Конспект урока окружающего мира, 3 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок пор теме "Природное сообщество - поле" (система Занкова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_pole.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира (3 класс)
Тема: Сообщество поле. Практическая работа «Составление цепи питания»
Цель: -дать представление о поле как об экологической системе.
Задачи:
-познакомить с растениями и обитателями полей, научить составлять цепи питания;
-объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы;
-развивать коммуникабельность, познавательную активность учащихся;
-вызвать ощущение личной ответственности за состоянием природной среды, стремление к участию в деле её охраны.
Оборудование: презентация , карточки с заданиями для работы в группе, в паре, раздаточный материал(различные крупы, кусок черного хлеба, нитки и т.д.), карточки для рефлексии.
Ход занятия:
- Орг. начало урока.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, лугом, полем, вьюгой,
Всегда откроет двери нам.
II. Актуализация опорных имеющихся знаний.
- - Расставив буквы по порядку вы получите 2 слова, связанных с изученным материалом:
9 8 1 2 3 6 7 4 5 5 6 7 8 2 3 9 4 10 1
еоприднро щестоовбос
-Давайте вспомним, что мы называем «природным сообществом» и назовем их.
- –Для того, чтобы вспомнить более подробно изученный материал по данной теме предлагаю поработать в группах.
- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.
–Все ребята, кроме первых парт каждого ряда, объединяются в 3 группы.
- У нас три группы – три сообщества: лес, озеро, луг.
У каждой группы 2 задания:
- Найди ошибку в описании своего сообщества.
А) Луг
Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, камыш, колокольчик. В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьев. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.
Б) Озеро
У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с темно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками темно - фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть белую ромашку, одуванчик, колокольчик.
По крупным белым цветкам и круглым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений -кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Здесь много водорослей.
Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров и других насекомых. Прячутся в кустах белки. По гладкой водной поверхности скользит клоп - водомерка.
В) Лес
В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Вокруг заросли камыша и рогоза.
Летом в лесу кипит жизнь. По травинкам снуют букашки, в воздухе кружатся стрекозы, жужжат дикие лесные пчелы. В чаще нельзя пройти, не запутавшись в клейкой паутине. Это пауки охотятся, раскидывая путину между кустами и деревьями. А по стволу старого дерева бегают цепочкой муравьи, несут к себе домой еду. В листве деревьев щебечут птицы: дрозды, синицы, соловьи, трясогузки и другие.
- Составить пищевые цепи, выбрав те растения и животных, которые соответствуют вашему природному сообществу.
Бабочка, трясогузка, комар, стрекоза, клевер, грибы, лягушка, белка, куница.
- А ребята, которые сидят за первыми партами, будут в это время выполнять тест на оценку.
ТЕСТ
1. Пищевая цепочка луга:
А) орехи-белка-куница
Б) рогоз - комар -стрекоза
В) ромашка - бабочка - трясогузка
2.Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница
Б) бабочка, мышь, дождевой червь
В) божья коровка, стрекоза, щука
3.Где произрастают эти растения: кувшинка белая, камыш, частуха обыкновенная?
А) на лугу
Б) на озере
В) в лесу
4.Определи растение по описанию: многолетние растения с крепким одревесневшим стеблем.
А) кустарники
Б) деревья
В) травы
5.К лекарственным растениям относятся:
А) рожь, мышиный горошек, рогоз
Б) вьюнок, мятлик, колокольчик
В) подорожник, ромашка, пижма
-Проверка работы групп и учеников выполнявших тест. (Группы отчитываются и оценивают свою работу на шкале успеха магнитами, ребята, выполнявшие тест сверяют с образцом и оценивают себя: 1 ошибка «4», 2 ошибки «3», 3 и более ошибки «2»).
-Все рассмотренные природные сообщества существуют независимо от человека.
Ш. Определение темы урока, постановка целей.
- А может ли человек создавать сам природные сообщества?
-Да. Например, искусственные водоёмы (о.Светлое в нашем городе).
- А ещё? (Поля).
-Итак, с каким новым природным сообществом мы сегодня будем работать?
- Какие цели поставим перед собой?
План:
- Выяснить, чем поле отличается от других природных сообществ?
- Как образуются поля?
- Какие работы ведутся на полях?
- Что выращивают на полях?
- Какие животные там живут?
IV. Работа по теме урока.
- -Для того, чтобы выяснить в чем отличие поля от других похожих сообществ, в частности луга, предлагаю поработать в парах. Прочитайте текст. Подчеркните главные отличия поля и луга.
«Луг и поле, на первый взгляд, имеют внешнее сходство – однообразный ковер, покрытый злаками или травами. И лишь некоторые характерные, не сразу уловимые черты позволят нам определить, «кто есть кто».
Луг – это территория, которая имеет естественный травяной покров. Эти участки используются, как пастбища для домашних животных, так и для заготовки кормов. В русской литературе такие луга называют сенокосами. Отличительной чертой любого луга является наличие избыточной влажности. На лугу можно встретить до 40 видов растений – злаковых и травянистых. Типичными для лугов являются следующие растения: борщевик и астра ромашковая, дурман и плевел, клевер и щавель, тимьян и ваточник, адонис и лютик.
Поля – это сельскохозяйственные угодья. Они имеют исключительно человеческое происхождение. Каждый год они проходят обработку, которая позволяет повысить урожайность высаженных человеком культур. На поле высаживают овощи и зерновые, корнеплоды и масличные культуры. На одном участке поля традиционно высаживается 1 вид растений. Синонимом слова поле является термин «пашня».
Вывод: Происхождение луга – естественное, а поля – это результат работы человеческих рук. На одном участке поля традиционно высаживается 1 вид растений. На лугу можно встретить до 40 видов растений – злаковых и травянистых. Подробнее
Физкультминутка (подвижная)
- Работа с учебником.
-Для того, чтобы ответить на 2 и 3 вопросы нашего плана, обратимся к учебнику.
Читаем статью «по цепочке» по одному предложению.
Итак, как ведется освоение полей? Что сначала делают люди?
(на доске появляется план)
- Расчистка территорий.
- Вспашка.
- Засеивание. (После окончания посевных работ, какой праздник празднуют в нашей республике?)
- Уничтожение сорняков и грызунов.
- Уборочная страда. (А когда весь урожай собран, проводят праздник урожая).
- - Ответить на 4 вопрос плана (Что выращивают на полях?) нам помогут подсказки на ваших столах. По ходу работы , вам нужно будет заполнить первую колонку в таблице.
Растения поля | Животные поля |
Физкультминутка для глаз.
- Чтобы заполнить 2 колонку, вам нужно будет сам-но поработать с учебником на стр.58. Прочитайте и выпишите названия животных, которых можно встретить в поле.
- (Проверка 1 чел-ка, остальные дополняют ответ).
V. Итог урока: -С каким природным сообществом познакомились?
-Главное его отличие от других сообществ?
-Что выращивают на полях?
-Каких животных можно встретить?
VI. Рефлексия:-Если на уроке все было понятно, поднимите карточку +, если остались вопросы ?, если трудно и непонятно !.
VII. Дом.задание: -Подготовить сообщение о растениях полей, ответить на вопросы на стр.59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....