Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цели и задачи открытого урока направлены на: закрепление знаний  признаков зимы; формирование у детей представления о зимних изменениях в природе; воспитание любви к природе и стремления ее охранять; расширить знания детей о зиме, как времени года и изменениях в природе; развивать внимательность и интерес при наблюдении за зимой как временем года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е.П. Глинки» Министерства обороны РФ

Общеобразовательная школа санатория

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и

образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

для детей с ДЦП, УО 1класса

                                                              учитель-дефектолог

                                                                                Танченко Елена Владимировна

2016-2017 учебный год

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и

образовательная деятельность по художественно-творческому развитию детей с ДЦП, УО 1класса

«Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

Цель урока: Закрепить знания  признаков зимы.

Цель деятельности учителя: формировать у детей представление о зимних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе и стремление ее охранять. 
Цель деятельности ученика: знать о зимних изменениях в природе, знать зимние месяца, называть признаки зимы

Цели: закрепить знания  ребят о зимних явлениях, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;  воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение устанавливать аналогии;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Задачи:

1. Расширить знания детей о зиме, как времени года и изменениях в природе. 
2. Развивать внимательность и интерес при наблюдении за зимой как временем года. 

3. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру. 
Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, практический, наглядный, репродуктивный.

Оборудование: картинки с изображением зимы, картинки с одеждой разных сезонов, загадки о зиме, картинки осени

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.  

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                                                                                                                                        

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                    

Повернитесь-ка друг к другу.

Улыбнётся друг пусть  другу.                                                                                                                                                                                                                

Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.                                                                                                                      

Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.                                                                                                        

Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                                          

Все легонечко вздохнём,                                                                                                                                                  

Разговор наш заведём...

Актуализация знаний.

-Посмотрите кругом, что это за картинки?

-Как вы думаете какое время года на них изображено?

- Почему вы так решили?

- А сейчас, у нас, какое время года заканчивается?

- Да правильно, молодцы! И сегодня мы повторим все, что знаем о зиме.

- Рассматривая картинки зимы, мы будем вспоминать признаки зимы, а помогут нам загадки.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Самое красивое и необычное явление зимы? Ну конечно же СНЕГОПАД.

- Что это такое?

БЕСЕДА О СНЕГЕ

 Снег – замёрзшая вода

- Как образуются снежинки, кто знает? Какие они бывают?

Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы. Еще бывает снежная крупа- маленькие, белые, круглые крупинки. Картинки посмотрели, вспомнили о снеге, а теперь – разминка:

Динамичная разминка «Снежинки»

Мы снежинки молодцы,

Кружимся мы от души.

Раз снежинка вверх взлетела,

Два снежинка вниз слетела,

Три снежинка полетела,

А потом лететь устала,

И на стул она упала.

- А что же дикие животные делают зимой? А птицы? (Рассматриваем картинки и рассказываем)

-Как помогают люди зимующим птицам?

  1. Совместное открытие новых знаний.
  1. Отгадывание загадок.

– А теперь вспомним зимние месяца. Помогут нам в этом загадки.

  1. Какой месяц год кончает, зиму начинает?  (декабрь)
  2. Этот месяц – году начало, зиме середина!  (январь)
  3. А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга.  (февраль)

Названия месяцев повесить на доску.

2) Рассматриваем следующие картинки.

- На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?

- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?

 Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.

3)  Игра « Что лишнее?»

- А сейчас я вас приглашаю в магазин.

На столе лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.

- Купить у меня можно то, что подходит для зимнего времени года.

По одному человеку выходят и «покупают» одежду. С купленной одеждой стоят у доски.

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться, объяснения детей). Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.

Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.

- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела.  

4) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы).

- Внимательно рассмотрите.

- Давайте, их сравним.

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком  «холодно» на доску.

- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.

5) Рисование снежинок.

- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. Нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

6) Физразминка

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

7) – Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

8) – Какие изменения происходят с деревьями зимой?

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.

 Повесить этот признак на доску.

- Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)

- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки( хвоинки), потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.

ИГРА « СКАЖИ ЛАСКОВО»

Снег-

Лед-

Ветер-

Мороз-

Метель-

III. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Какие признаки характеризуют зиму?

     -Какой месяц заканчивает зиму?

- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку.

- Покой и умиротворение, красоту зимней природы выразили в своих стихах русские поэты. Давайте послушаем.

Чтение стихотворений:

И. Суриков «Зима», М. Познанская « Снег идёт»,  С. Есенин «Берёза».

Использованные источники.

  1. Стихотворение  И. Сурикова «Зима». http://allforchildren.ru/poetry/winter29.php
  2. Стихотворение М. Познанской «Снег идёт». http://ny.uaua.info/article/sneg-idet/
  3. Стихотворение С. Есенина «Берёза». http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm

Самоанализ открытого урока по познанию окружающего  мира «Зима»

Цели и задачи открытого урока направлены на: закрепление знаний  признаков зимы; формирование у детей представления о зимних изменениях в природе; воспитание любви к природе и стремления ее охранять; расширить знания детей о зиме, как времени года и изменениях в природе; развивать внимательность и интерес при наблюдении за зимой как временем года.

Для психологического настроя я использовала загадки о зиме. С помощью проблемных вопросов нацелила учащихся на успешное участие в открытом уроке, помогла определить тему урока, создала ситуацию для сплочения, доброжелательного отношения между детьми.

В начале урока с детьми рассматривали картинки  о природе зимой («Времена года»),  работали по учебнику, составляли рассказ по картине, подбирали пословицы и поговорки, работали в дневнике наблюдений, рисовали снежинки. Ранее наблюдали за снегопадом, рассматривали снежинки, заснеженные деревья, кормили птиц.

В заключении открытого урока дети рассказали о своих впечатлениях полученных на уроке и о том, что они запомнили из пройденного материала.

Выводы: проведённый открытый урок достиг поставленных целей и задач. Он способствовал  воспитанию бережного отношения к природе, носит высокое познавательное и воспитательное значение. Я считаю, что дети закрепили знания о зиме, ее признаках и природных изменениях. Научились видеть признаки зимы и называть их, стараются отгадывать загадки. Слушают стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок окружающего мира по теме "Предметы и их признаки"

Цели:слушать и понимать речь других Предметные·         научить выделять и описывать признаки предметов·...

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

Цель урока: Закрепить знания  признаков зимы.Цель деятельности учителя: формировать у детей представление о зимних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе и стремление ее охр...

Разработка урока окружающего мира на тему "Зима. Зимние месяцы".

Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Материал размещён на сайте: http://magistr42....

Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Здания и их признаки»

Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Здания и их признаки»...