Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!» УМК " Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!» | 368.52 КБ |
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_na_temu.docx | 368.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»
УМК « Начальная школа 21 века»
Цели: создать условия для формирования понятия о природе как среде обитании всех живых существ на Земле, воспитания понимания того, что её нужно беречь, ознакомления с Красной книгой России; способствовать развитию мышления, связной речи. Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги России; осознавать ответственность человека за общее благополучие.
Метапредметные:
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Оборудование: схемы « Виды животных», « Цепи питания».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле?
- Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных?
II. Изучение нового материала.
– Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.
Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.
– Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.)
– Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.)
– Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.
– Как вы думаете, что может произойти, если нарушить эту цепь? (Предположения детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:
Все-все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все на свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
– Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»
III. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими.
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его.
Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных.
Например, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке.
Такая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком.
В Красную книгу России занесены животные разных классов.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!
Если я приду в лесок Если разведу костер,
И сорву ромашку? А тушить не буду?
(Нет.) (Нет.)
Если съем я пирожок Если сильно насорю
И выброшу бумажку? И убрать забуду?
(Нет.) (Нет.)
Если хлебушка кусок Если мусор уберу,
На пеньке оставлю? Банку закопаю?
(Да.) (Да.)
Если ветку подвяжу, Я люблю свою природу,
Колышек подставлю? Я ей помогаю!
(Да.) (Да.)
– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
• Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
• Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
• Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки!
• Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут!
• И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчёлки,
Простите, стройный тополёк
И срубленные ёлки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберёг,
И стали вы так редки.
IV. Итог урока.
– Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему?
– Как же мы должны относиться ко всему живому?
Пусть поют птицы!
Пусть летают бабочки!
Пусть радуют нас всех цветы!
Пусть живёт всё живое!
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»
УМК « Начальная школа 21 века»
Цели: создать условия для формирования понятия о природе как среде обитании всех живых существ на Земле, воспитания понимания того, что её нужно беречь, ознакомления с Красной книгой России; способствовать развитию мышления, связной речи. Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги России; осознавать ответственность человека за общее благополучие.
Метапредметные:
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Оборудование: схемы « Виды животных», « Цепи питания».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле?
- Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных?
II. Изучение нового материала.
– Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.
Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.
– Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.)
– Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.)
– Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.
– Как вы думаете, что может произойти, если нарушить эту цепь? (Предположения детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:
Все-все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все на свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
– Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»
III. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими.
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его.
Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных.
Например, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке.
Такая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком.
В Красную книгу России занесены животные разных классов.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!
Если я приду в лесок Если разведу костер,
И сорву ромашку? А тушить не буду?
(Нет.) (Нет.)
Если съем я пирожок Если сильно насорю
И выброшу бумажку? И убрать забуду?
(Нет.) (Нет.)
Если хлебушка кусок Если мусор уберу,
На пеньке оставлю? Банку закопаю?
(Да.) (Да.)
Если ветку подвяжу, Я люблю свою природу,
Колышек подставлю? Я ей помогаю!
(Да.) (Да.)
– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
• Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
• Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
• Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки!
• Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут!
• И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчёлки,
Простите, стройный тополёк
И срубленные ёлки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберёг,
И стали вы так редки.
IV. Итог урока.
– Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему?
– Как же мы должны относиться ко всему живому?
Пусть поют птицы!
Пусть летают бабочки!
Пусть радуют нас всех цветы!
Пусть живёт всё живое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"
Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"
Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"
Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы". Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....
урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."
Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"
Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....