Урок по окружающему миру для 4 класса на тему: "Жизнь леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Костюнина Татьяна Дмитриевна

Целью урока является формирование представлений учащихся о лесе, как о природном

сообществе; ознакомление с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_lesa.4kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Окружающий мир»

4 класс

Тема урока: Жизнь леса

Программа «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков

Учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, 2014 г.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном

сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД:  познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно – следственные связи и зависимость между живой и неживой природой;

        коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

        регулятивные – формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

        личностные – проявлять положительное отношение к учению.

Оборудование:  карточки для индивидуальной работы, карта природных зон; тест.

Звукозаписи: 1. «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз.  Ю.Чичикова);

2. «Раненная птица» (сл. Рождественского, муз. А.Пахмутовой)

Ход урока

Ι Организационный момент

Звучит песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичикова). На экране фото леса (Слайд №1).

Я думаю, что вы догадались, послушав эту песню: Куда отправимся сегодня на уроке?

Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников. (Слайд №2 – жизнь леса)

Слайд №3 (Лес – это …)

Лес – это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.

Слайд №4  (Фото лес).

Ученые –экологи показывают лес природным сообществом.

ΙΙ Актуализация знаний

А сейчас, давайте поговорим о том, что вы знаете о лесной зоне.

1. Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены 4 времени года, холодная зима и теплое лето.

2. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Средне-Сибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая.

3. Я заметил, что в этой природной зоне 3 части, самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленым цветом, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, еще светлее.

- А теперь проверим ваши знания «Хорошо ли знаете лес»

ΙΙΙ Блиц турнир «Я знаю лес»

1. Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

2. Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

3. Какое дерево широколиственного лиса при цветении распространяет вокруг чудный аромат? (Липа)

4. Какое дерево является символом России? (Береза)

5. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

6. Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка – летяга)

7. Плодами какого дерева являются желуди? (Дуб)

- Продолжаем нашу работу. У вас на партах лежат карточки с тестами.

ΙV Индивидуальная работа. Тест.

1. Лес называют природным сообществом, потому что:

- там рядом друг с другом растут разнообразные растения;

- все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

- весь лес – от верхушек до земли – заселен животными.

2. На деревьях обитают:

- белки, дятлы, кедровки;

- мыши, зайцы, медведи;

- кроты, лоси, черви.

3. В лесной подстилке живут:

- ежи, кроты, землеройки;

- бактерии, насекомые и их личинки;

- божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

4. К съедобным грибам относятся:

- мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

- дождевики, пороховки, шампиньоны;

- лисички, рыжики, маслята.

V Самоопределение к деятельности. (Слайд №4. М. Пришвин «Лесные Этажи»)

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мыши живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды – еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – еще повыше, на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно на своем этаже.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- (Познакомиться с этажами леса, лесными обитателями. Рассмотреть одним словом «Жизнь леса»)

VΙ Работа над новой темой урока. (Слайд №5 «Ярусы леса»)

Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или как их называют в науке ярусами.

Некоторые леса имеют 4-5 и даже больше ярусов.

Слайд №6.

Первый ярус – это главный древесный полос. Его высота доходит до 30 и даже более метров. (Ель, сосна, осина, дуб, береза)

Слайд №7.

Второй ярус – это подрост. (Кустарники, малина, ежевика)

Слайд №8.

Третий ярус – подлесок. (Кустарники, черника, клюква)

Слайд №9.

Четвертый – травянистый покров. (Подорожник, осока, земляника)

Слайд №10.

Пятый – мхи и лишайники.

VΙΙ Стих. С.Никулиной «Русский лес» (Слайд №11 «Ярусы леса»)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

Излечит, обогреет

Накормит русский лес

А будет жажда мучить-

То мне Лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода – водица,

Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых

Ищу грибов поляну

Я не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек

Лес очень любит пеших

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в стихотворении?

(Об отношениях между человеком и лесом).

VΙΙΙ Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем

(Марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг

(Поворот)

Слева находится лес

(Поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.

Филин перьями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

(Махи руками)

Солнце над березами светит нам

(Повороты головы)

Мы рады ягодам и грибам

(Наклоны).

ΙX «Животный мир». Проекты детей

- Волк (Слайд №12);

- Заяц (Слайд № 13);

- Еж (Слайд № 14);

- Медведь (Слайд № 15);

- Белка (Слайд №16);

- Лось (Слайд №17).

