Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
| Прозвенел звонок Начинаем наш урок Р, вы готовы?
- Р., подойдите ко мне ближе. Образуйте круг, прикоснитесь ладонями, почувствуйте теплоту друг друга, улыбнитесь. Подарите свою улыбку мне и нашим гостям. - Сегодня урок необычный у нас Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать.
Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке
-Приготовьте листы оценивания, по ходу урока заполняйте таблицу
| Настраиваются на урок.
Окружающий нас мир Интересно познавать, Его тайны и загадки Мы готовы разгадать!
Улыбаются друг другу.
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Устные ответы | Работа в группе | Выступление | Всего баллов | | | | | Сам(а) себя оцениваю | Оценивает одноклассник(ца) | Оценивает учитель | | | | | |
| Слайд 1 Слайд 2
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цель: Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность.
Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал).
Микроитог: | Давайте определим наши действия на уроке: У Р О К
- Сегодня мы отправимся в необычную экспедицию. Но мы не можем отправиться на прогулку, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущих занятиях
- Что называется окружающей средой? (Окружающей средой называют всё, что окружает живые существа, среди чего они живут) - Какие условия необходимы для растений? (Свет, тепло, вода, воздух, почва) - Сколько ярусов имеет лес? (4) (Деревья, кустарники, растения, мхи и лишайники)
- Сколько необходимых условий нужны для животных? (5) (Свет, тепло, вода, воздух, пища)
- Молодцы! С вопросами справились. | У- учиться, узнавать новое, удивляться Р- рассуждать, рассказывать, развивать мышление О- открывать новые знания, обсуждать К- критически мыслить
Работают по структуре МИКС- ПЭА-ШЭА
Ученики СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, когда музыка прекращается с ближайшим партнёром ОБРАЗУЮТ ПАРУ, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (развёрнутые ответы)
Работают по структуре МИКС-ФРИЗ-ГРУП
Ученики СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, когда музыка прекращается ЗАМИРАЮТ, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Ответы детей. | Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
III. Выявление места и причины затруднения Цель: Подвести учащихся к формулированию темы урока. Выявление места и причины затруднения.
| - Р., для чего мы повторили свои знания? А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, посмотрев клип - Куда совершим путешествие? - Какова тема урока? - А вы знаете, с кем дружит берёзка? - Кто является обитателем берёзовой рощи? Пока мы этого не знаем. А вы хотели бы узнать о берёзовой роще?
|
-Чтобы отправиться в экспедицию Просмотр клипа «Берёзовая роща» - В берёзовую рощу (какая- то часть леса) - В берёзовой роще
| Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
|
VI. Построение проекта выхода из затруднения Цель: Подвести учащихся к постановке цели урока | - Давайте попробуем сформулировать цели урока
Постараемся узнать - «С кем дружит берёзка?» - Как приспособлены растения и животные к условиям жизни в берёзовой роще? - Какую пользу приносят берёзы людям? - Как влияет человек на окружающую среду?
| Ответы детей
-Сегодня на уроке мы научимся давать характеристику окружающей среды, выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды.
|
|
V. Реализация построенного проекта Открытие учащимися новых знаний Цель: Овладение новыми знаниями и способами действий | 1. Работа с тестом «В берёзовой роще» - Откройте учебник на 36 стр. и внимательно прочитайте текст «В берёзовой роще», после этого придётся выполнить задания. - Сейчас я предлагаю провести исследование на тему «С кем дружит березка? Как приспособлены растения и животные к условиям жизни в берёзовой роще?» - Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате для нашего урока -Что вы видите? -Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? Далее мы будем работать в группах Одна группа будет изучать растительный мир берёзовой группы Вторая группа будет изучать животный мир берёзовой группы Повторим ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ - Расскажите, что вы узнали об окружающей среде берёзовой рощи. Расширение знаний детей по теме урока Про типичные растения и животные берёзового леса вы уже рассказали. Как вы думаете, кроме них ещё другие растения и животные обитают? Конечно же, можно увидеть и других растений, птиц, зверей, насекомых Береза, как и душа русского человека щедра и многогранна. В старину о ней пели в народе как о дереве «о четырёх делах». Первое дело – мир освещать, Второе дело – крик утешать, Третье дело – больных исцелять, Четвёртое дело – чистоту соблюдать. Объясните, что имел ввиду русский народ, говоря так о берёзе. - Как используют берёзу в медицине? - Что делают из бересты? - Какую пользу приносят берёзки людям? Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. 2017 год в РТ и РФ посвящён Году Экологии. – Р., что вы намерены сделать в Год Экологии? Сегодня мы с вами отправились в берёзовую рощу. С какой просьбой обратились бы к нам жители берёзовой рощи? - Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Березовый сок очень полезен, в нём содержатся витамины и микроэлементы, так необходимые нашему организму. Но, к сожалению, очень часто берёзки страдают от того, что мы неправильно берём берёзовый сок. Подрубленные топором берёзки часто погибают, березовый сок закисает и на деревьях можно наблюдать розовую пену. - Как правильно нужно собирать берёзовый сок?
| Индивидуальная работа Самостоятельно знакомятся с типичными животными и растениями берёзового леса.
-На плакате берёзы и трава - Не хватает животных и других растений
1 группа изучают растительный мир берёзовой рощи
2 группа изучают животный мир берёзовой рощи
Уважайте мнение друг друга Говорите по очереди Не согласен – предлагай своё мнение Говори по делу Дети рассказывают, что узнали из учебника. Выступления учащихся оцениваются
Ответы детей
Учитель дополняет плакат рисунками
Использование берёзы человеком
- Не шуми в лесу - Не оставляй мусор - Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых -Не ломать ветки деревьев и кустарников. -Не рвать много цветов. -Нельзя брать диких животных домой. -Не разорять птичьи гнёзда. -Не сбивай грибы, даже несъедобные. -Не разводить костры, чтобы не случился пожар -Стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
Нужно соблюдать правила сбора березового сока. Просверлить небольшое отверстие; Вставить желобок; Набрав березового сока обязательно замазать рану садовым варом или глиной.
|
Слайд 10-16 Слайд 17 зарядка
Слайд 18
Слайд 19-22
Слайд 23 Слайд 24
Слайд 25
|
Физкультминутка
| Настрой учителя | Выполнение упражнений под музыку | Слайд 17 зарядка |
VI. Первичное закрепление во внешней речи Цель: Закрепление знаний и способов действий (фронтально) | -Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое" -Какие из этих слов подходят для описания берёзы? -Почему в берёзовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке? |
- Светолюбивое, засухоустойчивое, холодостойкое - Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения, как и на опушке
|
Слайд 26
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Применение знаний и способов действий | 1. В берёзовой роще растут А. влаголюбивые растения Б. теневыносливые растения В. светолюбивые растения 2. Морозные зимы берёза переносит: А. легко Б. тяжело 3. В берёзовой роще растут А. Иван-чай Б. Иван- да-Марья В. купальница 4. Иволга питается: А. насекомыми и их личинками, а также плодами и ягодами Б. зернышками и семенами растений В. хлебом 5. Какого цвета у иволги наряд А. жёлто-чёрный Б. чёрно-белый В. коричневый
1. Берёзовая роща – это А. лес, где в основном растут ели Б. лес, где в основном растут рябины В. лес, где в основном растут берёзы 2. Берёза – растение: А. холодостойкое Б. теневыносливое В. влаголюбивое 3. Пища ворон – это А. насекомые Б. насекомые, мыши, лягушки и семена растений В. зернышки и семена растений 4. Какого цвета у иволги наряд А. жёлто-чёрный Б. чёрно-белый В. коричневый 5. Чем питается крот? А. червями и насекомыми Б. пауками В. птицами - Проверьте правильность выполнения задания по слайду. Вопросы были разные, но буквы вариантов ответа были одинаковые.
| Сверяют с правильным вариантом ответа партнёрами по лицу
Ответы 1. в 2. а 3. б 4. а 5. а
1. в 2. а 3. б 4. а 5. а | Слайд 26
Слайд 27
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цель: Повторение, закрепление полученных знаний для обеспечения содержательной непрерывности | - Назовите все новые понятия, которые встретились в тексте
- Распределите карточки на разные категории
- Назовите окружающую среду берёзовой рощи?
- Приведите примеры взаимосвязей окружающей среды берёзовой рощи в схеме Как поэты, художники и музыканты восхищаются красотой берёз?
Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечна земля Русская! | 1.Работа ведётся по структуре «ДЖОТ ТОТС» «Запишите мысли» Учащиеся заполняют центр стола листочками разными понятиями по изученной теме. 1.Участники громко проговаривают слово по данной теме. 2. Записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх, не соблюдая очерёдность.
2.Работа ведётся по структуре «СОРТ КАРДС» «Рассортируй карточки»
Учащиеся распределяют карточки на разные категории. В каждой категории может быть разное количество карточек
Растения - берёзы, орешник, рябина, цветы, травы.. Птицы - иволга, ворона… Звери - крот, заяц… Насекомые- бабочки, жуки, муравьи…
Р – Н – П - З Поэты написали стихи, художники нарисовали картины, музыканты написали песни о берёзе. Сергей Есенин, Архип Иванович Куинджи, Исаак Левитан, Иван Иванович Шишкин, Пётр Ильич Чайковский Прослушивание стихотворения. Белоствольная берёза – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. Изумрудная весною, А зимою – в серебре, Машет веткой золотою Всем детишкам в сентябре. Каждый листик, как сердечко, Полюбуйся, погляди. У родимого крылечка Ты берёзку посади (Стихотворение заранее выучено учеником) | Слайд 25
Слайд 28 Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
|
IX. Рефлексия учебной деятельности Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание Цель: Повторение, закрепление полученных знаний | Итак, ребята, наш урок-экспедиция подходит к концу. - Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Как вы думаете, добились этих целей? -Каким способом? - С кем дружит береза? - Есть ли необходимые условия для растений и животных в берёзовой роще? - Ещё что нового вы узнали на уроке? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать?
Р., над берёзовой рощей появились солнышко и тучка. Если вам было интересно на уроке и всё было понятно – прикрепите к солнышку желтый лучик; если вам было интересно, но возникали трудности при ответах на вопросы – оранжевый лучик; если вам было не интересно и всё было непонятно – прикрепите капельки к тучке (Над берёзовой рощей засверкало солнышко и прогнало тучку) -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.
1. Решить кроссворд в р/т с.20. 2* Составить книжку-малышку про берёзовую рощу |
Учитель раздаёт кружочки «Умница», «Умник», За старание»
|
Слайд 31
|