Зима в мире растений (УМК "Песпектива")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений;

- развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

- определять растения, зимующие под снегом;

- извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

- осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_v_mire_rasteniy_avtosokhranenny.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Школа №                                                                                                              Учитель:

Класс : 2                                                                                                                   Студентка: Игнатова Анна 31 гр                                                                                                                          Методист:

Дата:                                                                                                                

Тема урока: «Зима в мире растений».

Цели:

- сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений;

- развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

- определять растения, зимующие под снегом;

- извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

- осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, презентация.

Этап урока

Методы,

приёмы

Вр.

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

1.организация рабочего места

2.мотивация

3.целеполагание

Словесный:

Беседа

Практический: отгадывание загадок

Словесный: беседа

Практический: отгадывание кроссворда

Словесный:

Дискуссия

1 мин

3 мин

10 мин

2 мин

Здравствуйте, ребята! Я очень рады, вас видеть! Садитесь.  Меня зовут Анна Олеговна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

Ребята, а давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Давайте вспомним,  какое время года мы изучаем на уроках окружающего мира? (Зима)

Сейчас я загадаю вам загадки, а вы подумаете, о каком виде природы я говорю.

1)Почему зимой капель?

Потому что....(оттепель).

2) С зимним ветром прилетела

И снежинки завертела.

Закружилась каруселью

Белая особа.

И машину еле-еле

Видно из сугроба. (Метель)
3)Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок. (Гололед)

4)Он усилился сегодня,

Начался - вчера.

Очень белый, новогодний

Облик у двора. (Снегопад)

5) И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

О какой природе здесь идёт речь? (О неживой природе). Молодцы!

Какой вид природы вы ещё знаете? (Живая природа)

Что относится к живой природе?

Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

1.Зелена, а не луг,                          

  Бела, а не снег,                                  

  Кудрява, а не голова (берёза)                                                  

2. Какое дерево мёдом богато? (липа)                                      

3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,

 Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке (сосна)

4. У родственницы ёлки               

    Неколючие иголки

Но в отличие от ёлки            

Опадают те  иголки (лиственница)     

5. Очень густо он растёт,              

    Незаметно он цветёт,                      

А когда проходит лето,                    

Мы едим его конфеты,          

Не в бумажке, а в скорлупке-

 Берегите, детки, зубки!  (лещина)

Ребята, а вы знаете, что такое ЛЕЩИНА? Лещина - Лесной кустарник, дающий орехи со съедобным ядром, орешник.

6. Что за дерево стоит,  

 Ветра нет, а лист дрожит? (осина)        

7.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти      

Дети, птицы и медведи. (малина)

 8. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
(земляника)

        Б Е Р Ё З А.                                            

  Л И П А 

      С О С Н А

  Л И С Т В Е Н Н ИЦ А

         Л Е Щ И Н А

О С И Н А

М А Л И Н А

З Е М Л Я Н И К А  

Ребята, о чём сегодня на уроки у нас пойдёт речь? А какое время года мы сейчас изучаем? (Зима)

Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия? Правильно. Тема урока: «Зима в мире растений».

Как вы думаете, какая цель урока?

Цель урока:

  1. формировать знания о зимней среде в жизни растений.
  2. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, плодам.
  3. Развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспринимать на слух информацию.

 

Вступать в диалог с учителем.

Отгадывать загадки, отвечать на вопросы учителя.

Анализировать вопросы, отвечать,

разгадывать кроссворд.

Выдвигать предположения о теме и цели урока. Вступать в диалог

Л:

-умение самостоятельно делать свой выбор.

-обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

К:

-общение и взаимодействие  

-умение устанавливать рабочие отношения

-учитывать разные мнения

-формировать собственное мнение и позицию.

Р:

-принимать и сохранять учебную задачу.

П:

-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К:

-общение и взаимодействие

-учитывать разные мнения.

Л:

-умение самостоятельно делать свой выбор.

-обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

П:

ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

  1. Постановка учебной задачи

  1. Решение учебной задачи

Физ. минутка.

Контроль и самопроверка знаний.

Словесный:

Беседа,

Дискуссия

Словесный: рассказ

Словесный:

Дискуссия

Практический: чтение по цепочке

Практический: выполнение упражнения в рабочей тетради

Словесный: обсуждение прочитанного

Практический: выполнение физ.мин.

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

4 мин



7 мин

1 мин

4 мин

5 мин

2 мин

Какие растения вы знаете?  (Деревья, кустарники, травянистые, берёза, лещина, земляника, липа, малина, лиственница, сосна, осина).  Какие лиственные деревья вы знаете?       

 Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листья. Почему? Зимой становится холодно и рост деревьев замедляется. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. В холода у деревьев не достаточно влаги, чтобы питать их, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком.
Поэтому деревья в зимнюю пору сбрасывают с себя листву, оставаясь всю зиму «голыми».

Как выглядят зимой хвойные растения?
Почему говорят зимой и летом одним цветом? О каких деревьях так говорят? Почему всегда зелёные?
Хвойные деревья не сбрасывают листья (иголки).

А почему они не сбрасывают иголки?

У хвойных деревьев иголки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки листья и не сбрасывают. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.

А как вы думаете, существуют ли в природе хвойное дерево, которое сбрасывает листья?

Есть одно хвойное дерево, которое на зимы сбрасывает иголки. Вы знаете это дерево? (Лиственница)

Ребята, сейчас представьте, что мы отправились гулять в парк. В парке мы видим разнообразные деревья. Дубы, ель, берёзу, сосну, липу и т.д.

