Урок окружающего мира «Школа первой помощи» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3А классе. Тема урока «Школа первой помощи». Урок практической направленности с использованием электронного приложения к учебнику. Формы познавательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, направлены на поддержание познавательной активности учащихся. На уроке задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_konspekt.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новолядинская средняя
общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22
тел. 8(4752) 65-31-53
E-mail:rcschool@yandex.ru
Разработка урока
окружающего мира
по теме «Школа первой помощи»
3 класс
(УМК «Перспектива»)
Автор разработки: Курочкина Л.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016
№ | Параметр | Описание | |||
Учебный предмет, класс | Окружающий мир, 3 класс | ||||
Тема раздела | Дом как мир | ||||
Тема урока | Школа первой помощи | ||||
Цель урока | Научить пользоваться ртутным и электронным термометрами, оказывать первую помощь при ушибах, порезах, ожогах, обморожениях, солнечных ударах. | ||||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | |||
Знать: - устройство ртутного и электронного термометров, правила пользования ими; - правила по оказанию первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании; - о службах оказания первой помощи. Уметь: - измерять температуру своего тела; - оказывать элементарную первую медицинскую помощь | Личностные умения: - проявлять желание вести здоровый образ жизни; - проявлять сочувствие и сопереживание по отношению к людям, нуждающимся в помощи. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать его в активном словаре; - определять изменения температуры тела человека и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: -выполнять задания по намеченному плану; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | ||||
Организация образовательного пространства | Фронтальная работа, работа, в группах, самостоятельная, практическая работа | ||||
Оборудование и материалы | Для учащихся | Для педагога | |||
-Учебник «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс.2 часть», 2013г. -Рабочая тетрадь «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс.2 часть», 2013г. | -Учебник «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс.2 часть», 2013г.; -Рабочая тетрадь «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс.2 часть», 2013г.; - Электронное приложение к учебнику; - Компьютер, мультимедийный проектор, экран; - ртутный и электронный термометры; -аптечка (йод, бриллиантовая зелень, перепись водорода, вата, ватные палочки, бинт, стерильные салфетки, лейкопластырь) |
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
В это утро я шла на работу и наблюдала за облаками, деревьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
II Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Какие органы чувств помогают любоваться окружающим миром и изучать его? (Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)
- Какие органы человека обеспечивают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?
- Соедините линиями слова в левом и правом столбиках. (Интерактивная доска)
- Проверьте, как вы выполнили это задание в рабочей тетради.
- Какие правила гигиены вы знаете?
- Почему необходимо соблюдать эти правила? (Быть здоровым)
- Что значит «Быть здоровым»?
- Какие факторы могут помешать нам быть здоровыми?
(Каждый человек может заболеть, получить травму и должен знать как надо помочь)
Даже человек, внимательный к своему здоровью, может заболеть. Если вы себя почувствовали плохо, прежде всего постарайтесь понять, отчего это произошло. Вы простудились, гуляя под дождем, или перегрелись на солнце? Вы упали и ударились или поранили кожу? При небольших травмах каждый из нас может оказать помощь самому себе или своим близким.
- Определите тему урока?
III Изучение нового
- Сегодня мы с вами становимся учениками школы первой помощи. СЛАЙД
Мы научимся:
- пользоваться медицинскими термометрами,
- пользоваться номерами телефонов экстренной помощи,
- оказывать первую помощь при лёгких травмах, обморажении, перегревании.
Но вначале, определим уровень знаний. Заполните таблички (поставить «+») СЛАЙД
Хорошо знаю | Что-то знаю | Не знаю, но хочу знать | Не знаю, мне это не понадобится | |
Как пользоваться термометром | ||||
Что делать при лёгких травмах | ||||
Что делать при ожогах | ||||
Что делать при обморожении | ||||
Что делать при перегревании |
- Поднимите руки, кто поставил крестик в последней колонке? Объясните свой выбор. (Эти знания мне не нужны. Лечением должны заниматься врачи.)
- Поднимите руки, кто поставил крестик в предпоследней колонке? (Знания по оказанию первой медицинской помощи необходимо знать всем.)
Вывод: здоровьем детей занимается детский врач (педиатр), но и сам человек должен уметь определить, здоров он или нет, и постараться оказать себе первую помощь. В жизни бывают разные ситуации, не всегда рядом может оказаться медработник.
