"Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира по разделу "Родной край - часть большой страны" о водоёмах Тульской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_bogatstva_nashego_kraya_4_klass.docx | 23.46 КБ |
vodoyomy_tulskoy_oblasti.ppt | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
«Окружающий мир», 4 класс
Тема: «Водные богатства нашего края»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов Тульской области, раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятия река и ее части, научатся различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни человека.
Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карта Тульской области, тесты на листочках, кроссворд на доске, индивидуальные карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (фронтальная работа, тесты у каждого ученика):
1. Самая распространенная форма рельефа – это:
а) равнина; б) горы.
2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:
а) балка; б) холм; в) овраг.
3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?
а) желтым; в) светло-коричневым;
б) зеленым; г) коричневым.
4. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.
5. Нижняя часть горы, холма – это:
а) подошва; б) склон; в) равнина.
6. Есть у оврага, холма и горы:
а) вершина; б) склон; в) подошва.
7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:
а) балка; б) овраг; в) озеро.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:
а) гора; б) холм; в) терриконы.
Взаимопроверка и оценивание работ. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест. (на доске ответы)
Без ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – 2
Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок?
Индивидуальная работа. Работа на карточке – образование оврагов и способы борьбы с ними.
3. Самоопределение к деятельности.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд вам надо разгадать.
(кроссворд на доске)
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)
2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)
3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)
4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)
5. Самое теплое море России. (Черное море.)
6. Форма поверхности. (Холм.)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).
Ключевое слово: ВОДОЕМЫ
4. Постановка учебной задачи.
Кто может предположить, какая тема нашего урока?
Какие цели мы можем поставить?
5. Открытие нового знания.
1) Беседа.
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)
- Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.
- Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)
Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?
– Что дает начало любой реке? (Родник.)
– Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.
– Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?
– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?
– За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)
2) Работа в группах.
- Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, составим их список. Одна группа работает с краеведческой литературой, другая – с картой Тульской области.
Запись объектов в «Рабочую тетрадь», с. 68.
3) Рассказ учителя о водоёмах Тульской области (Презентация).
6. Физкультминутка «Дождик».
7. Работа по учебнику.
Чтение и обсуждение статьи «Значение водных богатств и их охрана».
8. Творческая работа.
Составление памятки «Правила поведения у водоёма».
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какое значение в природе имеют водоёмы? А для человека?
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- Что нового узнали?
– Какое значение в природе имеют водоемы?
– Где могут пригодиться в жизни новые знания?
– Какие трудности возникли в работе?
– Что показалось наиболее интересным?
- Кого можно поблагодарить за работу?
– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
10. Домашнее задание.
1) с.145-148, читать, пересказ
2) Задание 4, с.70 (тетрадь)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ На территории Тульской области 1682 реки. Все реки равнинного типа, со спокойным течением. Через область протекают две крупные реки – Дон и Ока.
Река Дон Дон имеет длину 2000км. Общая протяжённость реки на территории области 48 километров . Река берёт своё начало в городе Новомосковске. «Дон» в переводе с осетинского означает «вода». В пределах области Дон мелководен, течёт в низменных или болотистых местах. Притоки: Непрядва, Красивая Меча.
Исток реки Дон
Дон за пределами Тульской области
Река Ока Длина Оки 1478км. Около 100км она течёт по границе области и 130км непосредственно по её территории. Воды реки используются для бытового и промышленного водоснабжения. На территории области река судоходна: осуществляется пассажирское сообщение и грузоперевозки. Берега реки используются для отдыха.
Исток реки Оки
Река Упа Самым большим притоком Оки является Упа . Общая её длина 1430км. Она берёт начало в Богородицком районе, часто меняет своё направление, протекает мимо Советска, Тулы, Крапивны, Одоева и впадает в Оку южнее города Чекалина.
Река Упа
Озёра Озёр на территории области немного. По своему происхождению они делятся на озёра речного типа (занимают остатки старых русел рек, обычно имеют вытянутую форму) и карстовые озёра (занимают котловины глубиной до 15 метров и диаметром до 80 метров, их часто называют бездонными).
Иван-озеро (Венёвский район)
Шиловское озеро
Озеро Жупель (Белёвский район)
Искусственные водоёмы Иногда возникает необходимость в создании крупных открытых водоёмов, например, для рыбоводства или промышленных нужд. Тогда люди строят плотины на крупной реке и вода заливает большие земельные площади, - образуются водохранилища. В Тульской области таких водохранилищ несколько.
Шатское водохранилище
Щёкинское водохранилище
Суворовское водохранилище
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ По данным специалистов, сейчас в большинстве водоёмов области вода оценивается как грязная . К наиболее загрязнённым рекам относится Упа. В результате чернобыльской аварии многие водоёмы области оказались загрязнёнными радиоактивными веществами. Уничтожение лесов пагубно отражается на уровне воды в водоёмах, они пересыхают. Нуждаются в охране и подземные воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Презентация Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"
Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...
Водные богатства нашего края
Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......
Водные богатства нашего края.
Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....