Урок окружающего мира. 1 класс. Богата природа России.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_1_klass.docx | 32.53 КБ |
zadaniya_dlya_grupp.docx | 14.15 КБ |
urok_okr.mir_._bogata_priroda_rossii.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
30’’ |
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так пора, друзья, за дело! Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Всем удачи пожелаем, Ни минуты не теряем! | Слушают стихотворения, настраиваются на урок. | Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: личностные: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом; регулятивные: организация своего рабочего места, планирование своей деятельности. |
1’30’’ |
- Какой у нас сейчас урок? - Что же нас окружает? Вам интересно узнать, с какой частью окружающего нас мира мы будем сегодня знакомиться ближе? Тогда послушайте и закончите стихотворение! Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это все вокруг….. (ПРИРОДА). - Итак, мы ближе познакомимся с миром природы. - Какая бывает природа? | Вспоминают изученное. Дают ответы на вопрос: - Сейчас у нас урок знакомства с окружающим миром. Высказывают предположения. Заканчивают стихотворение, вспоминая понятие «природа». Дают ответ на вопрос: - Природа бывает живая и неживая. | Цель: актуализировать изученную информацию. УУД: познавательные: выделение необходимой информации; построение рассуждений; коммуникативные: построение развернутых высказывания, оформление их в устной речи. |
3’ | - Сейчас я предлагаю вам вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке. Звучит Гимн России. Слайд. - Что за музыка прозвучала сейчас, кто узнал? - Что такое гимн? - Какие еще символы есть у государства? - А как называется главный город государства? - Наш разговор на прошлом уроке был о России. Назовите столицу России. - Сегодня наш разговор мы начали о мире природы, а продолжили о России. Предположите, какова тема нашего урока сегодня. Слайд. | Вспоминают изученное на прошлом уроке. Слушают музыку. Дают полные ответы на вопросы: - Прозвучал гимн России. - Флаг, герб – символы государства. - Главный город страны – столица. - Столица России – Москва. Высказывают предположения о теме урока. | |
5’ | III. Фиксация затруднения. Постановка целей. - Чтобы понять, что мы уже знаем о России, а что предстоит сегодня узнать, предлагаю задание. - Я буду читать утверждения, а вы подумайте, верны они или нет. Если считаете, что утверждение верно, покажите знак согласия, если неверно – знак несогласия.
- Какие вопросы вызвали затруднение? О чем нам нужно узнать? Слайд. | Показывают знаки согласия и несогласия. Обозначают затруднения. Высказывают предположения: нужно узнать о том, сколько места занимают леса, что такое тайга, какие деревья там растут. | Цель: организовать побуждающий диалог для проблемного получения детьми нового знания, организовать уточнение целей урока. УУД: познавательные: постановка и формулирование проблемы, анализ имеющихся знаний и недостающих; регулятивные: целеполагание, планирование деятельности; коммуникативные: построение высказываний в устной речи. |
2’ 8’ | IV. Открытие нового знания. 1. Знакомство с картой в учебнике. - На прошлом уроке мы уже работали с картой России. В нашем учебнике также есть карта. Давайте найдем ее на стр.18-19 и рассмотрим. - Здесь вся территория России окрашена зеленым цветом. Как вы думаете, почему? Что отмечено значками на карте? Много ли значков? О чем это говорит? 2. Чтение подписей к условным обозначениям, поиск животных в таблице. ФИЗМИНУТКА Вот в лесу растет сосна, | Работают с учебником: находят нужную страницу, изображение карты. Рассматривают карту. Высказывают предположения. Дают ответы на вопросы: - Значками отмечены животные, которые обитают в России. - Значков много, значит, животный мир России разнообразен. Читают подписи по цепочке, ищут в таблице на доске изображения животного. Выполняют движения: Потянулись на носках. Руки подняты вверх. Наклоны влево-вправо. Наклоны вперед-назад. Возвращаются за парты. | Цель: организовать получение детьми нового знания. УУД: познавательные: извлечение необходимой информации из выполненных заданий, построение рассуждений; умение работать с текстом учебника, выделять главное из текста; умение работать с картой, анализировать ее. регулятивные: умение принимать учебную задачу, порядок ее выполнения, контролировать процесс выполнения коммуникативные: построение высказываний, предположений, рассуждений; умение работать в группе, обсуждать, договариваться; выступать перед аудиторией. личностные: принятие активной позиции обучающегося, усвоение ценностей: Родина, гордость за нее, осознание необходимости беречь богатства родной страны. |
5’ 3’ 5’ | 3. Работа с картой в группах. - Чтобы выяснить, где в России обитают какие звери и птицы, предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает на карточке предложение, которое нужно закончить, внимательно рассмотрев карту. Задания для групп.
