Конспект урока окружающего мира "Моя семья- мое богатство"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Это проектно-исследовательская работа была выполнена для открытого внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_-_moe_bogatstvo2.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя семья - мое богатство»
(проектно-исследовательская работа)
Проект «Моя семья - моё богатство» (творческая работа 3 класса)
Эпиграф к проекту: «Если люди не будут помнить отцов, тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно об этом не будут знать»
Чингиз Айтматов «Белый пароход»
Цели: 1.Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;
2.Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
3. Привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Дети работают в микрогруппах.(2 полугодие весь материал собирается в папку)
Подготовка к открытому внеклассному мероприятию для родителей.
1.пишем мини-сочинение на тему «Моя семья - моё богатство», «Родословная»; (уроки русского языка)
2. рисунок «Моя семья»; (урок ИЗО)
3. подбор пословиц, поговорок, стихов, песен о семье; (сбор папки материалов во внеклассной работе )
4. фотогазета молодости наших мам и пап (когда они были молоды); (урок технологии)
5. организация фотовыставки “В кругу семьи»;
6. проведение детского исследования «Родословная моей семьи»; изображение родословной в виде древа родственных отношений; (вместе с родителями)
7. составление герба своей семьи; (вместе с родителями)
8. проведение классных часов «Я и моя семья», «Моя семья - моя защита и крепость»;
9. создание мультимедийной презентации «Моя семья - моё богатство» (показ презентации на открытом мероприятии для родителей)
- Здравствуйте, ребята, родители! Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашей встречи, нужно отгадать кроссворд.(дети работают в группах) кроссворды на листочках и слайды на доске
1. Ребус “сон” о – ы
2. Для мамы он отец, а для вас кто?
3. Первое слово, которое говорит малыш?
4. Ребус “ночь” н – д.
5. Последняя буква в алфавите.
2. Основная часть.
- Итак, сегодня поговорим о семье. Тема нашей встречи “Моя семья – моё богатство”
- Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Что же такое семья?
Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.
Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья - Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка.
Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.
Давайте обратимся к словарю и найдем значение слов: альбом, семья, фотография.
Альбом
- Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.
- Объединенное по теме собрание иллюстраций, рисунков, фотографий.
Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Фотография – способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального аппарата.
Семейный альбом – тематическое собрание фотографий близких родственников.
Давайте ненадолго заглянем в историю. Оказывается, что у фотографии два дня рождения. Случилось это более 150 лет тому назад 7 января 1839 года. Именно в этот день французский ученый Франсуга Араго сообщил об изобретении фотографии. Но дело в том, что открытие фотографии во Франции принадлежит не одному, а двум изобретателям. Поэтому Лук Дагером тоже заявил о своих правах на открытие. И 19 августа 1839 года спустя 8 месяцев после первого заявления фотография на заседании академии наук получила “свидетельство о рождении”. С тех пор в каждой семье появились фотографии.
Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Например: свадебные альбомы, армейские альбомы, альбомы отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т.д.(показ альбомов)
Глядя на фотографию можно много узнать о том времени, когда была сделана фотография.
Конкурсная программа.
1.Моя родословная. (каждый ребенок рассказывает о своей семье в это время на доске появляется герб семьи, который придумывали дети со своими родителями, генеалогическое древо, рисунок семьи, фотографии)
2.Составить пословицы о семье.
работа в микрогруппах (составляют, рассказывают, как понимают)
(Пословицы разделены на две части)
Семья вместе, /так и душа на месте. В семье /и каша гуще. Семьей /и горох молят. Когда нет семьи, /так и дома нет. Семья в куче – /не страшна и туча. Семья без детей, /что цветок без запаха. Согласье да лад /в семье клад. |
3. Шуточный конкурс “Семейная фотография”.
(Детям нужно изобразить предложенную ситуацию)
- Отдых на природе.
- Ребенок делает уроки.
- Ребенок обедает.
- Ребенок уходит в школу.
- Первые шаги ребенка.
- День рождения ребенка.
4. Вопросы – ответы.
Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями,
1. Почему важно в семье любить друг друга?
2. Как выразить свою любовь к родителям?
3. Как научиться не огорчать близких?
4. Как вести себя, когда провинился?
5. Как научиться понимать настроение родителей?
6. Как повысить настроение папе, маме?
7. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
8. Какие семейные праздники сплотят семью?
9. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
10. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
11.Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?
12.Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
Задание
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.(дети рассказывают)
В современной песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
* Задание для первой группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
* Задание для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Стенд: “Заповеди семейной жизни”(слайд)
Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист.)
На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
Как звучит пожелание благополучия вступающим в брак молодым людям?
(Совет да любовь.)
Какой свадебный подарок преподнёс немецкий композитор Феликс Мендельсон своей возлюбленной, выходившей замуж за другого?
(Знаменитый Марш Мендельсона.)
Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)
Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?
(Ласточка.)
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой?
(«Муха-Цокотуха».)
Геометрический символ брака – это…
(Два кольца.)
Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)
Самые семейные грибы – это… Какие?
(Опята.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
(Алфавит.)
В каком месяце отмечается Международный день семей?
а) В мае;
б) В июне;
в) В августе;
г) В сентябре.
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?
а) До помолвки;
б) До регистрации;
в) До свадьбы;
г) До первого свидания.
Чем обмениваются новобрачные в ЗАГСе?
а) Кольцами;
б) Фотографиями;
в) Телефонами;
г) Рукопожатиями.
Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?
а) Перчатку;
б) Букет;
в) Бутылку шампанского;
г) Фату.
Что по традиции гости кричат на свадьбе молодожёнам, чтобы увидеть их целующимися?
а) Сладко!
б) Горько!
в) Кисло!
г) Остро!
Что в известной русской сказке пустил царевич, желая найти хорошую невесту?
а) Пулю;
б) Стрелу;
в) Копьё;
г) Бумеранг.
Какой российский город называют городом невест?
а) Иваново;
б) Тула;
в) Воронеж;
г) Пенза.
И сегодня нашу встречу мне хочется закончить такими словами:
Семья – это гордое слово
С ним каждый с детства знаком.
Семья - это наши фамилии
И гордость, что в ней живём.
Пусть люди гордятся домом,
Теплом очага, детьми.
И гордость за наши фамилии
Мы с честью по жизни несли.
Пусть счастливы будут семьи
И радость войдёт в каждый дом.
Традиции наши чудесные
Для внуков своих сбережём.
- Семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...
Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс
Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе....
Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема: «Наши подземные богатства»Цели деятельности учителя: формирование представлений о подземных богатствах; знакомство с подземными ископаемыми, их применением, свойствами, способами доб...
Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок - проект: «Водные богатства»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок - проект: «Водные богатства» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений о водных богатствах наш...
Конспект урока окружающий мир "Семь чудес Курской области"
Конспект урока окружающий мир "Семь чудес Курской области" в 4 классе. Цели: познакомить с чудесами Курской области, показать красоту и неповторимость достопримечательностей....