Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._pz_okr.mir_1akl_doronina.docx | 44.5 КБ |
3._ktm_okr.mir_1akl_doronina.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи курса:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
- ФГОС, п.19.5
- «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
- «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
- «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Локальные акты
1. Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2016-2017 учебный год.
2. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2015-2018 учебный год.
3. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 29.08.2016г.).
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Обоснование выбора авторской программы
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в УМК полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, целостного восприятия окружающего мира, приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Информация о внесенных изменениях
Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России». Внести изменения в соответствии с особенностями класса также не считаю необходимым, т.к. данная программа рассчитана на первоклассников, чей уровень подготовленности пока не известен.
Учитывая важность знаний и умений соблюдения правил дорожного движения для безопасности жизнедеятельности учащихся, в течение первых 14 уроков планируется изучение указанных вопросов. Качество усвоения правил дорожного движения планируется проверить на зачете, проводимом в игровой форме.
Информация об используемом УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
Информация о количестве учебных часов
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. В целом, программа рассчитана на 270 ч. Из них в 1 классе – 66 ч. (33 учебные недели).
Таблица №1
Распределение учебных часов по четвертям
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 18 |
2 четверть | 13 |
3 четверть | 20 |
4 четверть | 15 |
Итого | 66 |
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно происходит непрерывно, как в школе, так и за её стенами. Сам учебный курс является системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Наиболее целесообразными представляются следующие технологии обучения: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, технология дифференциации на основе обязательных результатов, развитие исследовательских навыков, технология игрового обучения: ролевых, деловых и др.игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа и т.д.), информационно-коммуникационные технологии.
Виды и типы уроков, используемых в курсе «Окружающий мир»:
- УИНМ – урок изучения нового материала.
- УРУиН – урок развития умений и навыков.
- УОиС – урок обобщения и систематизации знаний.
- КЗ – урок контроля занятий.
Формы организации работы при изучении курса:
- уроки в классе и на природе;
- экскурсии;
Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Значительная роль отводится:
- наблюдениям в природе;
- практическим работам;
- демонстрации опытов, наглядных пособий.
При реализации программы важное место занимают практические виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами.
Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования.
Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению интереса и любви к природе у детей.
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов по предмету «Окружающий мир»
Базовые знания и умения, опыт творческой деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:
- ролевые игры;
- учебные дискуссии;
- самостоятельное чтение дополнительной литературы;
- практическая работа по охране природы.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.
Фронтальный опрос – проводится как беседа – полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.
Тестовое задание. При письменной проверке знаний используются тестовые задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Они целесообразны по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и другие.
Контрольная работа проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид итогового контроля важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.
Таблица №2
График проведения контрольно – измерительных работ
№ урока | Вид работы | Тема |
22 | Тестовое задание | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» |
34 | Тестовое задание | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» |
44 | Тестовое задание | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» |
64 | Тестовое задание | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
65 | Тестовое задание | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
66 | Контрольная работа | Итоговый контроль. |
Общее количество | 10 |
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Определять под руководством учителя цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.
- Определять под руководством учителя план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.
- Использовать в свое деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД:
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других.
- Работать в паре.
Коммуникативные УУД:
- Ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы 1 класса
Таблица №4
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
|
|
Обоснование содержания рабочей программы
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией.
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Содержание рабочей программы
Таблица №3
1 класс (66 часов)
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | практические работы | |||
1 | Введение | 3 | 2 | |
2 | Что и кто? | 20 | 4 | 6 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 3 | |
4 | Где и когда? | 10 | ||
5 | Почему и зачем? | 20 | 1 | |
6 | Заключение | 1 | ||
Итого | 66 | 6 | 10 |
Тема: «Введение» (3 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первый грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Тема: «Что и кто?» (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
ПДД. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, поребрик. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка) Дорога с односторонним и двустороннним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.
Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Регулируемые перекрестки. Светофор. Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае. Остановки и их обозначения. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
Где можно и где нельзя играть. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Экскурсии:
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Тема: «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы:
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Тема: « Где и когда?» (10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Тема: « Почему и зачем?» (20 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа:
Простейшие правила гигиены.
Тема: «Заключение» (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Последовательность изучения учебного материала (внутрипредметные и межпредметные логические связи)
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: математики, русского языка и литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
В программе предусмотрено использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов при решении экологических задач, создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте, определение последовательности работы над заданием.
В «Окружающем мире » естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Это, прежде всего, использование на уроках прекрасных текстов А.А.Плешакова, раскрывающих красоту природы, дающих культурно-исторический справочный материал. Эти тексты анализируются, обсуждаются. Дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
При освоении содержания курса «Окружающий мир» актуализируются знания, полученные при изучении технологии. Это касается в первую очередь работы с природными материалами, при изготовлении макетов из пластилина и бумаги. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство». Используя средства художественной выразительности, дети лучше понимают эстетику окружающего мира, его гармонию. Большое количество заданий в «Рабочей тетради по окружающему миру» направлено на реализацию этой задачи.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Литература и средства обучения
Учебно-методические материалы
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013г
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. - М: ВАКО 2013
Учебные пособия
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. – М.: Просвещение,2012г
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение,2013г
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. – М.: Просвещение,2012г
Демонстрационные пособия
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение,2012г
Экранно-звуковые пособия
- Диск к учебнику А.А.Плешакова « Окружающий мир. 1 класс».