X Растительный мир леса

- Земляника (Слайд №18);

- Сибирская сосна (Слайд №19);

- Папоротник (Слайд №20);

- Ель обыкновенная (Слайд № 21);

- Пижма (Слайд №22).

XΙ Значение грибов

- Белый гриб (Слайд №23);

- Опята (Слайд №24);

- Лисички (Слайд №25);

- Сморчки (Слайд №26);

- Подосиновик (Слайд № 27).

XΙΙ Лесные почвы (Слайд №28)

- В разных лесах почвы не одинаковы.

Например: в смешанных лесах и а тайге – подзолистые почвы.

Слайд № 29 (Почва в лесу)

- В лиственных лесах распространены серые лесные почвы.

Слайд № 30

XΙΙΙ Значение леса. Стих «Плакала Саша»

Послушаем стихотворение и подумаем, о какой экологической проблеме идет речь.

Плакала Саша, когда лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной.

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал

Заяц послушал – и вон убежал.

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

(Речь идет о вырубке леса)

Если раньше лес вырубали по мере необходимости, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются одни свалки.

Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, которые остались без дома.

В Мордовии нет ни нефти, ни газа, лес – единственное стратегическое сырье, которым располагает Республики.

Одним из старейших лесных хозяйств Республики является Шишкеевское лесничество. Площадь лесных угодий его более 10640 гектаров, т.е. охватывает весь Рузаевский район.

 Но около трех столетий назад территория нашей Мордовии была покрыта лесами.

Сегодня в Республике леса занимают лишь 4 часть ее территории. В лесах Мордовии растут разные породы деревьев, кустарников, трав. И живет множество животных. Леса с их разнообразными богатствами издавна играли большую роль в жизни мордовского народа.

XΙV Проблемы леса

Песня «Раненная птица» (сл. Рождественского, муз. А.Пахмутовой)

- Какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

(Убийство животных)

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимостью для выживания людей. Они убивали не больше, чем могли съесть.

В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

В лесной зоне созданы заповедники им. Смидовича.

В настоящее время в Мордовии 1 заповедник, основанный в 1935 году, имени Петра Германовича Смидовича, который расположен в северной части Темниковского района. Занимает свыше 32 тысяч гектар.

В заповеднике есть музей природы, куда открыт доступ всем желающим. В музее есть экспонаты почти всех представителей зверей и птиц, обитающих в заповеднике. Находится он в центральной усадьбе в поселке в 9 км от старинного города Темникова. (Слайд № 31 )

XV Закрепление темы (Слайд №32)

а) Чтение рассказа Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Катя и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда же девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Катя и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Катя собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила в кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Катя. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение вы считаете правильным?

Вы уже знаете, что пластиковые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок и консервных банок могут пораниться животные. Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека.

б) Стих В.Шифнера «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не затоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И сыпля искры посреди поляны,

Бауговые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами выжег.

Кусты свалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С морозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

Вам предстоит дома сделать памятку «Берегите лес от пожара!»

XVΙ Подведение итогов урока (Слайд №33)

- Как вы думаете, о чем должны помнить люди, придя в лес?

1. Лес – наше богатство;

2. Лес – легкие нашей планеты.

Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

-Что нового узнали на уроке?

(Леса очищают воздух, защищают от ветра и потоков воды. Леса занимают четвертую часть территории Рузаевского района. Охрана лесов-обязанность государства и каждого человека!)

XVΙΙ Рефлексия

         -Что на уроке было трудным и непонятным для вас?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Поблагодарить своего соседа за урок.

(Самооценка, комментарий учителя)

XVΙΙΙ Домашнее задание

Прочитать текст на с.164 – 169

Выполнить задания №2, №3, на с.76 – 77 рабочей тетради.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс "Опасности в лесу и на воде"

УМК "Школа России" Опасности леса: ядовитые грибы и растения, жалящие насекомые. Правила сбора грибов.Первая помощь при укусах насекомых. Опасности на воде, правила поведения во время купания....

Почему в лесу надо соблюдать тишину. Открытый урок по окружающему миру. 1 класс.

Учащиеся получат первые уроки о поведении в природе....

Урок по Окружающему миру 4 класс Тема: «Леса Росси».

Урок по Окружающему миру 4 классТема: «Леса Росси»....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"

Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...