Вода - это жизнь. Пьеса для экологического театра.
план-конспект по окружающему миру на тему
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся — работы в группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. В рамках проектной деятельности в классе создан "Экологический театр". Я предлагаю вашему вниманию пьесу экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Вода - это жизнь.
Пьеса для экологического театра.
ЦЕЛЬ: осуществление интегрированного подхода в процессе экологического воспитания (связь с музыкой, театром, литературным словом).
ЗАДАЧА: использование занятия в театральном кружке как средства морально - этического и нравственного воспитания.
ОБОРУДОВАНИЕ: - грамзаписи песен Ю.Чичкова "Это называется природа" Дубровина "Песня о царе Горохе"9
- глобус
- планшет
- картины из серии "Природоведение", "Пустыня" , "Весной" и карточки-силуэты
- животных (выхухоль, лось, лиса), птиц (утки),рыб (вьюн),насекомых (комары)
- 3-х литровая банка с водой, стакан, пипетка
- шнур 20 метров
- розетки с дольками яблока и сухофруктами
- листы промокательной бумаги
- карточки "Азбука для тех, кто решил действовать" (материал книг «Экологическа азбука»)
- стебли комнатного растения огонька
Звучит песня Ю. Чичкова "Это называется природа" .Ребята рассаживаются группами по 6 человек. Отдельно размещаются "корреспонденты".
I»
Ученик:
О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты
Поля, луга, леса, моря и реки .
Три плода у природы есть:
Вода, земля, и воздух - три ее основы.
Какая бы ни грянула беда - целы они,
Все возродится снова
Учитель:
Поэт назвал три плода природы: землю, воду, воздух. Темами наших уроков были : "Земля и жизнь", "Воздух и жизнь". Прочтите в рабочих планшетах тему занятия "Вода и жизнь
Учитель:
Вода - одно из самых главных богатств Земли. Какое значение она имеет для растений, животных и человека? Пожалуйста, рисунками (карточками) дайте ответ на этот вопрос в планшетах (проверка задания по группам).
1 .Используют для питья
2. Полив растений
- Купание, стирка
- По лучение электричества
5.Источник атмосферного кислорода (чтобы растение выделило кислород, нужна вода) 6. Для сложных биохимических реакций организма .
Учитель:
Рассмотрите таблицу, сравните с планшетами. Что еще вы можете назвать?
1-й корреспондент:
Я прочитал заметку "земля теряет воду". В ней написано : "Всемирный банк ударил в колокол, по его расчетам грядет безводный век. Население должно увеличится на 45%,запасы воды лишь на 10%.Например,жители Москвы очень расточительно обращаются с водой. Они потребляют 600-700кубометров воды, а норма в Европе -160.И уже весной москвичам придется столкнуться с нехваткой воды ..."
2-й корреспондент :
Трудно поверить, что воды может не хватать. Более 70 % Земного шара покрыто водой.95%-это моря и океаны; 4%- льды Арктики и Антарктиды; 1%- составляет пресная вода.
3-й корреспондент :
А как эти проценты увидеть - понять?
Учитель:
Давайте выразим количество воды в условных мерках.
Опыт - демонстрация:
3-х литровая банка - столько всего воды. Но вода бывает соленая и пресная. Ту воду, которую можно было бы пить пресную (воду рек, озер, родников) - всего-то наберется в полстакана. Но и здесь есть вода загрязнена. Из нее - питьевой воды - пипеткой можно взять, а из нее - только капельку
Вода - главное связующее звено между живым не живым. Она пронизывает все вокруг.
4-й корреспондент:
У животных она составляет половину массы. У утки -400 гр. воды на 1кг веса тела, у коровы -600 гр. А у медузы еще больше: из 100 гр. ее массы -99 гр. - вода.
5-й корреспондент :
В овощах и фруктах так много влаги, что они делаются легкими, если их высушить. В картофеле и мясе в 1 кг веса-700гр.воды. Известна история : путешественник - исследователь Севера -Папанин, попросил инженеров Института питания сделать такой обед, которого хватило бы на полтора года, и он бы ничего не весил. Взяли тонны мяса, овощей, фруктов, громадные котлы борщей, супов и выпарили из них воду. Без нее вся провизия поместилась в несколько десятков жестяных банок.
Учитель :
Давайте убедимся, что это возможно. ("Корреспонденты возвращаются за столы, раздают розеточки с дольками яблока и сухофруктами).
Не большой островок природы в классе - наш аквариум. Он заселен рыбками.(Дети отвечают, называя рыбок и растения)
Как одним словом их назвать? (водные).Картина озера.
3
Какие еще растения вы можете назвать (лилия, кувшинка) по картинке.
Вывод: Жизнь этих растений зависит от воды.
Дети, на ваших столах стебель с листочками комнатного растения огонька. Докажите, что в нем есть вода.(Размять на промокательной бумаге... /'промокнуть" излом).
Учитель :
Как ухаживать за этим растением? (поливать через день).
Как мы его можем определить ,если оно требует постоянного ухода? (Влаголюбивое)
Назовите такие растения. (Кактус, алоэ).
Почему у одного такие мясистые листья, а у другого их вообще трудно найти? Как они изменились? Почему? (Это растения пустынь. Картина)
Мы с вами, ребята, уже знаем, что в природе живые организмы связаны между собой и со средой обитания, образуя экосистему.
Рассмотрите, дополните экосистемы и расскажите, как связаны с водой растения и животные пустынь.
Демонстрация экспоната. Веревка - 20м - корень
Учитель:
Вода является "домом " для множества растений и животных обитающих в прудах, реках, озерах, морях. Немало растений и животных живут у воды Ребята будут рассказывать о живом мире, а вы обратите внимание на особенности питания, что едят.
Учитель:
Итак, можем мы сказать, что все живое и неживое в целом экосистема? (все они связаны с местом обитания - озером).
Можно проследить связи между собою
Пирамида питания г. выхухоль
цепи рыба
комары - личинки
Учитель:
В природе между ними должно быть подвижное равновесие.
Кто сможет выстроить экологическую пирамиду численности? (можно на доске построить экопирамиду).
Учитель :
Как может разрушиться пирамида? (выпадает звено - погибнет один вид).
Вывод:
Каждое живое существо - звено огромного мира. Уничтожитьодно - разорвать цепочку экологического равновесия.
Учитель:
Все бы хорошо, да не всегда ладит человек с природой.
Не в каком - то царстве, а у нас в государстве, у озера Силач, где как раз коллективные сады разместились...(думаете сказку вам рассказываю? Нет, это присказка, а сказка впереди).
(Звучит песня " О царе горохе...")
Горох: Отчего не весела, царевнушка, голову повесила? о чем кручинишься?
Несмеяна: Ой - ой - беда, папенька - царь Горох, в царстве твоем Кто - то губит все живое. Меньше стало рыбок, птичек, бабочек и зверушек поубавилось. Лица белого омыть нечем. Обрадовалась я дождичку, поспешила под его веселые капельки, да только сарафан потом сменить пришлось - весь в дырочках стал, знать ядовитой воды напились тучки, кислотные, вредные дожди - оказались.
Горох: Знаю, знаю, настроили люди заводов, электростанций, сжигают они топливо и
выбрасывают в воздух (с клубами дыма, да пара) отходы - сернистые газы. Растворяются эти газы в капельках воды и превращаются в кислоту. Соберутся капли в тучу и проливаются па землю губительным дождем.
Несмеяна: А уж про озеро и говорить нечего. Водоросли мелкие, рачки умирают от вредных веществ; гибнет рыба. И нечем скоро будет питаться птицам и животным. Прямо экологическое бедствие.
Горох: Знать Яга - Костяная нога безобразит, много от нее горя видывали. О, слышишь, опять над озером летает.
Горох: Яга, приземляйся, приземляйся...
Яга:
Здорово, соколик, царь - батюшка. Гневаться изволишь?
Горох: И чего это ты дряхлая, все летаешь, да летаешь над водоемом? Не знаешь разве Указ я издаю: Запрещаю использование двигателей, так как они выделяют выхлопные газы, а в них вредный свинец, который остается в воде и через 100 лет, и губит все живое.
г*
Яга Не сердись, не гневайся, царь - Горох. Давно моя метла работает от ветра. Смотри лучше,
что мои Кикиморки у воды набрали. Твердые отходы называются: пакеты, бутылки, бумага, очистки -пищевые отходы. Возьми - ка мои очки, смотри, что на дне видишь?
Горох:
Трубы какие - то, стекло битое, металлолом, да бетон...
Яга: Это, Царь, строительный мусор. А я знаешь сама, свою избушку на курьих ножках сколько
лет не ремонтирую?
Несмеяеа: Папенька Горох, а это что такое? (" кость ").
