Открытый урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vov.docx169.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Горшеченского района

             Открытый урок по окружающему миру

                                    в 4 классе

             Тема: Великая война и Великая Победа.

                                Подготовила и провела

                                учитель начальных классов

                                первой категории

                                Мальцева Лариса Игнатьевна

с. Средние Апочки

2015 г.

Тема: Великая война и Великая Победа.

Цель: сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Формируемые УУД: познавательные- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные-действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные- формировать положительное отношение   к себе и окружающему миру.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова), презентация «Великая война и великая Победа», газета «70 - летие Великой Победы».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

1) Что вы знаете о стройках 1930-х гг.?

2) Как изменилась жизнь в деревне?

3) Работа в парах.

   Рабочая тетрадь с.49 №3.

      3.Самоопределение к деятельности.

           Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества- это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Учитель показывает слайд «Памятник Неизвестному Солдату»)

-Вы узнали это место? Что вы можете о нём рассказать?

Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солдату, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.

- Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Солдата».

На надгробии- боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь- символы скорби и почести, отлитые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны.

-Что вы знаете о Великой отечественной войне. (высказывания детей)

- Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?

(формулировка учащимися темы урока и постановка задач)

 Тема: «Великая война и великая Победа».

Задачи: расширить и углубить знания об этой войне.

  1. Открытие нового знания.

Учитель:

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила нам нужна.

Ученик:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ....

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

               1 страница «Великая война»

       Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.

            1 сентября 1939 г. Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

            Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

           В 4 ч утра 22 июня   1941 года, войска фашисткой Германии перешли границы нашей страны. На улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось… (звучит речь Левитана).

                                                              (слайд)

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие солдаты.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 Учитель:

      22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

Ученик:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

 Учитель:

Одно из первых сражений произошло на пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны.

В Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов,

артиллерийских орудий, автоматов. Советские войска несли огромные

потери,

Трудно было. Надо было укреплять не только техническую сторону обороны, но и боевой дух солдат. Выжить помогала песня. (слушание песни «Священная война»). Эта песня стала гимном советского народа.

2 страница «Битва за Москву»

 Учитель:

       Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот – вот войдут в неё и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока.  Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолётов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. (слайд)

Ученик:

 Убийцы забрались далеко

До самой столицы дошли

И видели даже в бинокль

Москву-сердце нашей земли.

Ученик:

Тысячи женщин с детьми спозаранку

Рыли на подступах рвы,

Чтоб крестоносцы-фашистские танки

Не добрались до Москвы!

Ученик:

Фашисты ужасно спешили попасть

На ноябрьский парад.

Парадную форму пошили

Готовили грудь для наград.

Ученик:

Нет, планам фашистским не сбыться!

Не выйдет по твоему гад!

Парад состоялся в столице-

Советский военный парад!

      Учитель:

  Через 3,5 месяца после начала войны, фашистские войска вплотную подошли к Москве. Их солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

Если весь мир будет лежать в развалинах,

К черту! Нам на это наплевать!

Сегодня нам принадлежит Германия,

А завтра будем миром всем повелевать...

7 ноября 1941 г. состоялся традиционный парад на Красной площади, посвященный Великой Октябрьской революции. Бойцы прямо с Красной площади шли на фронт Чтоб крестоносцы-фашистские танки

не добрались до Москвы!

    16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов дивизии под командованием генерал- майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково. Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. Уже в первые дни боёв у стен столицы он был награждён орденом Красного

Знамени   и удостоен чести участвовать в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. (слайд)

  Ученик:

 Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

  Ученик:

Москва жила,

Москва сражалась,

Москва знала, что победит.

Учитель:

5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших войск под Москвой (контрнаступление - подготовленное в ходе оборонительных действий ответное наступление на противника).

Битва за Москву началась в декабре 1941, длилась 203 дня и ночи и закончилась в начале 1942 года

Немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 150-300 километров. Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения.

Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны и развеяла миф о непобедимости фашистской армии.

3 страница «Блокада Ленинграда»

Учитель:

          1941-1942.Самые страшные военные годы...Годы отступлений, потерь, разрушений. В сентябре 1941 г гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Тяжёлые испытания постигли город Ленинград.

          В сентябре 1941 года Ленинград оказался в блокаде, т.е. в кольце. Связь города со страной по суше прекратилась. Немцы уничтожили склады с продовольствием. И на город обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. За сутки для рабочих выдавали 250 г., а остальным 125г. Люди умирали, но не сдавались. Гибли от бомбёжек, голода и холода.

     Ученик:

 Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней под непрекращающимися бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали «Дорогой жизни». По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. К началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев. 900 дней и ночей был оторван от большой земли город.

Ученик.

Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена.

И победили человек и город.

Год сорок второй...

Пол города лежит в земле сырой.

 Учитель:

      Воевали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда», в том числе посмертно.

Давайте стоя почтим память, тех мальчишек и девчонок, которые отдали свое детство во имя Победы.

    Ученик:

 Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Ученик:

 Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней - молчит в ответ,

 Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

 Учитель:

    Блокада Ленинграда была прорвана, но впереди было еще много тяжелых боев. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. И конечно им помогали дети. Маленькие герои большой войны.

На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

Ученик: Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

 Перед вашим вдруг ожившим строем

 Мы стоим, не поднимая век.

 Боль и гнев сейчас тому причиной,

 Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик:

Сколько вас? Попробуй перечислить,

 Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

(Стоять на правой ноге)

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри не упади!

 (Шаги на месте)

А теперь постой на левой,

(стоять на левой ноге)

Если ты солдатик смелый.

(Прыжки на месте).

4 страница «Сталинградская битва»

    Учитель:

 Летом 1942 г. Фашисты начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда (Волгограда)

Ученик:

 Зима 41-го. Вражеские войска разбиты под Москвой. Потерпев поражение, Гитлер рвётся к Волге, к Сталинграду.

28 июня 1942 года 90 фашистских дивизий, более миллиона фашистов обрушились на советские войска. С этого времени и началась Сталинградская битва - величайшая битва второй мировой войны.

Ученик:

 А враг плотней сжимал своё кольцо,

Крестом чернел, висел над Сталинградом,

Смотрела смерть солдатам прям в лицо

Горячим, долгим взглядом.

 Как все дрались, громя врага в упор,

Всю жизнь вложивши в волю боевую,

За каждый дом, за каждый коридор,

 За комнатенку, лестницу любую

Учитель:

История войн ещё не знала такого скопления войск и техники на территории почти в 100 тысяч квадратных км. В битве участвовало одновременно около полутора миллионов людей, более 25 тысяч орудий, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолётов. Гитлер хотел овладеть городом за 2 недели. Немцы же назвали путь к Волге «дорогой смерти».

Ученик:

Ревели над городом чёрные крылья

Красиво одетой в плащи эскадрильи,

 От грохота взрывов жизнь разрушалась,

И вечная ось на последнем держалась,

 И лишь повторяла, скрипя многократно:

Нельзя мне сломаться, нельзя мне обратно!

Учитель:

       23 августа 1942 года стал самым тяжёлым днём для сталинградцев.

 В 3 часа объявляется воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжёлых гитлеровских бомбардировщиков. Одна волна сменяет другую...

Немцы методически сбрасывают то зажигательные, то тяжёлые фугасные бомбы. Кромешный ад.

 В тот страшный день померкло всё.

Рёв бомбы, стон, подобье ада,

Адольфы, словно вороньё,

Зависли в небе Сталинграда.

Враг всё уничтожал, враг наступал,

Враг черной кровью истекал,

Избитый под Москвой и Ленинградом,

Он овладеть стремился Сталинградом.

Разрушены почти все крупные здания: Госбанк, гостиницы, вокзал, театр, больницы, школы. Выведены из строя водопровод, телеграф, телефон, электросеть. За несколько часов целые кварталы превратились в развалины. Под ними погибли тысячи советских людей: стариков, женщин, детей.

 Ученик:

Здесь все смешалось в этой круговерти:

Огонь и дым, пыль и свинцовый град.

 Кто уцелеет здесь ... до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград.

Учитель;

   14 сентября 1942 г начались кровопролитные бои за Мамаев Курган.

140 дней и ночей не утихала здесь ожесточённая битва.

 140 дней и ночей над курганом бушевало море огня и едкого дыма,

  беспрерывно сыпались мины, разрывались бомбы.

Почернел от крови курган, обуглился.

 После войны его называли мёртвым:

 земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью,

и на ней долго ничего не росло.

19 ноября 1942 года началось историческое наступление советских войск. А 23 ноября Гитлеровские войска под командованием Паулюса оказались в кольце окружения. Общая численность их войск составляла 330 000 солдат, офицеров, генералов.

Учитель: 31 января 1943 года окружённые немцы во главе с Паулюсом

сдались в плен,

200 дней (с лета 1942 - февраля 1943) длилась Сталинградская битва

Ученик;

   3 дня в фашистской Германии носили траур, 3 дня в рейхе звонили похоронные колокола, справлявшие поминки по тем, кто хотел завоевать наш город, но нашёл свою смерть у берегов Волги.

Учитель:    

 12 июля 1943г разгорелось сражение под Курском. Советские войска разгромили врага и заставили отступать. Победа под Курском стала началом крупного наступления советской армии.

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ученик:

От нас далеки годы эти,

Но вспомним мы о них стократ.

Пусть славят гимном на планете

Геройский город Сталинград.

Ученик:

В свой срок - не поздно и не рано-

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

Учитель:

 Та война, которой не несли мы,

Всё-таки живёт в тебе, во мне.

Через нашу жизнь прошла незримо,

 В каждой отпечатавшись судьбе.

 Вот она... Далёкая и злая,

Протянула щупальца в года.

Мы её не знали. Мы её не знали...

 Но и не забудем никогда!

5 страница «Великая Победа»

Учитель:

     И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий... Только в 1944 году удалось изгнать захватчиков с нашей земли.

Но война на этом не закончилась. Необходимо было вместе с Францией, Англией, США завершить разгром фашистской Германии и её союзников

В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.

Завершающий этап войны - взятие Берлина. Здесь сержант Егоров и младший сержант Кантария 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Наш народ разгромил врага. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.

 Ученик:

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

 Учитель:

     И вот наступил этот великий, долгожданный день - День Победы- 9 Мая 1945г.

Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск.

Человечество в неоплаченном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от фашизма

Война - это 4 года сражений.

1418 бессонных дней и ночей.

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края

-Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли окна

В продымленной Европе города.

 Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

 Мы с вами подготовили газету на тему «70- летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».

Вы нарисовали рисунки, а я рассказала достоверные факты о своём отце-ветеране Великой Отечественной войны Шипилове Игнате Александровиче, который в 18 лет ушёл защищать Родину.

      Мой отец, Шипилов Игнат Александрович, родился 2 февраля 1926 года в селе Головище тогда ещё Ястребовского района Курской области. Окончил 6 классов Головищенской семилетней школы и 1 февраля 1944 года был призван на действительную военную службу Горшеченским РВК Курской области.

      Уже 1 мая 1944 года Игнат Александрович принял военную присягу при 55 учебном стрелковом полку.

     С сентября 1944 года по май 1945 года в составе 1126 стрелкового полка шагал он фронтовыми дорогами мимо разрушенных городов и сёл, тяжело было терять боевых товарищей.

Scan_20150412_131317

     (на фотографии слева направо Шипилов И.А. и его друг Анатолий).

       Видел он, с какими слезами радости встречали воинов- освободителей жители Европы.

      Нелегки тяготы фронтовой жизни. Не миновали они и Игната Александровича: 5 ноября 1944 года получил он   ранение в правое плечо, а седьмого апреля 1945 года был ранен в левое плечо, оставшийся осколок, который напоминал ему о страшной войне до конца жизни.

    13 лет он вёл борьбу с болезней, которая была следствием его ранения.

   Пусть короток был боевой путь молодого солдата, но прошёл он его с честью, за спины товарищей не прятался, храбро поднимался на врага, о чём свидетельствуют его награды:

-    за участие в героическом штурме и взятии Кенисберга, Игнат Александрович был награждён медалью «За взятие Кенисберга» десятого апреля 1945 года;

-   за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками- орденом «Отечественной войны 2 степени».

 

     Есть у него и медали «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» и другие юбилейные медали. Я горжусь своим отцом и говорю ему спасибо, за то, что он отстоял мир на земле и дал мне жизнь.

- Мы пролистали наш журнал, закроем и отложим ненадолго, но в наших сердцах будет звучать вечно:

МЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ!

 МЫ ОБЯЗАНЫ ЭТО ПОМНИТЬ!

МЫ БУДЕМ ЭТИМ ГОРДИТЬСЯ!

   Рефлексия.

  1. Рабочая тетрадь: с.50-51
  2. Выполнение заданий на диске к данному уроку.
  3. Составление хронологической таблицы. Работа в парах

А теперь продолжим составление хронологической таблицы ВОВ и увидим через какие важные события шёл наш народ к Победе.

Вы должны узнать, когда произошли события, которые у вас записаны на карточках, и прикрепить их на доске под соответствующими датами.

 Даты.

1) 1 сентября 1939 года

2) Сентябрь 1941.

3) Декабрь 1941 -начало 1942.

4) Лето 1942-февраль 1943.

5)12 июля 1943 г

6)1944.

7)1945 год 9 мая.

8)22 июня 1941 года

События.

1) Начало второй мировой войны

2) Начало блокады Ленинграда.

3) Победа под Москвой. Советская армия перешла в наступление.

4) Бои за Сталинград. Победа под Сталинградом.

5) Победа под Курском.

6) Освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.

7) День Победы над фашистской Германией.

8) Начало Великой Отечественной войны

Учитель читает летопись.

Мы победили в Великой войне, а, значит, и победа была какой? (Великой).  (на фоне музыки «День Победы»).

Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага -здания, где заседало фашистское правительство - надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине.

- Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете?

  А я бы написала это стихотворение.

Я никогда не видела войны,

 Не видела, как падают снаряды,

Не слышала гнетущей тишины

В замёрзших переулках Ленинграда.

Гул самолётов в тучах над Невой,

В сожженных сёлах стрекот автоматов.

Не видела пожары над землёй

И на снегу обугленные хаты.

Под грозным небом остовы печей,

Деревьев, почерневшие скелеты,

И в темноте октябрьских ночей

Далёких взрывов алые отсветы.

Зениток вопли, пробужденья страх,

В обломках дома- окна точно раны,

Девчонок- медсестёр в госпиталях,

Войну и смерть увидевших так рано.

Не видела победную весну,

Врагов не научилась ненавидеть.

Я никогда не видела войну

И так боюсь хоть раз её увидеть.

Домашнее задание:   

       У. с.142-146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Нетрадиционный интегрированный урок на открытом воздухе в 1 классе (обучение грамоте + окружающий мир) на тему: «Буквы Аа, звук [а] в предметах окружающего мира».

Данный урок проходит в необычной форме, а точнее на свежем воздухе. В непринужденной форме ребята повторяют материал уроков "Письма", а также уча...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"

Технологическая карта урока по математике с презентацией...

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз...