Конспект урока "Открытия мира", 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Абдрахманова Рушания Рифатовна

Тема урока «Открытия мира»

Цель: Ознакомление с компасом, его строением - как основном приборе, используемом  путешествиниками для ориентирования на местности.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому; расширить знания детей; развивать логическое мышление детей.

Предметные: формировать умение определять стороны горизонта; расширить и систематизировать представление учащихся об основных местных признаках; обобщить знания учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают в через компас.

Тип урока: комбинированный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Лебедева Е. Ю.

Студентка: Абдрахманова  Р. Р. 44 гр.

Тема урока «Открытия мира».

Цель: Ознакомление с компасом, его строением - как основном приборе, используемом  путешествиниками для ориентирования на местности. 

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому; расширить знания детей; развивать логическое мышление детей.
  • Предметные: формировать умение определять стороны горизонта; расширить и систематизировать представление учащихся об основных местных признаках; обобщить знания учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают в через компас.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, листочки с заданиями.

Этап урока

Методы/приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

 Метод: словесный
Прием: рассказ

1 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Рушания Рифатовна. Сегодняшний урок проведу у вас я. Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами!

 

Слушать учителя

Личностные - воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

Проверка домашнего задания

Метод: словесный

Прием: беседа

3 мин

2 мин

Прежде чем переедем к новой теме повторим домашнее задания.

Ребята, скажите, что такое горизонт? (Горизонт - граница неба с земной или водной поверхностью.) 

- А что такое линия горизонта? (линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.) 

- Назовите стороны горизонта. (Север, запад, юг, восток). 

- А что такое ориентирование? (определение своего положения на местности относительно сторон горизонта)

- А по каким признакам вы уже умеете определять стороны горизонта? (по солнцу, по звездам и по луне).

На фотографии – летний вечер на Черном море. Определи направление на юг.

Найдите на шкафу символ обозначающий название стороны света. Правильно это север. Теперь определите, где будет З, Ю, В.

Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой? (На запад)

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении? ( В южном)

Диктант. Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

Отвечают на вопросы

Обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение

Определяют стороны горизонта

Выполняют диктант

 

Коммуникативные: уметь излагать

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы свое мнение

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: словено-практический

Прием: работа с пословицей

5 мин

3 мин

5 мин

6 мин

 Ребята может  у вас есть предположения для чего нам надо знать ориентирования, стороны горизонта? Люди издавна интересовались путешествиями, ориентировались они конечно по звездам, по солнцу.

 И сегодня мы будем изучать новую увлекательную тему.

Откройте стр. 26 учебника и прочитайте тему урока. Как вы думаете,  о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  Все правильно говорите.  Первым путешественником, о котором сохранились упоминания в древних книгах, был Ганнон. Он жил 2500 лет назад это карфагенский мореход его автопортрет вы можете увидеть на сладе.  Прочитайте задания на стр. 26. Что нам нужно сделать?( прочитать текст, придумать к нему заголовок, найди корни в подчеркнутых словах и выписать в тетрадь музыкальные инструменты). Текст я прочитаю сама, а вы слушайте внимательно я задам вопросы и по ходу рассказа придумайте к нему заголовок.

- В  какой залив зашли Ганнон и его спутники?(« Вечерний Рог»)

- Какие звуки они там услышали?(Звуки флейт, кимбалов, тамбуринов и гул бесчисленных голосов).  

- Кого путешественники приняли за волосатых дикарей?( горилл).

- Кого они захватили?( трех «женщин»)

Молодцы. Я вам раздам листочки вы самостоятельно запишите музыкальные инструменты потом мы проверим и я вам о них  немного расскажу и мы послушаем звуки этих инструментов. И так давайте проверим. Что вы записали, обратите внимания на слайд.

Флейта – общее название для ряда музыкальных духовных инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

 Тамбурин - старинный музыкальный барабан цилиндрической

 формы.

  Кимвал – древний восточный ударный музыкальный инструмент. Ребята давайте в подчеркнутых словах найдем корни и объясним их смысл. Как вы думаете, что обозначает слово « изобилующей»  это – слово обозначает богатство, обилия чего то.

Благовонными - распространяющий прекрасный аромат, благоухающий.

Бальзамическими - Содержащий в себе бальзам.

Насыщенный ароматами; благоухающий, душистый, есть различные бальзамические растения пижма, мята, приправы.

