Красота природная и рукотворная
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кошевая Ирина

Конспект урока с целью ознакомления с оснавными признаками симметрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Красота природная и рукотворная57.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира по теме.

КРАСОТА ПРИРОДНАЯ И РУКОТВОРНАЯ

                                                   

                                                                                                                                      Подготовила:

учитель начальных классов

высшей категории

                                                                                                                                                                  Кошевая  И.П.

2016 – 2017 уч. год

Окружающий мир.

Тема: КРАСОТА ПРИРОДНАЯ И РУКОТВОРНАЯ

Цель: познакомить с основными признаками симметрии; ввести понятия «симметрия», «ось симметрии», «зеркальная симметрия», «поворотная симметрия», «переносная симметрия»; познакомить со свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение; способствовать развитию абстрактного, пространственного мышления и воображения у учащихся, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

 Работа над пройденным материалом.

Фронтальный опрос.

- С чем познакомились на прошлом уроке?

- – Является ли средством познания мира искусство?

– Какие виды искусства вы знаете?

– Где хранятся картины известных художников?

- Какие репродукции картин вам знакомы?

- О каком художнике вы можете рассказать?

 О музее?

I. Работа над темой  урока.

– Что вы знаете об окружающем вас мире? Как можно классифицировать все, что нас окружает? (Живая природа, неживая природа и рукотворный мир.) ( слайд)

– Сегодня мы попробуем иначе, другими глазами посмотреть на окружающий нас мир. Все его объекты можно сгруппировать совсем по-другому.

Мы узнаем об этом, путешествуя по замечательной Стране симметрии.

II. Работа по учебнику.

– Чем примечательно строение листьев и цветков растений?

– Обращали ли вы внимание, как расположены и окрашены крылья бабочек? Рассматривали ли вы крупные снежинки? Восхищались ли их формой?

– Рассмотрите фотографии с изображением насекомых и растений в учебнике. Чем красивы эти предметы? Чем примечательно их строение?

Прочитайте текст учебника. 

Какие предметы называют симметричными?

Симметрия – греческое слово, обозначающее соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей предмета. Предметы, обладающие такими свойствами, называются симметричными.

– Какие симметричные предметы есть в классе?

– Какие из них расположены симметрично?

– Нарисуйте или вырежите из бумаги какую-нибудь симметричную фигуру. С чего надо начинать её рисовать? (Надо провести ось симметрии.)

– Как проверить, что фигура симметрична?

Вывод: Несмотря на разнообразие форм снежинок, у них есть общие закономерности: у всех у них по 6 лучей, все они симметричны и при этом обладают двумя видами симметрии – зеркальной и поворотной. У снежинок 6 осей симметрии: 3 по лучам и 3 – между лучами.

– Проведите линии симметрии с помощью линейки и убедитесь, что они пересекутся в центре снежинки.

– Нарисуйте собственный вариант снежинки.

– Какую симметрию называют зеркальной? поворотной?

– Что такое переносная симметрия? узор, орнамент?

Учащиеся составляют на доске схему «Виды симметрии».

– Приведите пример каждого вида симметрии.

– Для того чтобы рисовать узоры с переносной симметрией, надо задать ячейку переноса, направление переноса и размер шага, с которым будет повторяться часть узора.

С переносной симметрией мы часто встречаемся в жизни. Так, переносной симметрией обладают следы животных и человека на снегу. А где еще можно встретить использование симметрии? (При сервировке праздничного стола, то есть при раскладывании тарелок, вилок, ложек; в расположении стульев вокруг стола и т. д.) Какие виды симметрии при этом используются? (Для некруглых столов – переносная, иногда зеркальная, а для круглых столов еще и поворотная.)

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 25.

– Раскрасьте только симметричные рисунки. (Цветок, бабочка, овал, ромб, шестиугольник.)

– Сколько осей симметрии имеет каждый предмет?

Задание 26.

– Обведите симметричные буквы и цифры зелёным кружком. (А, Е, Ш, О, М, Т, В, П, Н, Х, Ф, Ж, 0, 8.)

– Обведите несимметричные буквы и цифры красным кружком. (Д, Э, Л, Б, К, Ц, Я, У, Щ, Ё, Ю, Г, Ч, Р, 1, 9, 7, 2, 5, 4.)