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
Учебно-практическое оборудование
Печатные пособия:
- Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной осанке.
Технические средства обучения:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Компьютер.
- Копировальная техника.
- Мультимедийный проектор.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 «А» КЛАССА
на 2016-2017уч.год(66часов)
Составитель-Доронина М.Е.
Перечень принятых сокращений:
УИНМ – урок изучения нового материала.
УРУиН – урок развития умений и навыков.
УОиС – урок обобщения и систематизации знаний.
КЗ – урок контроля занятий.
№ урока | Тема урока | Тип/форма урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | Примечание | |
Освоение предметных знаний | УУД | ||||||
Тема: « Введение » 3 ч. | |||||||
1 | День Знаний. Мой город-Санкт-Петербург. Задавайте вопросы! | УИНМ | Обучающийся научится различать средства познания окружающего мира. научится следовать инструкциям поведения в раздевалке, столовой. в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире. Учащиеся познакомятся с правилами поведения в школьном дворе, с ПДД | Познавательные УУД: Обучающийся: научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. научится ориентироваться в школьном пространстве, в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Текущий | 1.09 |
|
2 | Экскурсия « Что такое наша школа?» | УИНМ | Беседа | 5.09 | |||
3 | Экскурсия « Что у нас на школьном дворе? ПДД. Поговорим об истории | УИНМ | Беседа | 8.09 | |||
Раздел: «Что и кто?» - 20 ч. | |||||||
4 | Что такое Родина? ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы | УИНМ | Обучающийся научится: - различать флаг и герб России; - узнавать некоторые достопримечательности столицы; - правильно переходить улицу; - различать изученные камни, растения, животных и созвездия; - сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -изготовлять модели Солнца и созвездий. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить наблюдения в окружающем мире; - определять с помощью атласа-определителя растения и животных; - описывать по плану дерево, рыбу, птицу. Обучающийся научится: - различать флаг и герб России; - узнавать некоторые достопримечательности столицы; - правильно переходить улицу; - различать изученные камни, растения, животных и созвездия; - сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -изготовлять модели Солнца и созвездий. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить наблюдения в окружающем мире; - определять с помощью атласа-определителя растения и животных; - описывать по плану дерево, рыбу, птицу. Обучающийся научится: -умению контролировать свою деятельность; -выполнять выбор правильного ответа к заданному вопросу; -анализировать свою деятельность. | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять роли в группе. Уметь работать в парах. Составлять рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться: высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. работать по предложенному плану. | Беседа | 12.09 | |
5 | Что мы знаем о народах России? ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы | УИНМ | Беседа | 15.09 | |||
6 | Что мы знаем о Москве? ПДД. Нерегулируемые перекрестки. | УИНМ | Беседа | 19.09 | |||
7 | Проект «Моя малая Родина». ПДД. Нерегулируемые перекрестки. | УИНМ | Фронтальный опрос | 22.09 | |||
8 | Что у нас над головой? ПДД. Регулируемые перекрестки. Светофор. | УИНМ | Фронтальный опрос | 26.09 | |||
9 | Что у нас под ногами? Регулируемые перекрестки. Светофор. | УИНМ | Беседа | 29.09 | |||
10 | Что общего у разных растений? ПДД. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. | УИНМ | Беседа | 3.10 | |||
11 | Что растёт на подоконнике? ПДД. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. | УИНМ | Беседа | 6.10 | |||
12 | Что растёт на клумбе? ПДД. Дорожные знаки | УИНМ | Беседа | 10.10 | |||
13 | Что это за листья? ПДД. Где можно и где нельзя играть | УИНМ | Беседа | 13.10 | |||
14 | Что такое хвоинки? ПДД. Зачет | КЗ | Тест | 17.10 | |||
15 | Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? | УИНМ | Беседа | 20.10 | |||
16 | Кто такие птицы? | УИНМ | Беседа | 24.10 | |||
17 | Кто такие звери? | УИНМ | Беседа | 27.10 | |||
18 | 2 четверть Что окружает нас дома? | УИНМ | Беседа | 10.11 | |||
19 | Что умеет компьютер? | УРУиН | Фронтальный опрос | 14.11 | |||
20 | Что вокруг нас может быть опасным? | УРУиН | Фронтальный опрос | 17.11 | |||
21 | На что похожа наша планета? | УОиС | Фронтальный опрос | 21.11 | |||
22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | КЗ | Тестовое задание | 24.11 | |||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||||
23 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | УИНМ | Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; - правильно обращаться с электричеством; - сравнивать реку и море; - раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить опыты с водой, снегом и льдом; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; -мастерить кормушки и подкармливать птиц. Обучающийся научится: -умению контролировать свою деятельность; -выполнять выбор правильного ответа к заданному вопросу; -анализировать свою деятельность. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике Добывать новые знания: выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать информацию. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Беседа | 28.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | УИНМ | Беседа | 1.12 | |||
