Внеурочные занятия: Мы и окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Шкунова Ольга Александровна

Внеурочные занятия: Мы и окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur._my_i_okr._mir_1_klass.docx83.25 КБ

Предварительный просмотр:


АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мы и окружающий мир»

Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

    Направление: общеинтеллектуальное

    Срок реализации:1-4 класс начальная школа

    Возраст участников:  7-11 лет

Автор: учитель Шкунова Ольга Александровна

2016-2020 год

  I. Пояснительная записка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией Р. Г. Чураковой. При разработке рабочей программы курса «Мы и окружающий мир» внеурочной деятельности  использована программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников по изучению природы родного края « Мы и окружающий мир», автор С. Н. Ямшинина.  Программа «Мы и окружающий мир» разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ  в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в МКОУ СШ № 2.

Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.

Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Мы и окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Цель проектной деятельности по курсу мы и окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

II. Общая характеристика программы курса «Мы и окружающий мир»

Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеетотличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность;
  • во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и  рассчитана на все четыре года обучения;
  • в-третьих,  деятельность  носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Участники программы: дети от 7  до  11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки.

Механизм управления

Сотрудники учреждений культуры и науки

Родители учащихся

Учителя школы

Проведение

экскурсий,

лекториев

Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба.

Контроль  за выполнением учащимися поставленных задач.

Индивидуальные беседы

Проведение занятий

клуба.

Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы.

Организация экскурсий.

Сроки реализации:  2016-2020г.г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

III. Описание места программы курса «Мы и окружающий мир» в учебном плане.

        Преподавание курса «Мы и окружающий мир» проводится  во второй половине дня. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.

Курс «Мы и окружающий мир»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часаОбщий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).

       Способами определения результативности программы являются:

диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Мы и окружающий мир»

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

                         Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихсяк саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основеположительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое

следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро-

дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности много национального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на

основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,

выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача

информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать про-цесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знанияо строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном

крае.

                                    Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной  внеурочной деятельности»

               Уровеньhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s4Jk3-5I1e3zy-FZMh9C_uA&rev=1&h=93&w=148&ac=1

            результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Познавательная

Курс «Окружающий мир»

«Домашние животные вокруг нас. Поведение домашних животных» экскурсия; индивидуальная деятельность(наблюдение, работа с информацией тема «Растения твоего региона», «Местные виды птиц», разработка и подготовка знаков охраны природы, проведение длительного опыта по прорастанию семян фасоли, эксперимент и т.д.

Беседы с родителями, изготовление кормушек для птиц, экскурсии, вступление в научный клуб младших школьников «Мы и окружающий мир»,заседание школьного клуба с приглашением специалистов «Водоем и определение эго пригодности для купания», школьная олимпиада, участие в конкурсной работе, муниципальная олимпиада…

Тематический план программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность».

Название

разделов

Всего ча

сов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

1

Школьник и его жизнь в школе.Презен-тация «Я пер-воклассник».

2

2

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

        Называтьокружающие предметы и их признаки.

     Различать предметы ивыделять их признаки.

 Проводить групповые и самостоятельные наблюдения

   Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбиратьдопустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.

   Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

     Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

2

Школьник и его жизнь в школе. Что та-кое научный клуб.

1

1

3

Правила безопасного поведения.

2

1

1

4

Живая и неживая природа.

2

1

1

5

Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

2

2

6

Органы чувств человека. По-чему конфета сладкая, а лимон кислый?

2

2

7

Правила безо-пасного поведе

ния. Для чего нужны фильтры?

2

2

Выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

8.

Времена года.

2

2

Работать в группах и само

стоятельно с источниками информации об окружающем мире.

9.

Человек - часть природы

2

2

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения

10.

Живая и нежи-вая природа. Как путешест-вуют растения?

2

2

Сравнивать иразличать разные группы живых организ

мов по признакам.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

11.

Природа моего края. Что такое Красная книга?

2

2

Знать понятие «Всемирное природное и культурное наследие».

Уметь приводить примеры из Красной книги.

12.

Живая и не-живая при-рода. Как живут рас-тения и животные зимой?

2

1

1

Уметь различать объекты живой и неживой природы. Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы,

13.

Правила бе-зопасного поведения. Тайны вол-шебного озера.

2

1

1

нать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

14.

Природные явления. Правила безопасного поведения.