- Поднимите руки, кто поставил крестик в первой колонке. Вы будете помогать при объяснении нового материала.
- Занятия в школе первой помощи начинаются. (ЗВОНОК)
Наш первый мини-урок посвящен прибору, который точно скажет, что здоров ты или болен. СЛАЙД
Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр).
- О каком термометре идет речь?
- Что знаете о термометре?
(Термометр – это стеклянная трубка, в которой есть шкала с делениями и тоненькая трубочка с ртутью или красной жидкостью.
Термометры измеряют температуру воздуха, воды тела и самых разных веществ.)
Работа с электронным приложение, текст №3 (первая помощь при плохом самочувствии)
-Что необходимо сделать, если почувствовали себя плохо?
- Что знаете о термометре?
- Послушаем объяснение.
- Работа с электронным приложением, текст №4, работа по фотографиям (показано строение термометров)
- Сравните термометры (на столах).
- Почему с ртутным термометром нужно обращаться очень аккуратно?
(Ртуть - очень ядовитый металл. Если вдруг вы случайно разобьете такой термометр, то нельзя трогать ртуть руками, необходимо сразу позвать взрослых. Они соберут ртуть в плотно закрывающуюся емкость)
- Что такое шкала? (линейка с делениями в различных измерительных приборах).
- Назовите значение слова «градус» (единица измерения температуры).
- Укажите границу между нормальной и повышенной температурой тела человека. (37)
- Назовите значение слова «дисплей» (экран)
Выполнение заданий по Рабочей тетради с.40-41
№1, с взаимопроверкой в парах (отметить нужную температуру на термометре)
№2,№3 с проверкой (записать показания ртутного термометра, отметить электронный термометр, который показывает нормальную температуру тела)
Практическая работа «Измерение температуры тела»
Правила пользования термометрами рассказывают ученики (те, кто хорошо знает) или работа проводится с опорой на инструкции (Рабочая тетрадь с.41)
- А знаете ли вы, когда появился термометр?
- И вот пока вы выполняете задание, посмотрите презентацию, которую выполнила Коренчук Мария.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТЕРМОМЕТР»
- Дома вы под наблюдением родителей измерите температуру тела ртутным и, если есть, электронным термометрами (задания № 4,5)
IV Физкультминутка
- Наш первый мини-урок закончен, сейчас будет перемена.
VI Изучение нового материала
- Наш второй урок посвящен оказанию первой помощи при легких травмах, обморожении, перегревании организма.
- Что такое «травма»? Обратимся к энциклопедии (травма (от греч. trаuma — рана), повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды).
- Как нужно вести себя, когда произошла травма?
Основные условия успеха СЛАЙД
1.Срочность оказания первой помощи
2. Быстрота
3.Правильность
4.Решительность
5.Знание
6.Умение
7.Спокойствие
Если случилась беда, мы должны обратиться к взрослым или позвонить в службы экстренной помощи. Номера телефонов экстренных служб необходимо помнить каждому.
- Почему помощь этих служб называется экстренной? (спешная, неотложная, внеочередная помощь)
- Назовите номера телефонов аварийной службы (МЧС и пожарная охрана – 01; полиция – 02, скорая медицинская служба – 03; аварийная газовая служба – 04).
РАБОТА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ доске
- Подберите к каждой картинке номер телефона.
-Чтобы правильно оказать первую помощь при лёгких травмах, необходима аптечка.
В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.
- Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка? (У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)
- Что должно быть в аптечке?
Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:
- стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;
- марлевые бинты и лейкопластырь - используют для прикрепления перевязочного пакета к ране;
- вата - ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;
- бактерицидный лейкопластырь - наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;
-раствор перекиси водорода - используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;
- йод - применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;
- палочки с накрученной на них ватой - применяются для смазывания и протирания;
- пузырь для льда - прикладывается на ушибленное место;
- термометр - используется для измерения температуры тела.
Йод и «зеленку» нельзя прикладывать непосредственно к ранке и тем более держать ватку с этими жидкостями на ранке, так как возникает химический ожог. На бактерицидном пластыре концентрация «зелёнки» намного меньше, поэтому его можно держать на ранке. Обратить особое внимание детей на то, что обработку ран производят только чистыми руками.