- Много удивительных животных населяют нашу страну. Из-за истребления человеком, загрязнения окружающей среды, некоторые из них оказались на грани исчезновения. 5. Звуки леса. - Закройте глазки, положите руки на парту, а голову – на руки. Послушайте. - Что мы услышали сейчас? (Голоса птиц). Где можно услышать голоса птиц? (В лесу, в роще). Вам захотелось побывать в лесу? Какое настроение у вас, когда вы находитесь в лесу? - Лес – дом для зверей, птиц, насекомых, место отдыха человека, огромные запасы воды и древесины, «фабрика» чистого воздуха. Леса – это богатство нашей страны, которое надо беречь Слайд-шоу. 6. Чтение текста в учебнике на с.20. - Прочитайте текст о лесах на с.20 в учебнике. Выберите то важное, о чем сообщает текст. - О чем сообщил текст, что вы узнали? Как мы ответим на вопрос, который возник у нас в начале урока, что же такое тайга? А какие деревья в лиственном лесу? А если в лесу встретятся и хвойные, и лиственные деревья, какое бы название вы ему дали? | Делятся на группы, читают задание, рассматривают карту в поисках ответа. Сообщения детей. Амурский тигр. Один из самых редких хищников планеты. Амурский тигр – прекрасный охотник, живущий в одиночку. Любимая его добыча – кабаны и олени. Это самый крупный в мире тигр, единственный представитель тигров, освоивший жизнь в снегах. В этом ему помогает очень красивый мех, густой и тёплый. Именно из-за такого ценного меха амурский тигр оказался на грани исчезновения. В природе у тигра нет врагов, даже бурому медведю зверь способен дать отпор. Единственный враг тигра – человек. Из-за уменьшения количества лесов, корма и истребления ради красивой шкуры в природе осталось около 400 особей амурского тигра. Уссурийский пятнистый олень Очень красива летняя окраска пятнистого оленя: по яркому рыжему фону разбросаны белые пятнышки. Такой окрас помогает осторожному оленю оставаться незаметным среди густого леса: кажется, что это солнечные лучики пробились сквозь листву. Недаром китайцы называют этого оленя «хуа-лу», что значит «олень-цветок». В России эти прекрасные животные обитают в Приморском крае. Пятнистые олени ежегодно меняют рога. Молодые рожки у них растут нежными и хрупкими. В китайской медицине они считаются лекарственными. Чтобы добыть из рожек лекарственное вещество, люди истребили огромное количество оленей. Сейчас олени взяты под охрану государства. Кольчатая нерпа. Эти самые маленькие тюлени обитают в северных морях и холодных пресноводных реках и озерах. На их густом жестком мехе виден рисунок из колец, отсюда и название. Живут они поодиночке, много времени проводят в воде. Питаются, в основном, рыбой. У них отличное зрение, обоняние и слух, что помогает находить еду и спасаться от врагов – белых медведей, песцов и касаток. А для малышей особенно опасны охотники, убивающие их ради красивого белого меха. Поэтому мамы устраивают для них укрытия среди льдин со входом под водой. Белый медведь. Самый большой хищник на планете неустанно путешествует: то вместе с дрейфующими льдинами добирается до Северного полюса, то возвращается на материк. Его плотная, не намокающая шуба и толстый слой подкожного жира спасают от холода. Он почти незаметен на снегу, когда охотится на тюленей и других морских животных. Медведь отлично плавает и может в воде справиться с любой добычей. Медвежата – один-два детеныша рождаются в снежной пещере, которую выкапывает медведица своими когтями. Занесен в Красную книгу. | |
5’ 3’ | V. Первичное закрепление. 1. Работа на с.21 в парах. - А сейчас поработайте в парах. Рассмотрите рисунок на с.21. В конвертах у вас названия деревьев и кустарников. Найдите на рисунке веточку березы, дуба, клена, орешника, малины, черники, положите соответствующую подпись. Проверим. Слайд. - Если все верно, покажите знак «солнышко», если 1-2 ошибки – «солнышко за тучкой», если вы не узнали много деревьев и кустарников – «тучку». 2. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. - Откройте рабочие тетради на с.48. Отметьте верные высказывания знаком «+». Проверка по слайду. | Работают в парах: рассматривают рисунок, определяют на рисунке веточки деревьев и кустарников. Проверка по образцу. Оценивание своей работы. Выполняют задания в рабочей тетради. Проверка по образцу. Оценивание своей работы. | Цель: организовать выполнение заданий, в которых возможно применение нового знания. УУД: познавательные: умение соотнести изображение и подпись; регулятивные: умение принимать учебную задачу, порядок ее выполнения, контролировать процесс выполнения, умение соотносить с образцом, оценить качество работы; коммуникативные: умение работать в паре, высказывать свои мысли. |
