Тема: «Водоемы нашего края».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Водоемы нашего края" "Оз.Байкал, р.Селенга" Цель: формирование представлений о разнообразии водоемов, их обитателей и охраны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по окружающему миру 2класс | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-Окружающий мир 2 класс
Тема: «Водоемы нашего края»
Цель: познакомить с водоемами нашего края
Задачи: формировать представления о водоемах нашего края, углубить знания о разнообразии растений и животных Байкала, об уникальности озера и последствиях влияния деятельности человека на живые и неживые организмы, развивать умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы, развивать познавательный интерес к изучению природы родного края, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранить нашу уникальную планету Земля.
Оборудование: Красная книга
Презентация
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока (Слайд 1)
Создание эмоционального настроя. Дети слушают звуки плеска воды, шума моря.
Прослушав эти звуки, подумайте и скажите. о чём пойдет речь на уроке?
Да, мы продолжаем знакомство с водоемами, но узнаем больше о водоемах нашего края.
II. Актуализация опорных знаний.
- Отгадая кроссворд, предлагаю вспомнить, то что узнали на прошлом уроке.
По горизонтали:
- Река или ручей, впадающие в другую, большую реку (приток)
- Естественное или искусственное углубление с водой (пруд)
- Начало реки (исток)
- Место впадения реки в море (устье)
- часть океана, в которой горько-соленая вода (море)
По вертикали:
- Место скопления или хранения воды (водоем)
(Слайд 2-7)
Итак поговорим о водоёмах нашего края?
Как называется наша республика, район?(Слайд 8)
III. Работа над новой темой.
Беседа. Отгадайте загадку:
Течет, течет, не вытечет
Бежит, бежит – не вытечет (река)
Каждая река имеет название. А как называется большая река, которая протекает в нашем селе (Слайд 9) Расскажите, что вы знаете о реке Селенге.
Селенга – одна из крупных рек Бурятии, ее исток в Монголии, находится за пределами России. В нее впадает много рек и речушек. В России она протекает только в Бурятии.
-Назовите, какие небольшие реки впадают в реку Селенгу (Чернуха, Вилюйка, Кабанья, Качик, Поперечная и другие). (Слайд 10)
Чернуха и Вилюйка – притоки. Эти речушки берут начало в горах. Поразмышляйте и скажите, почему такое название «Чернуха»? (весной с гор вода течет грязная, черная – поэтому и чернуха).
Но ведь исток Вилюйки тоже в горах, почему же у нее другое название? (виляет, много поворотов, извивается).
Итак: Чернуха и Вилюйка впадают в (главную для них) реку Селенгу.
А куда же впадает река Селенга? (В озеро Байкал). Где ее устье? (около Байкала).
Рассказ учителя о Байкале.
Озеро Байкал находится на юго-востоке нашей страны. Границы озера – в Бурятии и Иркутской области. (Слайд 11) Байкал известен во всем мире, его изучают даже из космоса. (Слайд 12)
Говоря о Байкале, приходится часто употреблять слово «самое». (Слайд 13) Байкал – самое глубокое озеро в мире. В нем самое большое количество пресной (несоленый, питьевой) воды. Среди всех озер мира самая прозрачная - байкальская вода, в ней даже на глубине 40 метров хорошо видны все предметы, которые находятся на дне озера. По сравнению озерами… В Байкале самое большое количество видов растений и животных. И сейчас с некоторыми из них мы познакомимся более подробно.
Работа в группах.
Озеро Байкал.
Человек издавна пользуется природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги.
Растительный мир побережья Байкала богат. Преобладают хвойные деревья: сосна, пихта, кедр, ель.
В прибайкальском лесу растет много ягоды: голубика, шиповник. В августе брусника образует сплошной красно-ягодный ковер. Встречаются черно-синие ягоды черники.
Украшают берега Байкала и красивые цветы: подснежники, клевер, гвоздика, желтушник.
Растения удерживают влагу. И берега водоемов, покрытые растительностью, меньше разрушаются.
Животный мир Байкала очень разнообразен. Многие животные нигде, кроме Байкала, не встречаются.
В тайге обитают белка, медведь, волк, лоси, соболь.
На островах Байкала много птиц: чайки, утки, гуси, цапли, орлы. Встречаются и лебеди-кликуны.
В водах Байкала живут различные рыбы: омуль, хариус, щука, осетр, голомянка. Интересна рыба-голомянка. Это полупрозрачная рыба, которая почти наполовину состоит из жира. Сквозь хвостовую часть можно даже прочитать текст из крупных букв.
Живет в Байкале и необычное животное-нерпа.
Государство придает большое значение охране Байкала. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. И чтобы сохранить это богатство, люди должны соблюдать правила поведения на природе:
- не разорять гнезда птиц
- не оставлять огонь без присмотра
- не выкапывать цветы с корнем
- не портить деревья
- не засорять водоемы
Изучайте природу, учитесь защищать все живое и неживое на Земле.
На столах лежат эти тексты. Задание: каждый должен прочитать весь текст, но в группах будут разные задания.
Задание для первой группы:
Найти и обсудить, какие растения можно увидеть на побережье Байкала. Руководитель группы решит, кто из вас будет отвечать, а остальные дополнять.
Задание для второй группы:
Найти и обсудить то, что вы узнаете о животном мире Байкала. Руководитель группы, также решит, кто будит отвечать, а кто дополнять.
Задание для третьей группы:
Найти и обсудить то, как люди должны сохранить богатства Байкала. Руководитель решит, кто будет отвечать, а кто дополнять.
Физминутка:
«Только в лес мы вошли,
Появились комары,
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем,
Дальше по лесу идем,
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз два, раз два позади уже вода,
А теперь идем мы в класс,
Там послушаем рассказ».
Проверка работы в группах.
- группа. Какие растения можно увидеть на побережья Байкала? (Слайд 14) (хвойные, кустарники, цветы). (Слайд 15-17)
Что вы знаете о кедре? (Кедр – это сибирская сосна. Ее высота 35-40 м. А на кедре вкусные орехи, которые прячутся в больших шишках).
Какую роль выполняют растения в жизни Байкала? (Растения удерживают влагу. И берега водоемов, покрытые растительностью меньше разрушаются).
Руководитель дает оценку: (в группе работали все хорошо… лучше всех…)
II группа. Расскажите, что вы узнали о животном мире Байкала. (Слайд 18) (звери, птицы, рыбы). (Слайд 19-21)
Что вы знаете о соболе? (Соболь – красивый зверек, который ценится мехом, чет теине мех, тем дороже его шкурка. Прибайкальский соболь самый темный и поэтому ценится высоко).
Кто расскажет об омуле? (Омуль – самая промысловая рыба. Весом до 5 кг, длина до 50 см. Живет до 25 лет, ценится из-за своего нежного вкуса).
Руководитель дает оценку.
Дополнение учителя к ответам детей (Слайд 22)
Нерпа.
Нерпа – это байкальский тюлень. Интересна нерпа тем, что сородичи ее живут в соленой воде, а нерпа живет в пресной воде. И как она попала в Байкал до сих пор для ученых загадка. Спит она под водой. Живет до 55 лет, вес взрослого до 130 кг. Детеныша называют белек, его вес до 4 кг. За сутки взрослая нерпа съедает от 3 до 5 кг пищи ( в основном – рыба). Скорость движения под водой 10-20 км/ч. Ныряет на глубину до 400 м.
III группа. Как люди могут сохранить богатства Байкала? (Слайд 23) (Растения и животные занесены в Красную книгу потому, что их стало меньше . Надо, чтобы люди не убивали животных, и берегли растения. Поэтому все должны соблюдать правила поведения на природе). (Слайд 24)
Руководитель группы дает оценку.
IV.Проверка знаний.
Сегодня мы узнали много нового о водоемах. И сейчас попытаемся проверить свои знания. Посмотрим, как вы запомнили названия водоемов. У вас на столах лежат схемы. Вам нужно на схемах написать названия водоемов, о которых мы сегодня говорили.
А как пишутся названия водоемов? (с большой буквы)
Итак, приступаем к выполнению.
Самопроверка. Самооценка. (Слайд 25) Игра «Что лишнее» Почему?
Чернуха, Вилюйка, Селенга, Байкал (озеро, а не река)
Чем отличается озеро от реки? (нет истока, устья)
V.Итог – на доске в 2 столбика. Прочитайте внимательно слова, и подойдите к той доске, на которой все слова относятся к теме сегодняшнего урока:
устье улица
Байкал озеро
Чернуха город
притоки реки
водоемы водоемы
VI. Домашнее задание – приготовить сообщение о растениях и животных, из Красной книги. Подумать, почему нельзя мыть транспорт даже у маленькой речки?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова
Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...
Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.
Урок окружающего мира в 4 классе с применением регионального компонента....
Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс
Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....
«Водоёмы Красного Села.» к теме учебника - «Водоемы нашего края и их охрана»
Познакомить учащихся с водоёмами родного края (Красного Села) · Познакомить учащихся с водоёмами Красного Села.·...
Презентация на тему "Водоемы нашего края"
Презентация знакомит второклассников с водоемами родного края, правилами поведения на природе...
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...
урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"
урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...