Ситуации, когда человек не может обойтись без экологических знаний. Связь экологии с другими науками.
Энергия – основа основ (5ч.)
Понятие «Энергия». Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Гигиена зрения. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе. Как можно добыть энергию для жизни. Пища – источник энергии. Движение и расход энергии. Дыхание как способ добывания энергии.
Вода - важнейший компонент окружающей среды (8ч.)
Вода – источник жизни. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода. Почему её надо экономить. Как можно экономить воду. Как вода влияет на жизнь растений. Как вода влияет на жизнь животного мира. Как животные заботятся о чистоте. Зачем человеку нужна вода. Как поступает вода в организм человека. Как расходуется, как выделяется из организма. Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Понятие «Гидросфера». О воде и ее количестве (цифры и факты). Распределение водной массы в гидросфере Земли. Мировой океан. Морская вода. Ледники. Воды суши. Вода в воздухе, круговорот в природе.
Опыты: Вода, вода, кругом вода: вода как расширитель и растворитель, замерзает ли соленая вода, как водой заморозить воду, кристаллы льда, как сделать чернила, что такое «солнечный пруд», испарение, что заставляет кипящую воду бурлить и как избавиться от бурления, кипятим воду в бумажном стакане, дистиллируем воду.
Воздух и здоровье (4 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух. Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым. Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Опыты: Воздух, которым мы дышим: кое-что об атмосфере, кислород в воздухе, как получается кислород, живая фабрика кислорода. Изучаем погоду в лабораторных условиях. Можно ли растворить воздух, влажность воздуха зимой и летом.
Природоохранная деятельность (6ч)
Международное сотрудничество по охране природы. Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Туризм и охрана природы. Нормы и правила поведения туриста в природе.
Опыты: Будущее земли зависит от нас: загрязнение окружающей среды, станьте мудрым потребителем, больше велосипедов и меньше автомобилей. Скажите «нет» аэрозолям, берегите тепло и свет, ценность капли воды.
Почва (3ч)
Почва. Значение почвы в жизни человека.
Опыты: Почва у нас под ногами: орошение и осушение. Кислотные дожди, пыль и ее плотность. Как перерабатывать мусор, что значит «поддающийся биоразложению». Парниковый эффект.
Мой край (5ч)
Угроза вымирания и уничтожения природного мира. Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Бережное отношение к природе своего родного края.
Опыты: Жизнь вокруг нас: пыльца цветков и деревьев, споры грибов, где растут кувшинки, рыбка в чашке чая, как работают корни, микробиология кислой капусты, бактерии в воздухе, бактерии-сладкоежки, черви в саду.
Подведение итога (1ч)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | ||
Теория | Практика | ||
1 | 1 | Введение в экологию (2ч.) | |
1 | 1 | Что такое экология? Экология и мы. Эрнест Геккель – основатель экологии как науки. Что такое окружающая среда и окружающая природа. Организм и окружающая среда. | |
2 | 1 | Ситуации, когда человек не может обойтись без экологических знаний. | |
2 | 3 | Энергия – основа основ (5ч.) | |
1 | 1 | Понятие «Энергия». Солнце, Луна, звёзды – источники света. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. | |
2 | 1 | Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. | |
3 | 1 | Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. | |
4 | 1 | Источники света и тепла в русской избе. Как можно добыть энергию для жизни. | |
5 | 1 | Пища – источник энергии. Движение и расход энергии. Дыхание как способ добывания энергии. | |
| 2 | 6 | Вода - важнейший компонент окружающей среды (8ч.) |
21 | 1 | Вода в моём доме и в природе. Свойства воды. Эксперименты «Прозрачность воды», «Лед – твердая вода», «Лед легче воды», «Вода – жидкая, течет», «Вода не имеет формы», «Пар - это вода». | |
32 | 1 | Вода в моём доме и в природе. Опыт «Как налить воду с горкой». Опыт «Повелитель воды».Сохранность воды. | |
43 |
| 1 | Экскурсия к водоёму. |
54 | 1 | Явления в природе: радуга, иней. Эксперименты. | |
65 | 1 | Значение воды в организме человека. | |
76 | 1 |
| Вода в жизни растений. Вода в жизни животного мира. |
87 | 1 | Вода в жизни животного мира. Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле». | |
98 | 1 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | |
1 | 2 | 2 | Воздух и здоровье (4 ч) |
1 | 1 | Воздух и здоровье человека. | |
22 | 1 | Эксперименты: «Ветер – движение воздуха. Воздух имеет вес. Воздух невидим. В воде появляются пузырьки воздуха». | |
3 | 1 | Погода. Климат. Прогноз погоды. | |
24 | 1 | Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | |
2 | 2 | 4 | Природоохранная деятельность (6ч) |
21 | 1 | Международное сотрудничество по охране природы. | |
22 | 1 | Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. | |
23 | 1 | Туризм и охрана природы. Нормы и правила поведения туриста в природе. | |
24 | 1 | Будущее земли зависит от нас: загрязнение окружающей среды. | |
35 | 1 | Скажите «нет» аэрозолям, берегите тепло и свет. | |
6 |
| 1 | Ценность капли воды. |
3 | 1 | 2 | Почва (3ч) |
1 | 1 | Почва. Значение почвы в жизни человека. | |
32 |
| 1 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Как перерабатывать мусор, что значит «поддающийся биоразложению». |
33 |
| 1 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Парниковый эффект. |
3 | 2 | Мой край (5ч) | |
11 | 1 | Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. | |
22 | 1 | Растительный мир области. Будем понимать и любить растения. | |
33 | 1 | Животный мир области. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. | |
44 | 1 | Исчезающие растения и животные родного края. Красная книга области. Бережное отношение к природе своего родного края. | |
55 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. | |
Подведение итога (1ч) | |||
Викторина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. "Экология"
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXIвека.Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология
Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"
Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...
Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса
Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».
Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...