методическая разработка программы по плаванию для детей с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре на тему
Плавание является универсальным способом, позволяющим вырастить крепких, здоровых и закаленных детей. Постепенно снижая температуру воды в ванне, можно уже с самого рождения закалять грудничка. Когда одной ванны для свободного плавания становится мало, стоит подумать о посещении ребенком бассейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plavanie.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основании - Учебная программа по физической культуре. Автор – составитель А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.
Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, которая имеет материально-технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн. В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.
Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Структура программы:
Программа рассчитана на учащихся 4-10 класс. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Программа включает:
- ознакомление ребенка с водой;
- овладение детьми навыком скольжения;
- обучение занимающихся плаванию определенными способами;
- совершенствование техники плавания разными способами;
- профилактика различных заболеваний;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- беседы о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма
Об изменениях, внесенных в программу
Так как бассейн начинает свою работу с началом отопительного сезона, внесены изменения в программу по плаванию. В начале учебного года и в конце в тематическом планировании уроки по плаванию заменены уроками сухого плавания.
Цель программы: обучение плаванию, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Содержание уроков плавания
В школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Практика
Комплекс обще-развивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Техника плавание кролем на груди. Движения ног: держась за перекладину руками в бассейне; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3. гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.
Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. Плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. Проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.
Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.
Игры: “Кто быстрее?”, «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?», «Кто дальше проскользит?» и т. д
Структура и содержание занятий по плаванию
В школе функционирует плавательный бассейн. Температура воды поддерживается в пределах – 30-32 градусов, воздуха: 28 – 30 градусов.
Для посещения бассейна каждому ребенку необходимо иметь:
-резиновые тапки;
-полотенце;
- купальник (слитный) или плавки;
-резиновую шапочку;
-мыло и мочалку.
Плаванию обучаются дети со 2 класса. Ведущей формой занятий является: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность пребывания в воде 20-30 мин.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько обще-развивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.
Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой дыхания, повторяется пройденное, проводятся игры на совершенствование усвоенных движений.
Заключительный этап - это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).
Если по каким-то причинам плавание не проводится (карантин, техническая неисправность и т.д.), то оно заменяется занятием на суше в игровой форме, но с должной нагрузкой. Комплекс упражнений «сухое плавание» должен соответствовать требованиям программы и подготовить детей к упражнениям на воде. На всех проводимых занятиях обязательно присутствуют элементы игры.
Игра является основной формой обучения детей. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх в воде превышает аналогичные на суше, и дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком "коэффициенте полезного действия" детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом до начала занятий на воде.
Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – само по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с детьми – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Задачи и ожидаемые результаты
Задачи:
1) обучить выполнению лежания на груди.
2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо).
3) обучить умению открывать глаза в воде.
4) Обучить различным видам передвижения в воде.
5) Обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.
6) способствовать воспитанию смелости и решительности.
Ожидаемый результат:
1) уметь выполнять лежание на груди в течение 2-4 секунд.
2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо.
3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой).
Принципы обучения плаванию
Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали, что частые и относительно непродолжительные занятия дают больший эффект, чем занятия, проводимые дольше, но реже.
Доступность. Объяснение и показ упражнений учителем по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться принципами: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от главного к второстепенному».
Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать
Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д.
Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним можно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.
Учебно-методический комплекс
- Плавательные доски.
- Тонущие игрушки.
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Мячи разных размеров.
- Нудлы.
- Разделительная дорожка.
- Жилет для плавания и спасения в воде.
- Кольцеброс - поплавок.
- Колобашка.
- Ласты.
- Мячи.
- Очки плавательные.
- Плавающий обруч.
- Спасательный круг.
- Тренажёр для плавания.
- Разделительная дорожка.
Список литературы
- Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол – гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно – методическое пособие. – СПб.:СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта, 1999. – 80 с.
- А.А.Потапчук, М.Д.Дидур. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. – 166 с.
- С.В. Белиц-Гейман Плавание/ М: Просвещение 2000
- Н.Ж. Булгакова Плавание / М: Просвещение 2001
- В.С. Васильев Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999
- Е.К.Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003.
- Н.Н.Кардомонова «Плавание: лечение и спорт» Серия «Панацея», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС,2001г.
- М.Ю.Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.» Творческий Центр СФЕРА Москва 2012г.