Ребята, как вы думаете, как отличить одно дерево от другого?

(по признакам). По каким?

Давайте прочитаем, откройте учебник на странице 20. Будем читать по цепочке, по одному предложению. Начнём с третьего ряда. А остальные ребята внимательно следят.

По каким признакам можно узнать берёзу и осину? Читаем дальше.

В рабочей тетради на странице 12 выполним упражнение 1. Для выполнения этого задания вам понадобится атлас-определитель. У вас есть ровно 1 минута, а затем мы вместе проверим упражнение.

Читаем дальше. Выполним задание 2. Для выполнения этого задания вам понадобится атлас-определитель. У вас есть ровно 1 минута. И потом мы проверим это упражнение.  

Читаем дальше. Ребята вы знаете, что такое копытень?  Копытень - низкое, но хорошо заметное благодаря выразительным формам, многолетнее лесное растение. Это слово образовано   от слова копыто (из-за копытообразной формы листьев).

Ребята, давайте немного отдохнём и проведем физ.минутку.

Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

(потягивание – руки вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

(потягивание – руки в стороны)

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней!

(дети садятся за парты).

Мы немного отдохнули и теперь продолжим наш урок.

Кто-нибудь когда-нибудь раскапывал снег? Что там? С помощью атласа определителя узнаем на рисунке растения, которые зимуют под снегом: землянику, копытень, бруснику и клюкву.

Прочитаем задание №3. Какое хвойное растение на рисунки? Давайте прочитаем это слово «Можжевельник». Сейчас вы в парах прочитаете рассказ о Можжевельнике замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Он написал много рассказов про русскую природу.

И потом я вам задам вопросы, которые вы видите на экране. Вопросы:

  1. Где растёт?
  2. Кто кормится можжевельником?
  3. Чем кормятся?
  4. Кто ложится на днёвку можжевельника, когда выпадает глубокий лёгкий снег?
  5. Как человек использует можжевельник в быту?

Все молодцы.

Сейчас мы разделимся на 5 подгрупп.

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вам сказали, что ваш лагерь находится возле одного дерева и дали вам силуэт этого дерева. Попробуйте определить дерево по силуэту. Воспользуйтесь атласом-определителем.

Давайте проверим, 1) дуб, 2) ель, 3) берёза, 4) липа, 5) сосна.

Молодцы ребята. Вы все нашли своё дерево, и пришли к лагерю.

Воспринимать на слух информацию.  Вступать в диалог.

Отвечать на вопросы.

Выдвигать предположения.

Обосновать собственное мнение.

Воспринимать на слух и вступать в диалог.

Читать текст учебника по цепочке.

Выполнять упражнение 1 и 2. Работать с атласом-определителем.

Повторять движения.

Отвечать на вопросы. Вступать в диалог с учителем.

Выполнять задание № 3.

Читать рассказ.

Работать в парах.

Воспринимать на слух и вступать в диалог.

Воспринимать на слух информацию.

Работать в подгруппах.

Вступать в диалог

Высказывать своё мнение.

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы.

К:

- общение и взаимодействие

- учитывать разные мнения.

-формирование собственного мнения.  

Л:

- умение самостоятельно делать свой выбор.

Р:

-планировать свои действия в соответствие с задачами.

П: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

К:

-общение и взаимодействие с учителем.

- работа в парах.

-учитывать разные мнения.

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

К: 

-общение и взаимодействие.

-работа в группах.

Р:

-планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.

К:

- формирование собственного мнения.

-учитывать разные мнения.

 

  1. Заключительная часть

 Рефлексия

Словесный: беседа

Подведение итогов

Давайте проверим себя. На странице 23 есть вопросы. Читаем вопрос и отвечаем.

Сделаем вывод …

Ребята вы сегодня все хорошо поработали.

Все молодцы!!

Давайте вспомним, о чём мы говорили в начале?  

Какая у нас была цель урока?

Выполнили мы эту цель?

Что вам больше всего запомнилось?

Что вам не понравилось?

Как вы думаете, вы сегодня активно вели себя на нашем занятии? А кто думает, что он был не активен на занятии?

Спасибо за внимание, все молодцы. До новых встреч!

Делиться своим мнением, уметь слушать и вступать в диалог. Вспоминать цель

Высказывать своё мнение.

Отвечать на вопросы.

Делиться впечатлением от урока.

Л:

-обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию учащихся.

Р:

-планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в мире растений

Тема урока: «Зима в мире растений»Предмет: окружающий мирКласс: 2 классАвтор урока: Шакурова Фаниса Тагировна, учитель начальных классовОбразовательное учреждение: МБОУ «Актанышская средняя обще...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Открытый урок по окр. миру "Зима в мире растений", 2 класс

ТемаЗима в мире растений.Цели урокаСформировать знания о зимнем периоде в жизни  растений.Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре,  плодам.Развивать зрительную ...

Тема: «Зима в мире растений».

Предмет: окружающий мир, Программа «Окружающий мир», авт. А.А.Плешаков , Образовательная система «Перспектива». Предметная линия: способ определения пород деревьев и кустарников зимой. Тема: «Зи...

"Зима в мире растений" (УМК "Перспектива")

Тема: «Зима в мире растений»Тип урока:  урок открытия новых знаний.Цели: формировать знания о зимней среде в жизни растений. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре,...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока окружающего мира "Зима в мире растений", 2 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Зима в мире растений»Цели деятельности учителя: формирование знаний о зимнем периоде в жизни растений; расширение знаний о лесных растениях и их плода...