1. | Мотивационный Словесный: ответы на вопросы | ≈ 3 | -Здравствуйте, ребята. -Меня зовут Нелля Рамилевна. -Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. - По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) - Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. (Опора на слайде так же в учебнике на стр. 71 План изучения природной зоны: 1. Название, изображение на корте. 2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе). 3. Использование природы данной зоны человеком. 4. Экологические проблемы и охрана природы.) - О каких растениях и животных, живущих в тундре, вы узнали? - А теперь ребята давайте с вами выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания и закрепить тему тундра. (На слайде) 1. Зона тундры расположена ... а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена ... а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 3. В тундре ... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения тундры а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 5. Растения тундры ... а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 6. К тундровым растениям относятся .. а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 7. В тундре обитают ... а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, волки, лемминги; в) верблюды, лошади, коровы. 8. Укажи верную цепь питания: а) растения -> лемминги -> пол. совы; б) комары -> пол. куропатки – песцы; в) растения -> кречеты -” волки. 9. Тундровый заповедник расположен а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове. - А теперь обменяйтесь листочками с вашим соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Напротив каждого правильного ответа вы ставите плюс, а если это не правильный ответ, то вы ставите минус. (Слайд) Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б). |
Приветствовать учителя
Отвечать на поставленные вопросы, закреплять пройденный материал, работать с картой. |
Р: принимать и сохраняют учебную задачу
|
2. | Постановка учебной задачи и ее решение
Словесный: ответы на вопрос
Словес.: слово учителя | ≈ 10
| Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Леонида Леонова, который сказал: "Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев". -Кто же этот милый дед и хранитель урожаев? -Конечно же лес. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне). -Расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.). -Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес – одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи – все это лики одного явления, имя которому – лесная зона. - Как вы думаете, о чём сегодня будем с Вами говорить на уроке? -Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России". - А какую цель мы поставим сегодня на уроке? -Мы посмотрим на лес с точки зрения географии, изучив факторы размещения зоны лесов, особенности неживой природы, растительного и животного мира |
Анализировать и отвечать на вопросы,
формулировать краткий рассказ
Анализировать и отвечать на вопросы,
|
К:формулировать ответы и выводы; обмениваются мнениями.
|
3. | Решение частных задач
Практический: работа с учебником
Словесный: слово учителя Практический: работа с учебником
Физминутка
Словестный: ответы на вопрос
Самопроверка. Практический: работа в тетради
| ≈ 25 | Составление плана изучения зоны лесов. Зона лесов: -Название и изображение на карте -Особенности неживой природы -Особенности растительного мира -Особенности животного мира -Деятельность человека -Экологические проблемы и охрана - Давайте предположим, будет ли природа тундры отличаться от природы лесных зон? Почему? Вернемся к этому предположению в конце урока и проверим правильность нашего предположения. - «Верные неверные утверждения»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбце, напротив высказывания плюс, если согласны с утверждением, верите ему, и минус, если не согласны. Второй столбец у вас останется пустым. Высказывание | До чтения | После чтения | 1. Зона лесов находится севернее зоны тундры |
|
| 2. В зоне лесов выпадает мало осадков |
|
| 3. Нашу страну называют великой лесной державой |
|
| 4. Леса занимают более половины территории России |
|
| 5.Почвы в лесных зонах бедные перегноем |
|
| 6.Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры |
|
|
-Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. -Откройте учебник на стр. 95 и прочитайте самостоятельно текст про зону лесов. При чтении делайте пометки «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы. Время для выполнения задания 1 минута.
"V " поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; | " + " поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; | " ? " поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
-Что было для вас знакомым из прочитанного? -Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? - А теперь давайте вернемся к нашей игре «Верите ли вы, что…» и к вопросам на которые мы отвечали, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. - Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? Физминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад
-Многое мы с вами уже узнали о зоне лесов. Какие три части выделяют в лесной зоне? Леса: -Тайга -Смешанные -Широколиственные - Откройте карту природных зон на стр. 72-73 учебника. Поработайте в паре, найдите на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов. - Кто сможет показать эти зоны на нашей карте? -Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? -Что ещё мы должны с вами изучить? -Я предлагаю вам побыть учёными и отправиться в экспедицию в разные участки зоны лесов, чтобы проверить, насколько наши предположения верны. Поэтому зону лесов будем изучать по группам. Первая группа учёных будет изучать растения тайги, вторая группа - растения смешанных и широколиственных лесов, третья группа будет изучать животный мир тайги, а четвёртая – животный мир смешанных и широколиственных лесов. Так как в учебнике нет информации про животный мир смешанных и широколиственных лесов, то четвертая группа заранее работала над проектом на тему: «Животный мир смешанных и широколиственных лесов», они подготовятся в выступлению со своей информацией. - В ходе исследования вы можете использовать материал учебника, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии животных. Время на работу в группе – 4 минуты.
Карточка для первой группы «Растения тайги». Тип источника информации | Цель | Результат (+/-) | -Учебник (с.96-97), -атлас-определитель «От земли до неба», | Найти ответы на вопросы и подготовить выступление. 1. Каковы природные условия тайги? Какие растения растут в тайге? |
| 2. Подготовь сообщение про ель обыкновенную, сосну обыкновенную и лиственницу. |
|
Карточка для второй группы «Растения смешанных и широколиственных лесов». Тип источника информации | Цель | Результат (+/-) | -Учебник (с.97), -атлас-определитель «От земли до неба», -гербарий | Найти ответы на вопросы и подготовить выступление. 1.Каковы природные условия в смешанных и широколиственных лесах? |
| 2. Подготовь сообщение про деревья: дуб и вяз. |
|
Карточка для третьей группы «Животный мир тайги». Тип источника информации | Цель | Результат (+/-) | -Учебник (с.97), -фото животных
| Найти ответы на вопросы и подготовить выступление. 1.Подготовь сообщение про птицу тайги – кедровку.. |
| 2. Подготовь сообщение про бурундука |
|
- А теперь предоставим слово группам для представления своей работы. Работа в рабочих тетрадях в парах. -Откройте рабочую тетрадь и на стр. 47 выполните № 2 в паре, используйте информацию из учебника и атласа-определителя. ( Проверка по слайду) Домашнее задание 1.Прочитать текст учебника и выполнить задания для самостоятельной работы на стр. 102. Задание на выбор: - Сообщение об одном животном или растении зоны лесов. - Рисунок тайги, смешенного и широколиственного лесов. |
Работать с картой, формулировать полный связный пересказ
Отвечать на поставленные вопросы
Слушать, анализировать, работать с таблицей
Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, делать пометки
Отвечать на вопрос, Формулировать ответ
Повторять движения
Формулировать свой ответ, анализировать, работать в парах
Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и раздаточном материале
Записывать домашнее задание в дневник.
| Р: осмыслять уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. П:осуществлять осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.
П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.
П:осуществлять поиск необходимой информации из собственного жизненно опыта; анализировать ситуацию.
К: участвовать в коллективном обсуждении.
|