2’ | VI. Подведение итогов урока. - Ребята, что же мы узнали сегодня на уроке? Чем богата живая природа России? О каких редких животных узнали? Что такое тайга? Какие еще бывают леса? Продолжите фразы: - Сегодня на уроке я узнал… - Меня заинтересовало… | Дают ответы на вопросы. | Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. УУД: познавательные: осмысление полученных на уроке знаний; коммуникативные: построение высказываний в устной речи. |
2’ | VII. Рефлексия. - Покажите знаком:
- Любознательные могут дома рассмотреть рисунок на с.49 в рабочей тетради и поискать на нем спрятавшихся животных. - Спасибо за сотрудничество, ребята, урок окончен! | Показывают знаки. Дают ответ на вопрос. | Цель: УУД: регулятивные: осуществление личностной и познавательной рефлексии; коммуникативные: построение развернутых высказываний в устной речи; личностные: принятие активной позиции обучающегося, формирование интереса к учебному предмету, любознательности. |
Предварительный просмотр:
Центральной полосе России вокруг Москвы обитают…
У Уральских гор живут…
Берега Карского моря на севере России населяют…
У берегов Чукотского моря на краю России живут…
По берегам Японского моря на Дальнем Востоке обитают…
В Восточной Сибири возле реки Лены живут…
береза осина дуб орешник малина черника клён
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
1 класс
Тема «Богата природа России. Растения и животные леса».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма проведения: комбинированный.
Используемые технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ.
Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний о живом мире России, растениях и животных леса.
Задачи:
- исследовать лесные богатства России (растения и животных);
- развивать навыки коллективной работы, направлять детей на познавательную деятельность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Список литературы.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
- Виноградовой Н.Ф. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012, с. 192
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Планируемые результаты
Предметные:
- осознавать разнообразие и богатство живой природы (леса) России;
- ориентироваться по карте, понимать значение цвета, определять по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны;
- знать понятия: хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес, тайга.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-- делать проверку выполненной работе и вносить соответствующие коррективы;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами, парами;
- принимать опыт выступления перед аудиторией;
-строить понятные для одноклассников высказывания.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике;
- фиксировать затруднения в деятельности;
- находить способы решения проблемы;
- осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;
-обобщать полученную информацию, делать вывод;
-осуществлять поиск нужной информации на карте.
Личностные:
- интерес к учебному материалу;
- любовь и бережное отношение к природе;
- гордость за родную страну, чувство патриотизма.
Ресурсы урока:
Для учащихся:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
- Сообщения об исчезающих животных.
- Знаки для самооценивания («солнышко», «солнышко за тучкой», «тучка»).
Для учителя: карта России, таблица «Животные России», карточки для работы в парах, ноутбук, внешний монитор, презентация, слайд-шоу «Лес», запись звуков леса, гимна России, карточки с незаконченными предложениями для групп.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так пора, друзья, за дело!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Всем удачи пожелаем,
Ни минуты не теряем!
- Какой у нас сейчас урок? (Урок знакомства с окружающим миром).
- Что же нас окружает? (Ответы детей). Вам интересно узнать, с какой частью окружающего нас мира мы будем сегодня знакомиться ближе? Тогда послушайте и закончите стихотворение!
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг….. (ПРИРОДА).
- Итак, мы ближе познакомимся с миром природы.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
II. Актуализация знаний.
- Сейчас я предлагаю вам вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке.
Звучит Гимн России. Слайд.
- Что за музыка прозвучала сейчас, кто узнал? Что такое гимн? Какие еще символы есть у государства? (Флаг, герб).
- А как называется главный город государства? (Столица).
- Наш разговор на прошлом уроке был о России. Назовите столицу России. (Москва).
- Сегодня наш разговор мы начали о мире природы, а продолжили о России. Предположите, какова тема нашего урока сегодня. Слайд.
III. Фиксация затруднения. Постановка целей.
- Чтобы понять, что мы уже знаем о России, а что предстоит сегодня узнать, предлагаю задание.