– Каких букв и цифр больше?

– Составьте слова только из симметричных букв. («Мама», «папа», «том» и др.)

Задание 27.

– Прочитайте стихотворение. О каком виде симметрии говорит гном? (О зеркальной симметрии.)

Задание 28.

– Вырежите изображённые фигуры.

– Проверьте сгибами, одинаковы ли их половинки.

– Проведите оси симметрии.

Задание 29.

– Отметьте рисунки, где правильно проведены линии симметрии. (Кувшин, стрекоза.)

– Исправьте неверные, где это возможно. (У ракеты, у подсвечника, у снеговика.)

– Какой рисунок не имеет оси симметрии? (Корабль.)

Задание 30.

– Проведите линии симметрии в словах и на рисунках.

Задание 31.

– Дорисуйте изображения, чтобы они стали симметричными.

Задание 32.

– Отгадайте загадку К. Чуковского:

                        Мудрец в нем видел мудреца,

                        Глупец – глупца,

                        Баран – барана,

                        Овцу в нем видела овца,

                        И обезьяну – обезьяна.

                        Но вот подвели к нему Федю Баратова,

                        И Федя неряху увидел лохматого...

                        (Зеркало.)

– Любой предмет в зеркале симметричен своему отражению, и поэтому в зеркале несимметричный объект можно увидеть симметричным.

Люди придумали зеркала еще в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Свое изображение они принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.

Стеклянные зеркала появились значительно позже. Славились их изготовлением венецианцы. Секрет изготовления они держали в строжайшей тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих.

А вот животные, например собаки, почти не реагируют на зеркало. Правда, обезьяна поддается иллюзии зеркала.

Подлинным изобретателем чудо-зеркала является природа.

В старину женщины смотрелись только в зеркало воды. Но модницам, конечно, было неудобно носить в сумочках ведерки с водой и смотреться в такие «зеркала».

И тогда мужчины придумали им удобное зеркало. Они на одну сторону отшлифованного стекла нанесли тонкий слой серебра. Вот так и появились зеркала, которые удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену.

Учитель читает стихотворение И. Никитина.

                        Тихо ночь ложится

                        На вершины гор,

                        И луна глядится

                        В зеркала озер.

– Прочитайте эти слова с помощью зеркала. Что вы знаете об этих объектах?

(Эверест – самая высокая гора на Земле.

Байкал – самое глубокое озеро в мире; обладает огромным запасом пресной воды.

Волга – самая большая река в европейской части России.

Сириус – самая яркая звезда, видимая на ночном небе.)

– Зеркало отражает и наше настроение, и нашу мимику. Поэтому почаще смотритесь в зеркало, которое может стать для вас добрым советчиком.

Учитель читает стихотворение О. Дриза «Прогулка».

– О чём поговорка? (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)

Задание 33.

– Где нужна и важна симметрия?

В окружающем нас мире много симметричных и несимметричных объектов. Важным бывает то одно, то другое. И дело не только в красоте симметричного и несимметричного, но и, прежде всего, в целесообразности.

– Расскажите по рисункам, где нужна и важна симметрия.

Задание 34.

– Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О поворотной симметрии.)

Задание 35.

– Вырежите данные фигуры. Убедитесь, что они повторяются при повороте.

– Обозначьте их центры симметрии.

Задание 36.

– Рассмотрите изображения снежинок. Какими видами симметрии обладают снежинки? (Зеркальной, поворотной.)

– Отметьте у снежинок центр симметрии.

– Проверьте линии симметрии. Сколько их? (Три.)

– Придумайте и нарисуйте свою снежинку.

Задание 37.

– Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О переносной симметрии.)

Задание 38.

– Повторите (перенесите) узор по направлению стрелки.

– Укажите ячейку переноса.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

                        Прекрасный, безграничный,

                        На взгляд совсем привычный,

                        Но чем-то необычный

                        Со словом «симметричный»

                        Открылся мир вокруг.

– Что такое симметрия? Назовите виды симметрии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Презентация к уроку: Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих.

Материал можно использовать в серии уроков. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскост...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс "Природные и рукотворные формы. Натюрморт", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для понимания о натюрморте,его композиции. Задачи урокаДидактические:- знать понятия: натюрморт,композиция,светотень,ли...