Также прочитайте текст о другом путешествннке,  написавший книгу  «Хождение за три моря» (слайд).  Я вам задам вопросы по тексту.  

- Кем был А.Никитин? ( русский путешественник, тверской купец)

- В каком году отправился в путешествия и с какими целями? ( 1466, с торговыми целями)

- Сколько прожил в Индии? ( три года)

 Найдите все сокращенные слова, давайте их разберем.  Какие отличия справочного  текста от текста- повествования как  вы думаете?  Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки: Например: Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра)  зверь с серебристо-серой щетиной [общее описание]. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса.  Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил»  Что могло удивить А.Никитина во время путешествия в Индию? (Индийские маски, насыпной коврик, боевые Индийские слоны, караван на пути в Индию).  А вы знаете еще путешественников, кроме тех о которых мы сегодня уже сказали? (Пржевальский Николай Михайлович, Гумилев Лев Николаевич, Семёнов-Тян-Шанский, Пётр Петрович. Миклухо-Маклай Николай Николаевич, Ломоносов Михаил Васильевич. Все они были первооткрывателями, учеными и много сделали для нашей страны.        

Определяют тему урока и ставят цель

Читают учебник

Слушают сообщения одноклассников

Выполняют задание на карточках

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Познавательные: развить умения работать с учебником.

 

.

Личностные: строить логическую цепь рассуждений.

Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала

Физ. минутка

1 мин

Тихо встаньте. Подравняйтесь.

Влево, вправо наклоняйтесь.

Север, запад, восток, юг

- Выпрямляйся, милый друг.

А теперь рывки руками:

Раз, два, три, четыре,

Открывайте руки шире.

Повороты начинайте.

Ориентир не забывайте!

Два на запад – на восток.

Можем сделать раз по сто!

Не ленитесь, повторяйте,

Время даром не теряйте!

Повторять движение

Решение частных задач

Метод: словесно-практический

Прием: составление рассказа

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

Прием: работа в группах

5 мин

3 мин

5 мин

Ребята на стр. 29 вам дан текст. Прочитайте внимательно каждый про себя я вам задам вопросы.

- Какие ориентиры, можно найти в открытом море? (солнце, звезды, луна)

- Ребята а если возникнет такая ситуация, что настанет мгла, тьма в открытом море, произойдет шторм как мореходы сориентируются? ( по компасу)

- Где был изобретен первый компас? (в Древнем Китае)

- На что,  был похож первый компас? (на ложку сделанную из магнитного железняка)

- Как работал компас? (ложку раскручивали на гладкой пластинке, и когда она  постепенно останавливалась,  то ее ручка указывала на север). Молодцы Ребята!

В последнем абзаце говорится о компасе. Знаете ли вы что такое компас? Умеете ли вы пользоваться с им?

Правила работы с компасом.

1) Положить компас на ладонь.

2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.

3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север

Чтобы лучше узнать о компасе и как с ним обращаться мы посмотрим с вами видеоролик.

 Разгадывают кроссворд, чтобы узнать, о чем пойдет речь

Слушают историю возникновения компаса

Высказывают свои предположения, смотрят видео

Слушаю правила работы с компасом

Еще знакомятся с несколькими признаками ориентирования

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание.

Познавательные: развить умения работать с учебником.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы.

Итог урока

2 мин

О чем мы говорили на уроке? Что нового узнали?

Спасибо за урок. Урок закончен.

Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение, делиться впечатлениями

Регулятивные – анализировать собственную и мою работу

 

конспект урока ориентирование на местности      ориентирование по компасу 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс УМК "Школа России", предмет окружающий мир, тема "Про кошек и собак"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему"Про кошек и собак"...

Презентация и конспект урока 2 класс УМК "Школа России" В.П. Канакина Русский язык Сочинение по картине А.С. Степанова "Лоси".

Работа по картине А.С. Степанова "Лоси" и работа по подготовке написания сочинения: лексическая и орфографическая работа....

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"

Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Россия на карте

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о карте России, научить использовать карту для получения информации.Планируемые результатыПредметные: Знать – что такое карта...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Города России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; изучение  известных исто­рических объектов этих городов.Плани...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по окружающему миру Тема: Ориентирование на местности

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.Планируемые результатыПредметные: Знать – ...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по окружающему миру Тема: Формы земной поверхности

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщени...