Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Васильченко Лариса Петровна

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!» УМК " Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»

                                         УМК « Начальная школа 21 века»

Цели: создать условия для формирования понятия о природе как среде обитании  всех           живых существ на Земле, воспитания понимания того, что её нужно беречь, ознакомления с Красной  книгой России; способствовать развитию мышления, связной речи.   Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги России; осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии  для  решения коммуникативных и  познавательных  задач.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Оборудование: схемы « Виды животных», « Цепи питания».

                                                      Ход урока

I.   Организационный  момент. Сообщение темы урока.

- Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле?

- Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных?

II. Изучение нового материала.

– Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.

– Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.)

– Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.)

– Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_766c87b.png

– Как  вы  думаете,  что  может  произойти,  если  нарушить  эту  цепь? (Предположения детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:

Все-все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все на свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!

– Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»

III. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими.

Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его.

Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных.

https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/02/06/i_5898158d225bf/img_phpq1f6W2_krasnaya-kniga_10.jpgНапример, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке.

http://mtdata.ru/u24/photoEA3A/20689289173-0/original.jpgТакая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком.

В Красную книгу России занесены животные разных классов.

- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

Если я приду в лесок                        Если разведу костер,

И сорву ромашку?                        А тушить не буду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если съем я пирожок                        Если сильно насорю

И выброшу бумажку?                        И убрать забуду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если хлебушка кусок                        Если мусор уберу,

На пеньке оставлю?                        Банку закопаю?

                        (Да.)                                        (Да.)

Если ветку подвяжу,                        Я люблю свою природу,

Колышек подставлю?                        Я ей помогаю!

                        (Да.)                                        (Да.)

– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_57d86a15.png Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

http://festival.1september.ru/articles/583825/img5.jpg Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

http://runo-teks.ru/husqayoy/2458 Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки!

http://festival.1september.ru/articles/599451/img3.gif Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут!

http://talisha.ru/wp-content/uploads/2012/11/e85f7688_s_118.jpg И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на  луг,  не  оставит  после  себя  свалки.  Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач.

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчёлки,

Простите, стройный тополёк

И срубленные ёлки.

Прости нас, пойманный зверёк,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберёг,

И стали вы так редки.

IV. Итог урока.

– Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему?

– Как же мы должны относиться ко всему живому?

Пусть поют птицы!

Пусть летают бабочки!

Пусть радуют нас всех цветы!

Пусть живёт всё живое!



Предварительный просмотр:

     Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»

                                         УМК « Начальная школа 21 века»

Цели: создать условия для формирования понятия о природе как среде обитании  всех           живых существ на Земле, воспитания понимания того, что её нужно беречь, ознакомления с Красной  книгой России; способствовать развитию мышления, связной речи.   Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги России; осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии  для  решения коммуникативных и  познавательных  задач.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Оборудование: схемы « Виды животных», « Цепи питания».

                                                      Ход урока

I.   Организационный  момент. Сообщение темы урока.

- Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле?

- Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных?

II. Изучение нового материала.

– Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.

– Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.)

– Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.)

– Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_766c87b.png

– Как  вы  думаете,  что  может  произойти,  если  нарушить  эту  цепь? (Предположения детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:

Все-все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все на свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!

– Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»

III. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими.

Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его.

Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных.

https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/02/06/i_5898158d225bf/img_phpq1f6W2_krasnaya-kniga_10.jpgНапример, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке.

http://mtdata.ru/u24/photoEA3A/20689289173-0/original.jpgТакая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком.

В Красную книгу России занесены животные разных классов.

- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

Если я приду в лесок                        Если разведу костер,

И сорву ромашку?                        А тушить не буду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если съем я пирожок                        Если сильно насорю

И выброшу бумажку?                        И убрать забуду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если хлебушка кусок                        Если мусор уберу,

На пеньке оставлю?                        Банку закопаю?

                        (Да.)                                        (Да.)

Если ветку подвяжу,                        Я люблю свою природу,

Колышек подставлю?                        Я ей помогаю!

                        (Да.)                                        (Да.)

– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_57d86a15.png Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

http://festival.1september.ru/articles/583825/img5.jpg Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

http://runo-teks.ru/husqayoy/2458 Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки!

http://festival.1september.ru/articles/599451/img3.gif Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут!

http://talisha.ru/wp-content/uploads/2012/11/e85f7688_s_118.jpg И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на  луг,  не  оставит  после  себя  свалки.  Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач.

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчёлки,

Простите, стройный тополёк

И срубленные ёлки.

Прости нас, пойманный зверёк,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберёг,

И стали вы так редки.

IV. Итог урока.

– Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему?

– Как же мы должны относиться ко всему живому?

Пусть поют птицы!

Пусть летают бабочки!

Пусть радуют нас всех цветы!

Пусть живёт всё живое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"

Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы".  Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....