Внеурочная деятельность "Юные краеведы" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа курса посвящена изучению окружающего мира, освоению пространства, начиная от самого себя: от осознания: я - человек, ученик. Изучение пространства класса, затем - школы, микрорайона, города. Изучение природного мира, культуры и истории своего края происходит в процессе активной познавательной деятельности: экскурсии по школе, микрорайону, городу, создание плана класса, пришкольной площадки, изготовление макета школы и других моделей помогает детям ощутить себя способными к любой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-b_kl._vneur._yunye_kraevedy.docx | 652.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы курса «Окружающий мир» В. В. Степановой, программы С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края».
Программа ориентирована на детей 7-9 лет, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по окружающему миру, является составной частью единого комплекса занятий в урочное и внеурочное время.
Цели и задачи курса
Цель: развитие индивидуальности каждого учащегося в процессе изучения природного мира, культуры и истории своего края; привитие любви к малой родине.
Задачи:
- формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области
- социальная адаптация учащихся;
- развитие группового взаимодействия: умения планировать совместные действия с группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,
реализовывать задуманное и т.д.
- развитие творческих способностей;
- повышение мотивации учащихся.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 1 год, 33 часа (1 час в неделю)
Содержание курса
Курс «Юные краеведы» направлен на решение важнейшей задачи: становление целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса связана (интегрирована) тематически и методологически с другими курсами внеурочной деятельности, например, «Математика вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!», а также с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
В процессе изучения данного курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах окружающего мира, явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся.
Изучение окружающего мира, в частности, родного края, начинается с работы над темами, личностно значимыми для каждого человека («Наш дом», «Моя семья», «Наша школа» и др.).
Основные разделы программы: «Я - ученик», «Наш город», «Наш край», «Богатства нашего края».
Постепенно происходит расширение картины известного для ребенка мира: от родного порога, школы мы отправляемся в путешествие по своей улице, затем – по улицам города, просторам родного края, страны, планеты.
Все темы, включенные в данный курс, дают возможность ученикам получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений, анализа и обобщения накопленных фактов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- воспитание любви к Родине, к природе родного края;
- формирование чувства гордости за право называться смолянином;
- доброжелательность, готовность к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
•умение выражать свои представления в речи и символической деятельности (рисунке, схеме, модели);
.умение понимать речь и символы другого лица, задавать вопросы;
. умение действовать совместно с товарищами, выполняя общую работу (общий продукт);
• смысловое чтение;
• анализ и синтез объектов;
• составление целого из частей.
Предметные результаты
1)уважительное отношение к своей семье, природе и культуре родного края;
2) освоение правил нравственного поведения в мире природы и людей;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение и др. с получением информации от окружающих людей, в литературе, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 1 класса
обучающиеся научатся:
- проводить наблюдения за объектами окружающего мира;
- фиксировать изменения наблюдаемых объектов
- находить на карте основные реки и озера Смоленской области;
- определять некоторые растения, грибы, животных Смоленской области по атласу-определителю (описанию, изображению);
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края.
обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать собственный опыт;
- анализировать содержание познавательных текстов и других источников информации;
- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий;
- соблюдать основные правила поведения в природе;
- сообща работать в группе одноклассников, доброжелательно и целенаправленно по созданию общего продукта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела и темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
1 | Я – ученик Почему нужно учиться в школе | 4 ч | 02.09 | |
2 | Наша школа. Экскурсия по школе. | 09.09 | ||
3 | Наша школа. Проект «Макет нашей школы» | 16.09 | ||
4 | Наш класс. | 23.09 | ||
5 | Наш город Наш дом. Дом человека и жилище животных. | 5 ч | 30.09 | |
6 | Питание. | 07.10 | ||
7 | Посуда. | 14.10 | ||
8 | Одежда. | 21.10 | ||
9 | Мебель. | 28.10 | ||
10 | Моя семья. | 11.11 | ||
11 | Моя улица. Экскурсия. | 18.11 | ||
12 | Наш город. | 25.11 | ||
13 | Дороги и транспорт города. Экскурсия. | 02.12 | ||
14 | Виды транспорта. Экскурсия. | 09.12 | ||
15 | Наш край Растения нашего края. Экскурсия. | 8 ч | 16.12 | |
16 | Растения нашего края. | 23.12 | ||
17 | Животный мир нашего края. | 13.01 | ||
18 | Как приходит новый год. | 20.01 | ||
19 | Год, времена года. Работа с глобусом. Моделирование смены освещенности нашей планеты зимой и летом. | 27.01 | ||
20 | Жизнь в зимнем лесу. | 03.02 | ||
21 | Зимующие в наших краях птицы. | 10.02 | ||
22 | Проводы зимы. Социальный проект « Цветы у нашей школы» | 24.02 | ||
23 | Богатства нашего края Водоемы нашего края. | 11 ч | 02.03 | |
24 | Чем отличаются озеро и река. | 09.03 | ||
25 | Для чего людям нужен лес. | 16.03 | ||
26 | Что такое полезные ископаемые. | 06.04 | ||
27 | Что значит пришла весна. Экскурсия | 13.04 | ||
28 | Куда бегут ручьи. Экскурсия. | 20.04 | ||
29 | Стороны горизонта. | 27.04 | ||
30 | Жизнь растений и животных весной. Экскурсия. | 04.05 | ||
31 | Жизнь растений и животных весной. Презентации проектов «Цветы у нашей школы», «Макет школы» | 11.05 | ||
32 | Путешествие по карте нашей Родины. | 18.05 | ||
33 | Что узнали, чему научились. | 25.05 |
Учебно-методические средства обучения
- В. В. Степанова «Введение в учебную деятельность» – Смоленск: Универсум, 2012.
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» – Смоленск, 2012.
- Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
- Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.
- А.Плешаков. От земли до неба: Атлас- определитель: Пособие для учащихся.- М.: «Просвещение», 2010.
- А. А. Калецкий «Калейдоскоп натуралиста». – М.: «Просвещение», 1997.
- http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...