Методическая разработка программы по СБО для детей с ОВЗ.
методическая разработка по окружающему миру на тему
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9b_klass_fakultativ_po_sbo.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий
социально – бытовая ориентировка
9 «Б» класс
Учитель: Ходкова Наталья Николаевна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в структурные различные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в котором взаимодействует личность и общество.
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя фактором времени не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке учащихся.
На коррекционно-развивающих занятиях по СБО осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Основная цель коррекционно-развивающих занятий по социально-бытовой ориентировке учащихся коррекционных классов – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:
- Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
- Корреционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности).
- Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программно-методическим материалом, изложенным в книге под редакцией И.М.Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» (издательство «Владос», Москва 2007г.), согласно учебному плану школы, с учётом сложных и комбинированных нарушений в физическом, психическом, эмоциональном развитии детей.
Адресат программы.
Учебный материал программы рассчитан на учащихся 9 класса (VIII вид, 2 вариант).
Формы и методы обучения.
Учитывая специфику обучения детей с нарушением интеллектуального развития, обучение учащихся ведется поэтапно и комплексно. Занятия проводятся в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей, эмоционального и психологического настроя учеников. Знания и умения учеников закрепляются практически и творчески. В процессе обучения применяются следующие технологии:
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, а также практические умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту.
Содержание курса.
№ |
| Количество часов |
1. | Питание | 2 |
2. | Жилище | 3 |
3. | Торговля | 1 |
4. | Культура поведения | 15 |
5. | Транспорт | 4 |
6. | Безопасность в доме и на улице | 9 |
Учебно-методическое комплекс:
Мультимедиа, демонстрационные материалы, раздаточный материал, опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания.
Литература:
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: НЦ ЭНАС, 2003
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 1995
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
- Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999
- Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004
Лист коррекции программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Методическая разработка "Игра, как способ обучения детей элементам хореографии на первоначальном этапе"
Классический танец является одним из сложнейших направлений хореографического искусства. Не все дети сразу понимают все прелести балета, так как на начальном этапе упражнения и движения прорабатываютс...
Методическая разработка по теме: Система обучения детей творческому конструированию из бумаги.
План1. Основы обучения творческому конструированию из бумаги2. Этапы формирования творческого конструирования3. Эффективность но...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Иисус и дети"
Методическая разработка предназначена для работы в начальной школе. Была апробирована и получила высокую оценку администрации лицея и родителей учащихся. Проводилось занятие в рамках Муниципальн...
методическая разработка программы по плаванию для детей с ОВЗ
Плавание является универсальным способом, позволяющим вырастить крепких, здоровых и закаленных детей. Постепенно снижая температуру воды в ванне, можно уже с самого рождения закалять грудничка. Когда ...
Методическая разработка программы комплекса физкультурных упражнений для детей с ОВЗ в форме флешмоба
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ведущим направлением являетс...
Рецензия на методическую разработку "Программа для детей с ОВЗ 1-4 классов "Дорогою добра"
Цель программы - социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов на этапе адаптации к школьному обучению....