"Деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Хорева Александра Николаевна

конспект урока окружающего мира в 3 классе "Деньги" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_dengi.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15 февраля  2017г.,

Школа: МОУ «Первомайская СОШ»

Класс: З

Урок: 1

Учитель: Клюшина Е.С.

Методист: Лебедева Е.Ю.

Студент: Хорева А. 46 гр

Тема: «Что такое деньги»

      Цель: формирование представления о деньгах и их роли в экономике.

      Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

  • Предметные : Познакомятся со способами обмена товаров и услуг; узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег в экономике; различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы.

     Тип урока: открытие нового знания

     Оборудование: презентация, учебник по окружающего мира.

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный,актуализация знаний.

Словесный: фронтальный опрос

2 мин.

Здравствуйте. Меня зовут Александра Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. На партах у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

  - Что такое экономика? (Удовлетворение разнообразных потребностей людей).

- Назовите отрасли экономики.

- Перечислите отрасли промышленности.

- Кто может назвать отрасль промышленности, которая производит для нас книги, журналы? (Полиграфическая.)

- Найдите в классе предметы(явления), изготовленные разными отраслями промышленности.

Выполнять тест

Отвечать на вопросы

Коммуникативные:

донести свою позицию до других.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-мин.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. 
У одних нас много, у других нас нет. 
(Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 
Из кармана в карман скачет. 
(Монета.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

Сл.: рассказ;

Нагл.: демонстрация,

Практ.: работа с учебником

Практ.: практическая работа

7-10 мин.

Беседа «Что такое деньги»

– Что такое деньги? (Ответы учеников.)

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:

«Деньги – металлические и бумажные, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. 
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. 
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Первыми мировыми деньгами были раковины  с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. 
Металлическими деньгами были серебряные слитки в Риме, серебряные кольца – в Египте, медные слитки в Италии, свинцовые шарики – в Северной Америке, серебряные лямы в Китае, бронзовые слитки в Микенах. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – 
драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

Русские деньги

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны  и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна». 
В Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны, массой примерно 200 г. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г. 
После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам.

С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. 
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затем деньги разошлись по всему миру.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68. 
– Назовите два способа обмена. 
– Что такое бартер? 
(Прямой обмен одних товаров на другие.) 
– Приведите пример бартера. 
– Что такое купля-продажа? 
(Обмен, в котором участвуют деньги.) 
– Что такое цена товара? 
(Стоимость одной вещи, одного предмета.) 
– Что такое деньги? 
(Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.) 
– Как называются металлические деньги? 
(Монеты.) 
– Как называются бумажные деньги? 
(Банкноты). 
– Назовите денежные единицы разных стран мира.

3. Практическая работа.

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните. 
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. 
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой. 
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт. 
– Что можно узнать из надписей? 
(Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.) 
– Опишите монету достоинством 1 рубль.

– Рассмотрите советские и зарубежные монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей. 
– Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? 
(В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик. 
– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? 
(Это защита от фальшивомонетчиков).
– Кто такие нумизматы? 
(Люди, которые коллекционируют и изучают монеты) 
Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Усваивать и запоминать определение

Отвечать на вопросы

Строить предположения

Учиться классифицировать по заданному признаку

Находить нужную информацию

Строить предположения

Корректировать знания

Приходить к единому выводу

Слушать учителя

Слушать в соответствии с целевой установкой,

осуществлять логические действия, ориентироваться на страницах учебника,

выделять нужную информацию.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Использовать речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли.

Давать обоснованную оценку качеству выполнения задания.

Работать по учебнику

Делать практическую работу

Фронтально отвечать на вопросы. 

Делать вывод о том, что такое деньги

Коммуникативные:

слушать других, донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро¬ят реч. высказывания.

Физ.минутка

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принёс чемодан, (Показывают, как он нёс чемодан)

4.Закрепление.

Практический, работа по учебнику..

Практический: работа в РТ

15 мин.

. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1(с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

№ 2 (с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия. 
– Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин? 
– Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США? 
– А в Европе?

Соотносить по заданию

Читать текст

Исправлять ошибки

Выполнять задания в р.т.

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание. 

3 мин.

Что такое деньги? 
– Что нового вы узнали о деньгах? 
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? 
(Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 39).

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Осмыслять

информации

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"

Развернутый конспект  классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами"

Материал представляет собой конспект родительского собрания на тему "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами", в котором представлена полезная информация родителям по проблеме "Дети и деньги", наме...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги»....

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...