Экологическое воспитание младших школьников сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС
статья по окружающему миру на тему

Кузнецова Марина Александровна

Выступление на круглом столе  по теме "Экологическое воспитание младших школьников" в  рамках курсов повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ситьковская основная школа»

Велижского района Смоленской области

«Экологическое воспитание младших школьников  сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС»

                                                 

  Выполнили:
Кузнецова Марина Александровна,
учитель начальных классов,
Ивлева Ирина Ивановна,
учитель начальных классов

                                                                                                                                 

Велиж
2017


Экологическое воспитание младших школьников сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС

   "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
                                                                                                                              А.А. Плешаков

   Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.

     Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

      Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность: чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок". Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

    Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

      Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста,- одна из главных задач курса окружающего мира в начальных классах.

Каковы же задачи экологического воспитания:

  • овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
  • развитие потребностей в общении с природой.

   Научить ребёнка любить природу- задача нелёгкая. Поэтому надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц и т. д.

   Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу- значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

   Рассмотрим, как ведется у нас в сельской малокомплектной школе работа в данном направлении.  Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека.

Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью.

Школа находится на окраине  населенного пункта. Школьная территория занимает площадь 2,6 га. На ней расположены здание школы, столовая, погреб, спортивная площадка, учебно-опытный участок, огород, цветники. В школе имеется яблоневый сад, цвет которого весной ослепляет и одурманивает, а осенью запах  яблок стоит на всю округу. В школьном дендрарии  можно долго любоваться красавицами — берёзами, соснами, живой изгородью елей.  Есть в нем и аллея каштанов, («Аллея Победы», посаженная к 65-летию со дня Победы).  В школе все пронизано стремлением к красоте,  большое внимание придается благоустройству территории, прилегающей к образовательному учреждению. Оригинальное оформление территории поднимает настроение учащимся, учителям и работникам школы, что, по-нашему мнению, должно улучшить качество обучения, ведь от того, с каким настроением приходят в школу взрослые и дети, зависит, как они будут работать. Находиться в школе ребенку должно быть, комфортно - и психологически, и физически.

     Мы, учителя, с первых дней пребывания детей в школе не упускаем ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе. Ведь экологическое образование - элемент общего образования. В своей работе используем систему экологического воспитания, которая включает учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, факультативные занятия.

Формы работы с учащимися по экологическому воспитанию.

  • Работа на пришкольном участке;
  • Природоохранная деятельность;
  • Защита исследовательских работ;
  • Защита проектов и плакатов;
  • Творческие работы учащихся;
  • Неделя экологии;
  • Конкурсы рассказов, стихотворений о природе;
  • Деловые игры, ролевые игры;
  • Игры –путешествия;
  • Обсуждения кинофильмов;
  • Экологические выставки;
  • Экскурсии и заочные путешествия;
  • Участие в акциях.

                 В первые школьные дни  ученики начальных классов идут на экскурсию в наш дендрарий, где растут деревья и цветы. Обращаем их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаем, что к растениям надо относиться бережно. Говорим о том, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы школьный двор стал таким красивым, что теперь и они будут заботиться о красоте школьного двора, сохранять всё, что уже сделано, выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними. Всегда стараемся пробудить в детях интерес к природе, побуждаем их к наблюдениям за явлениями природы, учим сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях стараемся обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Когда мы выходим собирать осенние листья деревьев, лепестки от цветов, дети стараются показать друг другу свои необыкновенные листочки. В класс ребятишки возвращаются с большим букетом осенних листьев. Дома они засушивают их и на уроках труда, на кружке с увлечением составляют различные композиции.

Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности для экологического воспитания. В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что мало только восхищаться природой, надо беречь её.

     Обращаем внимание детей на то, что у нас в классах тоже есть комнатные растения, которые украшают класс. Напоминаем, что за цветами надо тщательно ухаживать. Ежемесячно в классе выбираются цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараемся вызвать интерес к растениям. Знакомим их с научными и народными названиями растений, родиной, с условиями их произрастания.

        Проводим внеклассные мероприятия, посвящённые природе : КВН, праздники, познавательные игры, неделю начальных классов и неделю сада. Принимаем  активное участие в неделе экологии.

        Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются постепенно в процессе её изучения.

       Обязательно знакомим детей с «Красной книгой». Так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому проводим много внеклассных мероприятий, на которых рассказываем о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе.

     Дети с интересом слушают. Когда идём на весеннюю экскурсию, то ребятишки уже подсказывают друг другу, чтобы не рвали много цветов: фиалок лесных, подснежников. И опять эта маленькая победа в экологическом воспитании.

          Учебно-опытный участок нашей школы служит базой для реализации разнообразных форм образовательной и воспитательной деятельности; способствует углублению знаний, привитию практических умений. Учебно-опытный участок  включает в себя отдел овощных и полевых культур, цветочно-декоративных культур, лекарственных трав и отдел начальных классов. Здесь мы проводим практические занятия, экскурсии, лабораторные работы.  В июне вместе с детьми мы производим посадку свёклы, моркови, фасоли и цветочных культур. Знакомим детей с семенами, со способами посева и посадки и дальнейшим уходом за растениями. Летом ребята ухаживают за посевами, поливают и пропалывают грядки. Наблюдают за растениями и проводят опыты. В результате развивается интерес к  исследовательской деятельности, к сельскому труду.

     Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, умело подобранной композицией ароматов. В коридоре и кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. Прекрасные клумбы цветут летом и осенью у входа в школу.

     В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой мы подкармливаем птиц; весной - ждем прилета скворцов, обновляется видовой состав растительности в дендрарии, проводится акция «Чистый берег», неделя сада. В летний период  мы проходим трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Также в школе проводится неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры “Робинзоны”, “Зов джунглей”, неделя начальных классов и другое).

     Данные формы работы сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.

      Поддерживать интерес к природе нам помогают также областные экологические конкурсы, проводимые станцией юных натуралистов. Ежегодно наша школа становится победителем конкурса учебно-опытных участков, конкурсов «Зеркало природы» и «Юннат» и многих других.  Руководителем учебно-опытного участка и природоохранной деятельности является учитель биологии Ковалева Н.В. Под её руководством осуществляется работа на участке.

      Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

   

  Проект «Дорогою добра». Из опыта работы.

  Наш проект называется «Дорогою добра». Проект запущен  в сентябре 2014. Участниками проекта являются учащиеся класса, учитель и родители. Мы выбрали дорогу добра. Если каждый из нас будет стараться стать лучше, будет замечать людей, которым нужна помощь – мир станет чуточку добрее. И люди, видя нашу доброту, тоже захотят ответить тем же.

Цель проекта: Спешим бескорыстно делать добро и дарить радость.

Определили задачи:

1. Оказывать внимание пожилым людям.

2. Организовать помощь  детям из малообеспеченных и неблагополучных семей.

3. Сохранять дружеские и доброжелательные отношения с одноклассниками.

4. Заботиться о «братьях меньших».

5. Сохранять природу.

6. Заботиться о благоустройстве села.

Основные направления работы:

  1. «Каждый день творю добро».
  2. «Моё село - мой дом».
  3. «К природе с любовью».

План работы над проектом

Дата

проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Краткое описание мероприятия

«Каждый день творю добро»

сентябрь

Акция «Соберём детей в школу»

Готовим стихи, песни, театрализованные представления. Сбор игрушек, художественной литературы, письменных принадлежностей для малообеспеченных детей.

ноябрь, март

Акция День матери «От чистого сердца»

Изготовили подарки своими руками

декабрь

Акция «Рождество в твоей семье»

Участие в областной ярмарке, изготовление сувениров.

февраль

Акция «Дети-детям»

Перед малышами была показана сказка «О добре»

март

Операция «Подари книгу»

В библиотеку школы подарены  книги.

апрель

Акция «Пасхальные дни милосердия»

Изготовили подарки своими руками, поздравили пожилых людей

май

Акция «Благодарность землякам»

Изготовление сувениров, поздравление тружеников тыла, ветеранов ВОв

«Моё село - мой дом»

сентябрь

Акция «Помним, гордимся…»

Уборка памятных захоронений, знакомство с историей села, поездка в музей города Велижа

октябрь, март

Операция «Очистим улицу от мусора»

Уборка территории школы

 январь

Конкурс чтецов стихотворений местных авторов и авторских стихов.

Обучающиеся познакомились с творчеством местных поэтов и прочитали  стихотворения. Выступили на школьном и районном конкурсе.

январь- апрель

Конкурс поделок, фоторабот по теме:

 «Моя малая Родина»

Учащимися класса были подготовлены работы (фотографии, рисунки, поделки )

Акция «Очистим село от мусора»

Уборка территории у памятника

«К природе с любовью»

октябрь, март-апрель

Операция «Чистый берег»

Уборка берега озера и прилегающей территории от мусора

ноябрь-февраль

Операция «Покормите птиц зимой»

В течении трёх месяцев следили за наполняемостью кормушек, помогая зимующим птицам выжить.

       Таким образом, привлечение обучающихся к исследовательской, проектной деятельности, благоустройству территории школы являются составными компонентами целостной  системы работы, направленной на экологическое воспитание.

Недостаточно призывать беречь и охранять природу. Это не даст желаемых результатов. Полюбить природу можно только путём её познания. В. А. Сухомлинский говорил : «…чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства». Ребёнок не будет разорять, губить, истреблять или просто шуметь в лесу, если узнает о сложных взаимосвязях, существующих в природе. Для этого необходимо дать детям, по крайней мере, минимум экологических знаний.

И даже если человек наблюдает за природой, помогает ей, то у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.

Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.

 Любовь к природе, не приходит сама собой - её нужно пробудить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование норм речевого этикета и методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

Выступление  адресовано тем, кто хочет разобраться в причинах падения  интереса к литературе, процессу чтения. В статье обобщены различные формы работы с худоственным произведением ...

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

Методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по работе с учебниками и художественной книгой в работе с учащимися  младших классов...

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...