25 | Откуда в наш дом приходит электричество? | УИНМ | Беседа | 5.12 | |||
26 | Как путешествует письмо? | УИНМ | Беседа | 8.12 | |||
27 | Куда текут реки? | УИНМ | Беседа | 12.12 | |||
28 | Откуда берутся снег и лёд? | УИНМ | Беседа | 15.12 | |||
29 | Как живут растения? | УИНМ | Беседа | 19.12 | |||
30 | Как живут животные? | УИНМ | Беседа | 22.12 | |||
31 | Как зимой помочь птицам? | УИНМ | Беседа | 26.12 | |||
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? | УИНМ | Беседа | 29.12 | |||
33 | 3 четверть Откуда в снежках грязь? | УИНМ | Беседа | 12.01 | |||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | КЗ | Тестовое задание | 16.01 | |||
Раздел «Где и когда?» (10ч) | |||||||
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | УИНМ | Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; - правильно обращаться с электричеством; - сравнивать реку и море; - раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить опыты с водой, снегом и льдом; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; -мастерить кормушки и подкармливать птиц. Обучающийся научится: -умению контролировать свою деятельность; -выполнять выбор правильного ответа к заданному вопросу; -анализировать свою деятельность. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. | Беседа | 19.01 | |
36 | Когда придёт суббота? | УИНМ | Беседа | 23.01 | |||
37 | Когда наступит лето? | УИНМ | Беседа | 26.01 | |||
38 | Где живут белые медведи? | УИНМ | Беседа | 30.01 | |||
39 | Где живут слоны? | УИНМ | Беседа | 2.02 | |||
40 | Где зимуют птицы? | УИНМ | Беседа | 13.02 | |||
41 | Когда появилась одежда? | УИНМ | Беседа | 16.02 | |||
42 | Когда изобрели велосипед? | УИНМ | Беседа | 20.02 | |||
43 | Когда мы станем взрослыми? | УИНМ | Беседа | 23.02 | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | КЗ | Тестовое задание | 27.02 | |||
Раздел «Почему и зачем?» (20 ч) | |||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | УИНМ | Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; - правильно обращаться с электричеством; - сравнивать реку и море; - раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить опыты с водой, снегом и льдом; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; -мастерить кормушки и подкармливать птиц. Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; - правильно обращаться с электричеством; - сравнивать реку и море; - раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить опыты с водой, снегом и льдом; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; -мастерить кормушки и подкармливать птиц. Обучающийся научиться объективно оценивать себя и своего товарища, учиться осуществлять самоконтроль деятельности. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Работать в группах и парах. Составлять рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. работать по предложенному учителем плану. выстраивать проблемный диалог отличать верно технологии оценивания образовательных достижений | Беседа | 2.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | УИНМ | Беседа | 6.03 | |||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | УИНМ | Беседа | 9.03 | |||
48 | Почему звенит звонок? | УИНМ | Беседа | 13.03 | |||
49 | Почему радуга разноцветная? | УИНМ | Беседа | 16.03 | |||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | УИНМ | Беседа | 20.03 | |||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | УИНМ | Беседа | 24.03 | |||
52 | 4 четверть Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | УИНМ | Беседа | 3.04 | |||
53 | Зачем мы спим ночью? | УИНМ | Беседа | 6.04 | |||
54 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | УИНМ | Беседа | 10.04 | |||
55 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | УИНМ | Беседа | 13.04 | |||
56 | Зачем нам телефон и телевизор? | УИНМ | Беседа | 17.04 | |||
57 | Зачем нужны автомобили? | УИНМ | Беседа | 20.04 | |||
58 | Зачем нужны поезда? | УИНМ | Беседа | 24.04 | |||
59 | Зачем строят корабли? | УИНМ | Беседа | 27.04 | |||
60 | Зачем строят самолёты? | УИНМ | Беседа | 4.05 | |||
61 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | УИНМ | Беседа | 8.05 | |||
62 | Зачем люди осваивают космос? | УИНМ | Беседа | 11.05 | |||
63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | УИНМ | Беседа | 15.05 | |||
64 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | КЗ | Тестовое задание | 18.05 | |||
65 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | КЗ | Тестовое задание | 22.05 | |||
Заключение – 1ч | |||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | КЗ | Учиться объективно оценивать себя и своего товарища, учиться осуществлять самоконтроль деятельности. | Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения | Итоговый контроль | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...