- А.А., Кислов, В.Г. Панаева Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1998
- Л.П. Макаренко Плавание / М: Физкультура и спорт 1999
- М.Д.Маханева, Г.В.Баранова «Фигурное плавание в детском саду» Методическое пособие. Творческий Центр СФЕРА. Москва 2009г.
- Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» ООО «ТЦ СФЕРА», № 2,3,4 2010 г; № 1,2,3,4 2011г.
- Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.
- М.Рыбак, Г.Глушкова, Г.Поташова «Раз, два, три, плыви...» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ОБРУЧ, 2010г.
- Н.Г.Соколова «Плавание и здоровье малыша» Ростов-на-Дону ФЕНИКС 2007г.
- Н.Л.Петрова, В.Б.Баранова «Плавание » Техника обучения детей с раннего возраста. «Издательство ФАИР» Москва 2008г.
- З.П. Фирсов Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Дата | ||
1. | 1. | Беседа о целях обучения плаванию, организации и гигиене занятий, правилах поведения в бассейне. | 6.09 |
2. | 2. | Выполнение упражнений на гибкость (на суше). | 13.09 |
3. | 3. | Выполнение упражнений на укрепление корпуса, баланса и мышц стабилизаторов (на суше). | 20.09 |
4. | 4. | Аэробные нагрузки (на суше). | 27.09 |
5. | 5. | Освоение с водой. Передвижения по дну шагом, бегом. | 4.10 |
6. | 6. | Погружение в воду с задержкой дыхания. | 11.10 |
7. | 7. | Скольжение по воде с нудлой на груди и на спине. | 18.10 |
8. | 8. | Скольжение по воде с плавательной доской на груди. | 25.10 |
9. | 9. | Скольжение по воде с плавательной доской на спине. | 8.11 |
10. | 10. | Скольжение на груди и на спине без предметов. | 15.11 |
11. | 11. | Работа ног кролем с плавательной доской на груди. | 22.11 |
12. | 12. | Работа ног кролем с плавательной доской на спине. | 29.11 |
13. | 13. | Работа рук кролем на груди с плавательной доской. | 6.12 |
14. | 14. | Различные упражнения с плавательной доской | 13.12 |
15. | 15. | Работа ног кролем на груди без поддержки. | 20.12 |
16. | 16. | Работа ног кролем на спине без поддержки. | 27.12 |
17. | 17. | Работа рук кролем на груди. | 17.01 |
18. | 18. | Кроль на груди с дыханием. | 24.01 |
19. | 19. | Кроль на груди в полной координации. | 31.01 |
20 | 20. | Кроль на груди с работой рук. | 7.02 |
21. | 21. | Игры с элементами кроля на груди. | 14.02 |
22. | 22. | Кроль на спине в полной координации. | 21.02 |
23. | 23. | Повороты на груди. | 28.02 |
24. | 24. | Повороты на спине. | 7.03 |
25. | 25. | Игры с мячом. | 14.03 |
26. | 26. | Совершенствование плавания кролем на груди. | 21.03 |
27. | 27. | Совершенствование плавания кролем на спине. | 4.04 |
28. | 28. | Игры с мячом. | 11.04 |
29. | 29. | Проведение эстафет кролем на груди. | 18.04 |
30. | 30. | Проведение эстафет кролем на спине. | 25.04 |
31. | - | Подвижные игра на воде. | 2.05 |
32 | - | Подвижные игра на воде. | 9.05 |
33 | 31. | Совершенствование пройденного по всему курсу. | 16.05 |
34 | 32 | Совершенствование пройденного по всему курсу. | 23.05 |
Лист коррекции программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"
Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....
Методическая разработка "Игра, как способ обучения детей элементам хореографии на первоначальном этапе"
Классический танец является одним из сложнейших направлений хореографического искусства. Не все дети сразу понимают все прелести балета, так как на начальном этапе упражнения и движения прорабатываютс...
Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ 2016-2017 год
Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.Занятия плавания направлены на:-...
Методическая разработка программы по СБО для детей с ОВЗ.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытов...
Методическая разработка программы комплекса физкультурных упражнений для детей с ОВЗ в форме флешмоба
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ведущим направлением являетс...
Рецензия на методическую разработку "Программа для детей с ОВЗ 1-4 классов "Дорогою добра"
Цель программы - социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов на этапе адаптации к школьному обучению....