Внеурочная деятельность "Юные краеведы" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Каменкова Лилия Рафаиловна

Программа курса посвящена изучению окружающего мира, освоению пространства, начиная от самого себя: от осознания:  я - человек, ученик. Изучение пространства класса, затем  - школы, микрорайона, города.  Изучение природного мира, культуры и истории своего края происходит в процессе активной познавательной деятельности: экскурсии по школе, микрорайону, городу, создание плана класса, пришкольной площадки, изготовление  макета школы и других моделей помогает детям ощутить себя способными к любой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-b_kl._vneur._yunye_kraevedy.docx652.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\107CANON документы\РП\РП вн. 1 Краеведы.JPG                               

                                     Пояснительная записка

   Рабочая программа  курса  создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской  программы  курса  «Окружающий мир»  В. В. Степановой, программы С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края».

   Программа ориентирована на детей 7-9 лет, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по окружающему миру, является составной частью единого комплекса занятий в урочное  и внеурочное время.

                                           Цели и задачи курса

Цель: развитие индивидуальности  каждого учащегося в процессе изучения  природного мира, культуры и истории своего края; привитие любви к малой родине.

Задачи:

  • формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области
  • социальная адаптация учащихся;
  • развитие группового взаимодействия: умения  планировать совместные действия  с  группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,

реализовывать задуманное и т.д.

  • развитие творческих способностей;
  • повышение  мотивации учащихся.

                                   Место курса в учебном плане

    Программа курса рассчитана на 1 год, 33 часа (1 час в неделю)

                                     Содержание курса

      Курс «Юные краеведы» направлен на решение  важнейшей задачи: становление целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса  связана (интегрирована) тематически и методологически с  другими курсами внеурочной деятельности, например, «Математика вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!», а также с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

В процессе изучения данного курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах окружающего мира, явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся.

    Изучение окружающего мира, в частности, родного края,  начинается  с работы над темами, личностно значимыми для  каждого человека («Наш дом»,  «Моя семья», «Наша школа» и др.).

Основные разделы программы: «Я - ученик», «Наш город», «Наш край», «Богатства нашего края».

   Постепенно происходит расширение картины известного для ребенка мира: от родного порога, школы  мы отправляемся в путешествие по своей улице, затем – по улицам города, просторам родного края, страны, планеты.

   Все темы, включенные в данный курс, дают возможность  ученикам  получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений,  анализа и обобщения накопленных фактов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • воспитание любви к Родине, к природе родного края;

  • формирование чувства гордости за право называться смолянином;

  • доброжелательность, готовность к взаимодействию  со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты

•умение выражать свои представления  в речи и символической деятельности (рисунке,  схеме, модели);

.умение понимать речь и символы другого лица, задавать вопросы;

. умение действовать совместно с товарищами, выполняя общую работу (общий продукт);

• смысловое чтение;

• анализ и  синтез объектов;

составление целого из частей. 

Предметные результаты

1)уважительное отношение к своей семье, природе и культуре родного  края;

2) освоение правил нравственного поведения в мире природы и людей;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение и др. с получением информации  от окружающих людей, в литературе, в открытом информационном пространстве);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          К концу 1 класса

обучающиеся научатся:

- проводить наблюдения за объектами окружающего мира;

 - фиксировать изменения наблюдаемых объектов

- находить на карте основные  реки и озера  Смоленской области;

 - определять некоторые растения, грибы, животных Смоленской области по атласу-определителю (описанию, изображению);

 - различать важнейшие полезные ископаемые родного края.

обучающиеся  получат возможность научиться:

- анализировать собственный опыт;

-  анализировать содержание познавательных текстов и других источников информации;

- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий;

 - соблюдать основные правила поведения в природе;

- сообща работать  в группе одноклассников, доброжелательно и целенаправленно  по созданию общего продукта.

                     

                         Календарно-тематическое планирование

Название раздела и темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Я – ученик

Почему нужно учиться в школе

 4 ч

02.09

2

Наша школа. Экскурсия по школе.

09.09

3

Наша школа. Проект «Макет нашей школы»

16.09

4

Наш класс.

23.09

5

Наш город

Наш дом. Дом человека и  жилище животных.

5 ч

30.09

6

Питание.

07.10

7

Посуда.

14.10

8

Одежда.

21.10

9

Мебель.

28.10

10

Моя семья.

11.11

11

Моя улица. Экскурсия.

18.11

12

Наш город.

25.11

13

Дороги и транспорт города. Экскурсия.

02.12

14

Виды транспорта. Экскурсия.

09.12

15

Наш край

Растения  нашего края. Экскурсия.

8 ч

16.12

16

Растения  нашего края.

23.12

17

Животный мир нашего края.

13.01

18

Как приходит новый год.

20.01

19

Год, времена года.

Работа с глобусом. Моделирование смены освещенности нашей планеты зимой и летом.

27.01

20

Жизнь в зимнем лесу.

03.02

21

Зимующие в наших краях   птицы.

10.02

22

Проводы зимы. Социальный проект « Цветы у нашей школы»

24.02

23

Богатства нашего края

Водоемы нашего края.

11 ч

02.03

24

Чем отличаются озеро и река.

09.03

25

Для чего людям нужен лес.

16.03

26

Что такое полезные ископаемые.

06.04

27

Что значит пришла весна. Экскурсия

13.04

28

Куда бегут ручьи. Экскурсия.

20.04

29

Стороны горизонта.

27.04

30

Жизнь растений и животных весной. Экскурсия.

04.05

31

Жизнь растений и животных весной. Презентации проектов «Цветы  у нашей школы», «Макет школы»

11.05

32

Путешествие по карте нашей Родины.

18.05

33

Что узнали, чему научились.

25.05

                          

                    Учебно-методические средства обучения

  1. В. В. Степанова «Введение в учебную деятельность» – Смоленск: Универсум, 2012.
  2. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» – Смоленск, 2012.
  3. Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
  4. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.
  5. А.Плешаков. От земли до неба: Атлас- определитель: Пособие для учащихся.- М.: «Просвещение», 2010.
  6. А. А. Калецкий «Калейдоскоп натуралиста».  – М.: «Просвещение», 1997.
  7. http://school-collection.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...