2

1

1

Уметь использовать приобретенные знания и умения

в повседневной жизни

15.

Времена го-да. Почему летом жар-ко, а зимой холодно?

2

1

1

Приводить примеры явле-

ний природы.

  Сравнивать и различатьдень и ночь, времена года.

Наблюдатьсамостоятельно погоду иописывать её состояния.

16.

Конференция. Защита портфолио.

2

2

    Работать с энциклопедичес-кой литературой; аргументи-рованно защищать свою позицию, участвовать в диалоге

17.

Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб.

2

2

Сравнивать иразличать разные формы земной поверхности.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

2 класс

1.

Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

2

2

Подготавливать в групп-пах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) с позиции бережного отношения к природным богатствам.

2.

Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания.

2

2

Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, в лесу, водоёмах, в школе).

3.

Для чего растениям солнце.

2

1

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы,подготавливать доклады иобсуждать полученные сведения.

4.

Красная книга. Растения на-шего края.

4

3

1

Подготавливать оценочные суждения.

Пользоваться интернетом.

5.

Практическая миникоферен-ция.Тема«Куль-турные растения».

4

4

Сравнивать и различатьдикорастущие и культурные растения, характеризоватьих роль в жизни человека (на примере своей местности).

6.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окру-жающий мир?»

2

2

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

        Называть окружающие предметы и их признаки.

7.

Как защи-щаются животные.

2

2

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.

Уметь приводить примеры животных разных групп 

8.

Для чего необходим режим дня.

2

2

Уметь использовать приобре-тенные знания и умения

в повседневной жизни

9.

Внимание, кон-курс! Выполня-ем олимпиад-ные задания.

2

2

Уметь наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

10.

Правила безопа

сного поведе

ния на улице и дома.

4

3

1

Различать предметы ивыделять их признаки.

   Проводить групповые и самостоятельные наблюдения

1.

От кого зависит чистота на улице.

4

2

2

Рассказывать об экологичес-ких связях в природе, роли экологии в сохранении приро

дного дома человечества, воз-действия людей на природу.

12.

Конкурс «Хоро

шо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

2

2

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

13.

Конференция. Защита портфолио.

2

2

Подготавливать оценочные суждения.

Пользоваться интернетом.

3 класс

1.

Письмо эколо-гам. Учебник окружающего мира

2

2

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

2.

Олимпиадные задания: «Ори-ентирование на местности. Компас».

2

2

Узнавать объекты окружаю-щей действительности в соот-ветствии с содержанием учеб-ных предметов;составлять план и последовательность действий.

3.

Фотоконкурс; «Живая и неживая природа».

4

3

1

Устанавливать взаимосвязи в природе(между живой и неживой природой),  значение природы для человека, её классификации.

4.

Олимпиадные задания: «Свойства воды».

2

2

Характеризоватькруговорот воды в природе.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

5.

Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

2

2

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.

6.

Олимпиадные задания: «Свойства воздуха»

2

2

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья, растений, животных в своем (городе (селе).

7.

Конкурс «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

2

2

Сравнивать иразличать разные формы земной поверхности.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

8.

Мини-конфере-нция: «Береги дары природы»

4

4

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

9.

Безопасное поведение в лесу.

2

2

Уметь использовать приобре-тенные знания и умения

в повседневной жизни

10 .

Помощь живот-ным весной. Доклады.

2

2

Подготавливать оценочные суждения.

Пользоваться интернетом.

11.

История моего края (города, села, поселка).

4

4

Знакомиться с особеннос-тями Государственного флага России  флага Кубани.Определять последователь-ность расположения полос, цвет флага.

12.

Олимпиадные задания: «Путе-шествие по времени»

2

2

Подбирать информацию об отдельных фактах истории города. России.

13.

Конкурс: «Хо-рошо ли ты зна-ешь окружаю-щий мир?».

2

2

Сравнивать иразличать разные формы земной повер-хности.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

14.

Конференция. Защита пор-тфолио.

2

2

Подготавливать оценочные суждения.

Пользоваться интернетом.

4 класс

1.

Культура моих предков.

2

2

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

2..

Традиции, праздники моего народа, моей семьи

2

2

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

3.

Олимпиадные задания: «Вра-щение Земли», «Природные зоны».

2

2

Узнавать объекты окружаю-щей действительности в соот-ветствии с содержанием учеб-ных предметов; составлять план и последовательность действий;

4.

Роль леса в жизни людей

4

4

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

5.

Народные промыслы моего края.

4

4

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

6.

История моей школы.

2

2

Работать с энциклопедичес-кой литературой; аргументиро-ванно защищать свою пози-цию, участвовать в диалоге.

7.

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир»

2

2

Работать с энциклопедичес-кой литературой; аргументиро-ванно защищать свою пози-цию, участвовать в диалоге.

8.

Олимпиадные задания:«Как устроен орга-низм человека»

2

2

Узнавать объекты окружаю-щей действительности в соот-ветствии с содержанием учеб-ных предметов.

9.

Человек — часть природы.

2

2

Уметь наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

10.

Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека».

2

2

Узнавать объекты окружаю-щей действительности в соот-ветствии с содержанием учеб-ных предметов.

11.

10 городов мира, которые надо увидеть.

2

2

Знать, что изучает история, как историки узнают о прош-лом. Уметь наблюдать, расу-ждать, делать выводы.

12.

Память моего края о героях Великой Отечественной Войны.

2

2

Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловечес-ким ценностям, понимать их значимость;

13.

Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России».

2

2

Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловече-ским ценностям, понимать их значимость;

14.

Человек в мире природы и культуры.

2

2

Сравнивать и различатьдеревья, кустарники и травы.

Характеризоватьусловия, необходимые для жизни растений.

15.

Конференция. Защита портфолио.

2

2

Подготавливатьоценочные суждения.

Пользоваться интернетом.

Итого

135ч

27

6

29

5

33

1

32

2

V. Содержание программы курса «Мы и окружающий мир» в рамках предмета «Окружающий мир» 135 часов

1 класс

Готовимся стать членами клуба

«Мы и окружающий мир» (33 ч)

Тема 1. Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я —первоклассник».

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация. 1час: Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мойпортрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей).

Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося.

Тема 2. Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб?

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Чтотакое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающиймир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74–75).

Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мираинтересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).

Тема 3. Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать?

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Путешествие от дома до школы».

Тема 4. Живая и неживая природа. Кто живет в цветке илидля чего нужна лупа?

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление настольной игры «Живое–неживое».

Тема 5. Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности.

Тема 6. Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности.

Тема 7. Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.

Тема 8. Времена года. Почему год круглый?

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года.

Тема 9. Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.

Тема 10. Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий.

Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.

Тема 11. Природа моего края. Что такое Красная книга?

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.

Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу.

Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки.

Тема 12. Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Конструирование кормушки.

Тема 13. Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Тема 14. Природные явления. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Природные явления: снег, ветер…

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Тема 15. Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.).

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Защита проекта «Календарь природы».

Тема 16. Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года.

На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей.

Тема 17. Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб!

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Учащиеся самостоятельно выполняют задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир», расположенных в учебнике 1 класса «Окружающий мир» (с. 76–77). Учитель и родители помогают заполнить два конверта!

2 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема 1. Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.

Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы (энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).

Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 59–60).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».

2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.

Тема 3. Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».

Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71).

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Наблюдения за растениями. Значение солнца вжизни растений.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».

Тема 4. Красная книга. Растения нашего края.

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 1, с. 85–86).

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Способы размножения растений нашего края.

Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».

Тема 5. Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 1, с. 107–108).

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятий — практическая работа, олимпиада. 2 часа — практическая мини-конференция «Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое растение».

Тема 6. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120). Форма проведения занятия — конкурс, практическая работа.

Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.

Тема 7. Как защищаются животные?

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 41).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая

работа, олимпиада. 1 час — защита животных. Способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».

Тема 8. Для чего необходим режим дня.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа.

Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни.

Тема 9. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир»

(2 класс, часть 2, с. 70). Форма проведения занятий — олимпиада.

Аудиторное (2 ч). Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека.

Тема 10. Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 90).

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице.

Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения».

Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе.

Тема 11. От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 91).

Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор».

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила безопасного поведения на улице.

Тема 12. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Форма проведения занятия — конкурс.

Аудиторное (2 ч). Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.

Тема 13. Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс.

3 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема 1. Письмо экологам. Учебник окружающего мира (3 класс,часть 1, с. 6).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Наблюдение за жизнью животных и растений летом. Экологическая обстановка в родном крае. Обсуждение деятельности работы научного клуба младших школьников на учебный год.

Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 42).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности с помощью компаса.

Тема 3. Фотоконкурс «Живая и неживая природа».

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 56).

Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк. Фотографирование объектов живой и неживой природы.

Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, олимпиада. Подготовка к выставке «Этот удивительный мир». Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела от вещества.

Тема 4. Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 75).

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — выставка фото, рисунков. Проведение выставки «Этот удивительный мир».

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии.

Тема 5. Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 95).

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Источники загрязнения воды в нашем крае. Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды.

Тема 6. Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха» (3 класс, часть 1, с. 109).

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — лабораторный практикум. Практическое рассмотрение свойств воздуха.

Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Описание результатов лабораторной работы.

Тема 7. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 123, 124).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного

клуба.        

Тема 8. Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 29).

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — конференция. Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые».

Тема 9. Безопасное поведение в лесу. Конкурс экологических знаков.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.

Тема 10. Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 102).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Проект «Скворечник своими руками». Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной».

Тема 11. История моего края (города, села, поселка).

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проектная работа.

Тема 12. Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». Учебник «Окружающиймир» (3 класс, часть 2, с. 123).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Древнерусские города. Золотое кольцо России.

Тема 13. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 137–139).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. Исчезающие животные родного края.

Тема 14. Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 3 класс.

4 класс

Деятельность научного клуба младшего школьника

«Мы и окружающий мир» (34 ч)

Тема 1. Культура моих предков.

Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в исторический (краеведческий, школьный) музей.

Тема 2. Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект. Народные праздники. Любимый праздник моей семьи.

Тема 3. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вращение Земли». «Природные зоны». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны.

Тема 4. Роль леса в жизни людей.

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба.

Тема 5. Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1,с. 141, 145).

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проект.

Тема 6. История моей школы.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.

Тема 7. Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс.

Тема 8. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 41–42).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Как устроен организм человека. Органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Как человек двигается. Нервная система человека.

Тема 9. Человек — часть природы.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция.

Тема 10. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 67–68).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Органы чувств человека. Органы пищеварения и дыхания.

Тема 11. 10 городов мира, которые надо увидеть. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по странам мира». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2,с. 91–92).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.

Тема 12. Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.

Тема 13. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с.1–7–108).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Достопримеча-тельности Москвы. Бородинская битва. Герои Великой Отечественной войны.

Тема 14. Человек в мире природы и культуры. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 160).

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Тайны твоего организма. Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации.

Тема 15. Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — итоговая конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

  1. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : учебник : в 2-х частях : 1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 :1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : хрестоматия : 1-3 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : методическое пособие для учителя :1-4 класс. – М. : Академкнига/Учебник.

2. Наглядные пособия

Комнатные растения

Гербарии; коллекции насекомых;  чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты

3. Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера.

4. Экранно-звуковые пособия

Аудио- и DVD-диски

5. Оборудование кабинета (-ов)

Мебель, стенды, художественно-изобразительные средства, инвентарь для посадки растений.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей начальных классов

от ____________ 20____года № 1

_____________О.Н. Коваленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс "По страницам Красной книги"....

Внеурочное занятие по окружающему миру для 3-4 класса "Умеем ли мы правильно питаться"

Занятие "Умеем ли мы питаться " в виде исследовательской лаборатории. Проводилось во время изучения темы "Пищеварительная система"....

Внеурочное занятие по окружающему миру

Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 классВикторина «Вместе весело шагать»Цель: обобщить и проверить знания учащихся по изученному материалу, развивать познавательную активность, логическое мышле...

Внеурочное занятие "Страна в которой мы живем. Символы России" по окружающему миру 3-4 класс

Внеурочное занятие применения  предметных и метапредметных знаний. Ученики узнают о символах Победы, акциях ,которые проходят в нашей стране,посвященных 70-летию Победы,получают возможность прояв...

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру...

Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир». Категория: для начальных классов Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»

Как вырастить доброго, ласкового ребенка, бережно относящегося ко всему живому ? Этот вопрос в последенее время очень часто стал звучать. Общество очерствело. Стало равнодушным, злым. Кто виноват и чт...

Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир» при изучении темы: «Охрана животных». Виртуальная экскурсия "Мы идём в зоопарк"

Актуальность темы: Занятие обеспечивает учащихся дополнительной информацией о Красной книге России, о крупных зоопарках Р.Ф. Так как в нашем городе нет зоопарка, в занятии имеется видеоматериал о зооп...