Горох: Ясно чьих рук дело. Чудо - Юдо трехглавое хулиган. Пора его приструнить. Пойдемте к Юду. Ишь, удумал трехэтажные хоромы строить, а концы, мусор воду сбрасывать. (Поляна, Юдо сидит, чем-то хрустит).
Горох: Здравствуй трехглавое, давай отчет, зачем озеро загрязняешь? Рыба гибнет, растения отмирают, озеро мелеет. А костей, насорил по берегам.
Юдо: Это недоразумение. Я и мяса давно не ел. Мясоедом был мой папаша, а я - вегетарианец.
Вот видишь, репа, морковка, клюква в сахаре. Это мой обед и чувствую себя превосходно. Думаю еще ЗООлет проживу. А уж добрым я сиал - просто страсть. Берите, угощайтесь, без вредных веществ, без нитратов.
Юдо: А тебе Несмеянушка, я цветов нарвал: ирисы, ландыши, колокольчики, купальницы, мать - и -
мачеха.
( Появляется Иванушка)
Иван: Народу, народу сколько. Здравствуйте царь, Несмеянушка, ребята. Знать опять беда
приключилась в царстве? (отвечают).
Иван: Помогу, чем смогу. А вот за цветы тебя, Дракоша, надо, наказать. Не имеешь права эти цветы рвать!
Юдо: Это почему?
Иван: У ребят спроси почему? ( Они записаны в красной книге, т.к. их мало и они могут исчезнуть с лица земли).
Яга: Птичек надо охранять, змей, бабочек, а я , кто меня будет охранять? Про меня что в книге
сказано?
Иван:
сберечь.
Ты существо сказочное, если есть на земле заповедник сказочный, значит можно и тебя
Яга: А заповедник это кто?
Иван: Эх, бабуся, это что. Ребята, кто ответит на вопрос Ягуси? (Ответ).
Яга: На- ко, испей водички, соколик, небось все мозги закипели от великих знаний!
Иван: Не спеши, бабушка. Прежде чем воду пить из водоема, надо ее следовать! Прежде всего рассмотреть!
Яга:
И что?
Иван: Вода должна быть ( спрашивает ребят - прозрачная,светлая).
Яга: И всего - то!
Иван: Должна быть без запаха (Яга нюхает).
Яга: А теперь все?
Иван: Лучше всего ее прокипятить
Яга: А если сил нет ждать? Как быть? ( Ребята отвечают - отфильтровать: через платок, песок,
уголь).
Яга: Все, замучил, не буду пить из озера, слышишь, ручеек. Из него напьюсь. ( Запись: капает вода)
Дети отвечают.
Юдо: Какие развитые, ребята! Все знают!
Иван: Да нет, мы только учимся. Мы еще только азбуку экологических знаний проходим. Хотите с нами поработать? Вы и сами найдете ответ, что надо сделать, чтобы беречь воду!
- Закрывайте плотнее водопроводные краны, чтобы из них не капала вода.
- Экономь воду, когда моешь посуду или стираешь.
3 Чистишь зубы - воду бери из стакана
4. Лучше в доме иметь 2 крана: один - брать воду для стирки, 2-для питья.
Несмеяна: Ребята, так может мы все вместе и на вопрос ответим то же озеро замусорил, забросал его грязными отходами, извел рыбу, птицу? ( ответ - сами люди).
Ученик: И знают люди про свои беды, пишут об этом в газетах, а справиться не могут
Яга: Может заповедник сделать9
*
Царь: Может близко к озерам не подходить! Издать указ и точка.
Учитель: Трудный этот вопрос. Давайте над этим подумаем вместе Может и мы сможем помочь взрослым. Приносите к следующему занятию рисунки - проекты " Как сберечь озеро". Чтобы могли мы любоваться Уралом - батюшкой, его богатой природой. Чтобы смогли мы утром выпить из крана стакан чистой воды. И послушать голоса, веселые голоса окружающей природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»
Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...
Экологическая игра "Вода - это жизнь"
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:1) информирование учеников о важности охраны и сохранение ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом;2) расширение знаний детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1206784-1579363906.jpg)
Экологический урок по теме «Вода – наша жизнь!»
Цель урока: - Экологическое воспитание подрастающего поколения; показать необходимость воды для всего живого на Земле; научить детей бережно относится к воде....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-1360628-1636029840.jpg)
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания". Данная разр...