- При каких травмах вы могли бы помочь пострадавшим? (ушиб, порез, ожог, обмораживание, перегревание - солнечный удар).
Работа в группах
Каждая группа получает карточку с описанием ситуации и выбирает необходимые для оказания первой помощи средства, рассказывает как «будет оказывать помощь»
1.Выберете средства первой помощи.
2. Установите верную последовательность действий. Используйте учебник с.66-67
- группа – оказание первой помощи при ушибе (учебник. с. 66, 1-й абзац)
На уроке физкультуры твой одноклассник сильно ударился рукой, в области ушиба образовался синяк. До прихода врача нужно оказать помощь.
Ушиб - повреждение тканей и органов тела тупым предметом без нарушения целости кожи. На ушибленном месте могут разорваться мелкие сосуды (капилляры), кровь изливается в мышцы и под кожу, в результате чего возникает синяк.
Пострадавшего необходимо успокоить, усадить или уложить и приложить к больному месту что-нибудь холодное.
- группа – оказание первой помощи при порезе (учебник. с. 66, 1-й абзац)
На прогулке Ира упала и порезала ногу. Что нужно делать, чтобы оказать помощь Ирине?
Порез или ссадина – это повреждение кожи, образующееся в результате неосторожного обращения с острыми предметами...
При порезе необходимо промыть ранку чистой водой, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, перевязать чистым бинтом или приклеить кусочек бинта пластырем.
3группа – оказание первой помощи при ожоге (учебник. с. 66, 1-й абзац)
Лена и Оля играли в дочки-матери. Ольга гладила платье для своей любимой куклы Ляли и нечаянно коснулась рукой горячего утюга. Как помочь Ольге?
Ожог - повреждение кожи в результате воздействия высоких температур.
При ожоге необходимо сразу же полить обожжённое место большим количеством воды.
4группа – оказание первой помощи при обмораживании (учебник. с. 66, 3-й абзац)
На улице сильный мороз. Костя и Петя долго гуляли во дворе. Вдруг Костя заметил у Пети на щеке белое пятно. Что делать?
Обморожение может случиться зимой.
При обморожении охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу.
5 группа – оказание первой помощи при перегревании организма (учебник. с.67,2-й абзац)
Катя и Галя жарким днём долго играли на улице. Вдруг Катя почувствовала головокружение, тошноту, головную боль. Как поступить Гале?
Перегревание организма может наступить при жаркой погоде.
Пострадавшего необходимо перевести в тень, предложить холодный чай, к голове и шее приложить холод.
Проверка
VII Закрепление нового
Работа по Рабочей тетради с.42, №3 (запишите номера телефонов экстренной помощи)
- Выполнение проверочной работы по электронному приложению
- Самостоятельная работа по вариантам.
-Проверка по интерактивной доске.
VIII Рефлексия учебной деятельности
- Запишите окончание предложения
Я хочу быть здоровым для того, чтобы … .
- Вернемся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Рядом с каждым высказыванием поставьте «+», если на уроке вы об этом узнали что-то новое. Сравните свои знания в начале и в конце урока. Поднимите руку те, для кого этот урок был полезен.
За хорошую работу каждый получит буклет.
IХ. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с.41-43. № 3, 4, 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира в первом классе "Что мы знаем о птицах"
загадки. работа в парах . группой. коллективная работа учащихся кормушки из подручных средств...
Урок окружающего мира "Твое первое знакомство со звездами. "Солнечная семья" (Начальная школа XXI века)
Урок в игровой форме знакомит учеников с достаточно сложными терминами, дает первичное представление о солнечной системе....
Окружающий мир. Школа первой помощи.
Урок по теме: "Школа первой помощи"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...
Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"
Класс 1УМК ПерспективаПредмет Окружающий мирТема Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...
Конспект урока по окружающему миру "Школа первой помощи" УМК "Перспектива"
Цель: формирование понятия "первая помощь" и способов оказания первой помощиПланируемые результаты:Предметные:Знать:- об устройстве ртутного и электронного термометров, правилах пользования ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Школа первой помощи» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирований умений пользования медицинскими термометрами, пользования номерами телефонов экстренной помощи и оказание первой помощи при легких травмах, обм...