Страна, открывшая путь в космос.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели | Создать условия для ознакомления с биографией Ю. А. Гагарина; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в послевоенное время; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: Страна, открывшая путь в космос.
Цели | Создать условия для ознакомления с биографией Ю. А. Гагарина; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в послевоенное время; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Приветствует: – Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать! Кроссворд | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: графический диктант | 2.Графический диктант. 3.Игра «Огоньки памяти.» 4. Игра «Неотосланная депеша». | Если высказывание верное, то ставят «+», неверное – «–» | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор | Устные ответы, карточки |
III. Изучение | Знакомство Рассказ и выступления учащихся. Работа | Звучит музыка на тему космоса. Работа со словарём. – Космонавтика (греч.) – наука, изучающая теорию Предлагает выполнить задания: • Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы знаем, что он родился • Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет состоялся в 1961 году? • Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики.) | Внимательно слушают. Делают сообщения. Делятся на 3 группы, выполняют задания на кар-точках. | Фронтальная, групповая | наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы |
IV. Практическая деятельность | Самостоятельная работа (работа Работа с учебником. Работа с карточками | – Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку. Соедините слово с его значением . – Откройте учебник (с. 151), прочитайте материал рубрики «Ларец с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы: 1. Как называлась наша орбитальная станция? 2. Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года.) 3. Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане.) – Как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? На доске прикреплены перевернутые карточки: • Слежение за погодой. • Управление полетами самолетов. • Управление курсом кораблей в океанах. • Передача телевизионного сигнала. • Организация телефонной связи. • Изобретение новых лекарств в космосе. • Открытие новых звезд астрономами. • Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты. | Выполняют Читают текст, отвечают Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются | Устные ответы, выполненные задания |
| • Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых. • Ведение военной разведки с целью защиты границы нашей Родины от врагов. • Изучение поверхности Земли и других планет и др. – Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе. – После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина-космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Демонстрирует портреты космонавтов.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения | ||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. | Читают вывод в учебнике (с. 150). | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, конт- | Устные ответы |
| Заключительная беседа. Выставление оценок | После полета он написал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить – Действительно, как прекрасна наша планета – Земля! Наша страна – Россия – является частью этой прекрасной планеты. Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире…»: – Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во Вселенную. | Отвечают | роль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха | ||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 147–149. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 3 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. (Жуков.)
2. Маршал, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года в Москве. (Рокоссовский.)
3. Город-герой на Волге. (Сталинград.)
4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. (Германия.)
5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась… (блокада).
6. Название пограничной крепости, где произошло первое сражение. (Брестская.)
Ключевое слово: КОСМОС.
Графический диктант
1. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года.
2. На СССР Германия напала 22 июня 1941 года.
3. Шесть городов получили звание «город-герой».
4. Блокада Ленинграда длилась 800 дней.
5. В 1943 году советские войска перешла в наступление.
6. Летом 1943 года разгорелось сражение под Курском.
7. В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.
8. В апреле 1945 года начался штурм Берлина.
9. Штурмом руководил полковник Г. К. Жуков.
10. 9 мая – День Победы.
11. Свыше 27 миллионов человек потеряла наша страна в этой войне.
Ответы: 1 (+). 2 (+). 3 (–). 4 (–). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (+). 11 (+).
Рассказ и выступления учащихся о развитии советской космонавтики
1 группа Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.
Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.
Сергей Павлович Королев (1906–1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
2 группа Открываем первую страницу книги истории освоения космоса: строительство космодрома.
Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.
3 группа Открываем следующую страницу книги освоения космоса: запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая, – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.
4группа Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди еще очень мало знали о космосе, а космические аппараты еще не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
5 группа Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет человека в космос.
После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звездам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесемся на более чем 50 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…
6 группа Открываем следующую страницу книги освоения космоса: выход человека в открытый космос.
Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
Достижения нашей страны в области космоса велики:
Первыми направили космическую станцию на Луну. Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, – советский «Луноход-1».
Первыми создали искусственный спутник Луны. В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.
Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу. В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. А в 1966-м станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс-3» совершил посадку в Южном полушарии Марса.
Сейчас полеты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звезды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита», «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами.)
Самостоятельная работа (по карточкам)
Космонавтика | От латинского «orbita» – колея, путь |
Космодром | Человек, испытывающий космическую технику в космическом полете |
Космический корабль | Комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей |
Космонавт | Застекленное непроницаемое окно на корабле |
Скафандр | Индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, отличных от нормальных |
Иллюминатор | Космический аппарат для полета человека в космос |
Невесомость | Пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите |
Орбита | Отрасль науки для исследования и освоения космического пространства |
Орбитальная станция | Состояние, при котором отсутствует сила притяжения |
Игра «Огоньки»
1. Имя последнего русского царя. (Николай.)
2. Когда отмечалось 300-летие со дня избрания Романовых на царство? (1913 г.)
3. Что такое партия? (Особая общественная организация, ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве.)
4. Как называлась партия сторонников В. И. Ленина? (Большевики.)
5. Когда началась Первая мировая война? (1914 г.)
6. Когда к власти пришли большевики? (1917 г.)
7. Кто воевал в Гражданской войне? (Граждане одной страны.)
Дидактическая игра «Неотосланная депеша»
1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно». (Наполеон.)
2. «Нужно отменить крепостное право сверху, пока они не отменили его снизу». (Александр II.)
3. «Долой царя! Да здравствует республика». (Большевики, В. И. Ленин.)
4. «Я отрекся от трона спустя четыре года после 300-летия со дня избрания Романовых на царство». (Николай II.)
Дидактическая игра «Узнай исторические события»
На доске записаны цифры: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.
Ответы:
1812 г. – Отечественная война, Бородинская битва.
1861 г. – отмена крепостного права.
1914 г. – Первая мировая война.
1917 г. – Октябрьская революция.
1922 г. – образование СССР.
Дидактическая игра «Историческое домино»
Карточки:
Великая Отечественная | 1922 год | СССР | 15 |
Количество | Москва – столица | 1918 год | Большевики |
Коммунисты | Октябрьская | 1917 год | В. И. Ленин |
Вождь большевиков | Первая мировая | 1914 год | 1941 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...
тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....
Страна, открывшая путь в космос
Презентация к уроку....
Страна, открывшая путь в космос
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...
Презентация к уроку "Страна, открывшая путь в космос"
Предмет "Окружающий мир". Класс: 4....
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...