Трудные времена на Русской земле
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Трудные времена на Русской земле
Цели урока: познакомить с историей татаро-монгольского нашествия
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнают о татаро-монгольском нашествии;
- познакомятся с исторической личностью Александром Невским;
- научаться анализировать битвы – Невская и Ледовое побоище;
- закрепят навыки работы с исторической картой.
Личностные:
- продолжат развивать речь, умения наблюдать и сравнивать.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник – Окружающий мир 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
I.Организационный момент. II.Актуализация знаний Словесный: устные решения | Доброе утро. Пожалуйста, садитесь. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. Это стихотворение “Русь” написал поэт Иван Саввич Никитин. (слайд) - Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? -А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (трудные) | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку Слушать Анализировать Отвечать на вопросы | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. | |
III.Постановка и решение учебной задачи Практический: выполнение задания. | Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” - Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? Вспомните о городах Древней Руси. Кто управлял городами? Что они делали для своих городов? (украшали, заботились, развивали торговые отношения) - И это привело к тому, что в середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Ведь князья не хотели никому подчиняться. Считали себя самостоятельными. А уже в первой половине 13 века на Русь обрушились тяжелые испытания. ( слайд 4 карта) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана – своего вождя, Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете самостоятельно. | Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Анализировать Отвечать на вопросы | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | |
IV.Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: работа в группах | Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Текст №1. 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах. План: Кто такие монголо-татары? (слайд5) Какие у них были жилища? (6 слайд – юрты) В чем заключалась сила монгольских племен? (7 слайд – монголо-татары воины) 2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. План: Кто возглавлял войско завоевателей? (8 слайд) Какое княжество подверглось первому удару? Почему пала Рязань? 3 группа. Расскажите об обороне русских городов. Какие еще города заняли монголо-татары? (9 слайд карта – 4 щелчка) Что вы узнали об обороне Козельска? Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили ? (русские князья не собирались вместе, каждый воевал за свой город). | Отвечать на вопросы Анализировать Выполнять задание | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
V.Закрепление изученного материала Словесный: беседа Практический: выполнение задания | Посмотрите по карте из вашего учебника (с.61) - Какие города не пострадали от нашествия хана Батыя? (, вроде 5 городов). 2. Народная мудрость гласит: беда не приходит одна. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы. Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? Задание: Прочитайте текст, (текст № 2) и ответьте на следующие вопросы: 1: Что сказал Александр своей дружине перед боем? 2: Почему Александр одержал победу над шведами? 3: Какое прозвище получил Александр за эту победу? Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. 3. В 1242 году в русских землях (13 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли, занятые немцами, разведчиков. Для чего? Прочитайте текст №3. -Для чего? (Чтобы узнать построение войск противника) -Верно. Как называлось такое посторенние? (кабаньей головой) - Как оно выглядело? Как строились войска? (ответы детей) -Рассмотрите схему. (рассказ по схеме) - Как вы думаете, в таком построении где было самое сильное место? (острие клина). - А слабые места? (сзади и сбоку). Об этом знал и Александр Невский. -Прочитайте на стр. 63, 3 и 4 абзац., как Александр построил свои полки. Чем же закончилось это сражение? Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (слайд) Почему русские сумели победить рыцарей? Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера? | Выполнять задание Анализировать Отвечать на вопросы | П: строить речевое высказывание П: строить рассуждения П.- формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения П: осмысленно читать М: высказываться, обосновывать свою точку зрения, ориентироваться в своей системе знаний. | |
VI.Домашнее задание | с. 59 – 64, пересказ. | Записывать домашнее задание | ||
VII.Итог урока. VIII.Рефлексия. | ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ. О чем мы сегодня узнали? 1. В середине 12 века, Русь распалась на отдельные княжества. 2. В первой половине 13 века напали монголо – татары. И подчинили русских людей. 200 лет они платили дань. 3. В 1240 напали шведы и была битва на Неве. Возглавлял наше войско Александр Невский. 4. В 1242 напали немецкие рыцари-крестоносцы. Была битва на Чудском озере.) На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
Материалы для проведения урока с презентацией...
Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле
Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...
Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.
Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...
Тест "Трудные времена на Русской земле".
Рекомендую использовать как итог изучения темы....
Презентация "Трудные времена на русской земле".
В презентации представлен материал о трудных временах в истории нашей страны....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе : Трудные времена на Русской земле.
Цель урока: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке....
Тест по окружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс
Тест по окуружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс....