Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект по окружающему миру "Севера на юг". УМК Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir._s_severa_na_yug.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
УМК: Перспектива.
Цели: сформировать представление о природных зонах России; познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, взаимосвязями в природе), со значением природных зон для человека, с понятием высотная вертикальная поясность; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью условных обозначений определять природные зоны на карте, характеризовать их, перечислять их в правильной последовательности; анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем; объяснять зависимость горизонтальной поясности or степени нагревания солнечными лучами; объяснять причины смены природных зон с севера на юг, причины смены зон в областях высотной поясности.
Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, модель вращения Земли вокруг Солнца, слайды с видами картин природы в разных зонах, карточки для проверки знаний.
II. Самоопределение к деятельности
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг
— Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
- Какие картины природы увидел автор на севере нашей Родины? на юге?
- Почему в одно и то же время года картины природы на севере и юге нашей страны так отличаются? (Ответы учеников.)
(Далее ученики отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 74.)
- Прочитайте тему урока.
- Сформулируйте задачи урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым видом карты — картой природных зон.
- Рассмотрите ее на с. 74—75.
- Работа по карте
- Сравните цвета на физической карте и карте природных зон. Что вы заметили?
- Что обозначают цвета на физической карте? (Высоту на уровнем моря.)
- Что обозначают цвета на карте природных зон? (Вид при родной зоны.)
- Работая в парах, определите, какие природные зоны есть на территории России.
- В каких природных зонах вы побывали, когда путешествовали с родителями?
- Что вы можете рассказать о погоде, животном и раститель ном мире этих зон?
- Как вы можете объяснить расположение зон с севера на юг? Почему на севере находятся арктическая зона и тундра, а на юге — степи и лесостепи? (Ответы учеников.)
- Как вы понимаете термин область высотной поясности? (Ответы учеников.)
- Беседа
(Учитель с помощью демонстрационной модели вращения Земли вокруг Солнца или схемы в учебнике на с. 76 объясняет материал урока.)
- Как вы поняли, чем объясняется смена поясов с севера на юг? (В северных районах нашей страны солнечные лучи скользят по поверхности Земли, нагревая ее слабо. А в южных районах солнечные лучи падают отвесно, и поверхность Земли нагревается сильнее.)
Высотная поясность — это закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты (высоты над уровнем моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв.
Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 °С, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2—3 км увеличиваются облачность и количество осад
В результате температура воздуха снижается по мере роста соты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков за барьерного эффекта — горы создают барьер при продвижении облаков.
- Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? (Понижаются температура, давление воздуха; мало кислорода; больше ультрафиолетовых лучей.)
- Как вы думаете, в каких горах природа разнообразнее: в высоких или низких? (Ответы учеников.)
Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. Надо отметить, что чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. А первая природная зона находиться у подножия, в которой находятся горы.
.
IV Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Учащиеся в парах работают по рубрике «Подумаем!» на с. 77. (атем проверяют себя на «Страничках Умного Совенка» (с. 139).)
- Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1-3 (с. 42-43).
(Выполняются с коллективной проверкой по карте природных зон.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№5 (с. 44).
(Проверочная работа с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Один ученик читает ответы с севера на юг, учащиеся проверяют друг друга в парах.)
- Что нового вы узнали на уроке, путешествуя по России?
- Почему происходит смена природных зон?
- Чем объясняется смена природных зон в областях высотной поясности?
- Как связаны неживая и живая природа в природной зоне?
- В какой природной зоне мы живем?
- Учебник: прочитать статью на с. 76; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 77.
- Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7, с. 44—45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...