- Я буду читать утверждения, а вы подумайте, верны они или нет. Если считаете, что утверждение верно, покажите знак согласия, если неверно – знак несогласия.
- Герб, флаг, гимн - главные символы нашей страны. (+)
- Столица России – Курск. (-)
- Синий цвет обозначает на карте моря и реки. (+)
- Коричневым цветом на карте обозначены горы. (+)
- Граница Европы и Азии – Уральские горы. (+)
- Дуб, клён и сосна растут в тайге. (?)
- Почти половину территории России занимают леса. (?)
- Какие вопросы вызвали затруднение? О чем нам нужно узнать? (Сколько места занимают леса, что такое тайга, какие деревья там растут.) Слайд.
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с картой в учебнике.
- На прошлом уроке мы уже работали с картой России. В нашем учебнике также есть карта. Давайте найдем ее на стр.18-19 и рассмотрим.
- Здесь вся территория России окрашена зеленым цветом. Как вы думаете, почему? Что отмечено значками на карте? Много ли значков? О чем это говорит? (Животный мир России разнообразен).
2. Чтение подписей к условным обозначениям, поиск животных в таблице.
ФИЗМИНУТКА
Вот в лесу растет сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
3. Работа с картой в группах.
- Чтобы выяснить, где в России обитают какие звери и птицы, предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает на карточке предложение, которое нужно закончить, внимательно рассмотрев карту.
Задания для групп.
- В Центральной полосе России вокруг Москвы обитают…
- У Уральских гор живут…
- Берега Карского моря на севере России населяют…
- У берегов Чукотского моря на краю России живут…
- По берегам Японского моря на Дальнем Востоке обитают…
- В Восточной Сибири возле реки Лены живут…
- Много удивительных животных населяют нашу страну. Из-за истребления человеком, загрязнения окружающей среды, некоторые из них оказались на грани исчезновения.
4. Звуки леса.
- Закройте глазки, положите руки на парту, а голову – на руки. Послушайте.
- Что мы услышали сейчас? (Голоса птиц). Где можно услышать голоса птиц? (В лесу, в роще). Вам захотелось побывать в лесу? Какое настроение у вас, когда вы находитесь в лесу?
- Лес – дом для зверей, птиц, насекомых, место отдыха человека, огромные запасы воды и древесины, «фабрика» чистого воздуха. Леса – это богатство нашей страны, которое надо беречь Слайд-шоу.
5. Чтение текста в учебнике на с.20.
- Прочитайте текст о лесах на с.20 в учебнике. Выберите то важное, о чем сообщает текст.
- О чем сообщил текст, что вы узнали? Как мы ответим на вопрос, который возник у нас в начале урока, что же такое тайга? А какие деревья в лиственном лесу? А если в лесу встретятся и хвойные, и лиственные деревья, какое бы название вы ему дали?
V. Первичное закрепление.
1. Работа на с.21 в парах.
- А сейчас поработайте в парах. Рассмотрите рисунок на с.21. В конвертах у вас названия деревьев и кустарников. Найдите на рисунке веточку березы, дуба, клена, орешника, малины, черники, положите соответствующую подпись. Проверим. Слайд.
- Если все верно, покажите знак «солнышко», если 1-2 ошибки – «солнышко за тучкой», если вы не узнали много деревьев и кустарников – «тучку».
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Откройте рабочие тетради на с.48. Отметьте верные высказывания знаком «+». Проверка по слайду.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, нам удалось достичь целей урока? Чем богата живая природа России? О каких редких животных узнали? Что такое тайга? Какие еще бывают леса?
- Покажите знаком:
- если вам на уроке было легко, интересно (рука вверху);
- если было интересно, но немного сложно (рука на локте парте);
- если трудно и непонятно (руки лежат на парте).
- О чем бы вам захотелось рассказать дома?
- Любознательные могут дома рассмотреть рисунок на с.49 в рабочей тетради и поискать на нем спрятавшихся животных.
- Спасибо за сотрудничество, ребята, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе "Богата природа России"
Урок по «Окружающему миру» в 1 классе по теме «Богата природа России» проводится с целью: «Расширить знания учащихся о природе родной страны и её животном мире, привить желание изуча...
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса "Богата природа России".
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса "Богата природа России" по программе "Начальная школа 21 века"....
Окружающий мир 1 класс "Богата природа России" УМК "Начальная школа XXI века"
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Богата природа России" ....
Презентация по окружающему миру "Как сберечь природу России" (4 класс)
Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....
Открытый урок окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)
Дети научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными....
Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс
Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....