Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._okruzhayushchiy_mir.docx | 90.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИСАДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Рассмотрено на ШМО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _____________/Е.В.Фоевцова / Протокол № _____ от «____»________2016 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МКОУ «Присадская СОШ» __________/ И.Н.Лапшина/ «____»________2016 г. | Утверждено Директор МКОУ «Присадская СОШ» _____________/ Т.П.Павликова/ Приказ №_____ от «____»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3 класса
Составлено учителем начальных классов
Лаврухиной Натальей Николаевной
на основе авторской программы
«Окружающий мир» А.А. Плешакова
УМК «Школа России»
Станция Присады
2016-2017 учебный год
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру – 68 ч
3 класс
№ п/п Дата | Тема, тип | Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ЭОР, оснащение урока | |||
понятия | предметные | универсальные учебные действия | личностные | ||||
I четверть – 18 ч | |||||||
«Как устроен мир» - 7ч | |||||||
1. | Природа. Ценность природы для людей. Разнообразие природы и ее классификация. Экскурсия №1 «Что нас окружает» Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Проблема: что такое природа? Цели: познакомить с разнообразием природы и ее классификацией; научить разделять объекты живой и неживой природы; формировать представления о взаимосвязи в природе и ценности природы для людей. | Живая и неживая природа. Биология-наука о живой природе. Ценность природы для людей. | Научатся -отличать предметы живой природы от неживой природы; -классифицировать объекты живой природы; -находить взаимосвязи в природе. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека и необходимость бережного отношения к ней. Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию. | Ценностное отношение к природному миру. | учебник часть 1 с. 4 – 9 |
2. | Человек. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. Урок применения метапредметных и предметных знаний. | Проблема: какое место человека в природе? Цели: научить находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Человек – часть природы. | Научатся отличать человека от других живых существ; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран ного, здоровьесберегающего поведения. | с. 10 -15 |
3. | Проект «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Урок-проект. | Проблема: что такое природные богатства? Могут ли они иссякнуть, что необходимо для их сбережения? Цели: учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие | Природные богатства, их охрана. | Научатся -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; -соблюдать правила поведения в мире природы. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде. | с. 16 – 17 |
4. | Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Мы – граждане России. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: что такое общество? Цели: научить определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; систематизировать знания детей о родной стране; расширить знания детей о странах (государствах), символах государства, многообразии народов земли. | Человечество. Семья. Народ. Государство. Мы–граждане России. | Научатся определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать. Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке. | Формирование -основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, -осознание своей этнической и национальной принадлежности -ценностей многонацио нального российского общества; -уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. | с. 18 – 23 |
5. | Что такое экология. Экологические связи, их разнообразие. Практическая работа № 1 «Моделирование (в виде схемы) воздействие человека на природу». Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: что такое экология? Цели: дать понятие об экологии – как науке о связях между живыми существами и окружающей средой; Научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Научатся -устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой; -правилам поведения в природе. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой. Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. | с. 24 – 28 |
6. | Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. Урок- исследование. | Проблема: как сохранить природу? Цели: научить устанавливать положительное и отрицательное влияние человека на природу, называть причины исчезновения отдельных видов растений и животных. | Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | Научатся -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Самостоятель ная и личная ответственность за свои поступки. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | с. 29 – 34 |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен этот мир». Тест. Презентация проектов «Богатства, отданные людям». Контрольно-обобщающий урок. | Цели: проверить и систематизировать свои знания. | Изученные понятия. | Научатся применять свои знания на практике. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самостоятель ность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | с. 36 – 40 |
«Эта удивительная природа» - 19 ч | |||||||
8. | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Практическая работа №2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе». Урок -исследование. | Проблема: что такое тело, вещество, частица? Цели: научить - различать тела, вещества и частицы, -ставить опыты, используя лабораторное оборудование. | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | Научатся -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -различать тела и вещества, классифицировать их. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации. Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Мотивация учебной деятельности. | с. 36 – 40 |
9. | Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Кислотные дожди. Практическая работа №3 «Определение наличия крахмала в продуктах». Урок -исследование. | Проблема: какие вещества наиболее распространены в быту? Цели: познакомить с наиболее распространенными в быту веществами: поваренной солью, сахаром, крахмалом, кислотой, их свойствами, научить ставить опыты. | Химия-наука о веществах. Вещества: соль, крахмал, сахар, кислота. Наиболее распространенные в быту вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты. | Научатся -определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты; - различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | с. 41 – 45 |
10. | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: что вы знаете про воздух? Цели: научить -определять свойства воздуха; показать его значение для растений, животных и человека, -ставить опыты. | Воздух – смесь газов. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Научатся исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах. | Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; различать цель опыта, ход опыта, вывод; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран ного, здоровьесбере гающего поведения. | с. 46 – 50 |
11. | Вода. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». Урок – практика. | Проблема: что вы знаете про воду? Цели: научить -определять свойства воды практическим путём; - показать значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле. | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Научатся практическим путем исследовать свойства воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы; -рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере гающего поведения. | с. 51 – 54 |
12. | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Причины образования облаков и выпадении дождя Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: что такое круговорот воды в природе? Цели: научить определять разные состояния воды и причины образования облаков и выпадении дождя. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Научатся -различать три состояния воды, -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -моделировать круговорот воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | с. 55 – 58 |
13. | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Урок -исследование. | Проблема: почему нужно беречь воду? Цели: научить устанавливать причины загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде. | Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | Научатся устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | с. 59 – 61 |
14. | Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород, причины, последствия. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: как происходит процесс разрушения камней? Цели: научить устанавливать причины разрушения камней. | Причины разрушения горных пород в природе. Расширении твердых тел при нагревании и сжатии при охлаждении. | Понимать причины разрушения горных пород в природе. Иметь представление о расширении твердых тел при нагревании и сжатии при охлаждении. Наблюдать в природе проявления разрушения горных пород. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке. Познавательные: высказывать предположения, проверять их в ходе учебного эксперимента; моделировать процессы, происходящие в неживой природе; делать выводы. Коммуникативные: работать с текстом в паре: определять и раскрывать главную мысль, анализировать схемы. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | с. 63 – 63 |
15. | Что такое почва. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Урок – практика. | Проблема: что такое почва? Цели: научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Научатся - определять состав почвы; -обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | с. 64 – 68 |
16. | Разнообразие растений. Ботаника – наука о растениях. Практическая работа №5 «Рассматривание живых и гербарных растений». Урок развития умений и навыков. | Проблема: какие бывают растения? Цели: познакомить с основной классификацией растений, дать понятие о «видах растений»; научить определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям. | Группы растений: водоросли,. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях. | Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности. | с. 69 – 73 |
17. | Солнце, растения и мы с вами. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Практическая работа № 6 «Определение органов растений, сравнение органов различных растений». Урок изучения нового материала. | Проблема: Как связаны между собой Солнце, растения и люди? Цели: рассмотреть связь солнца, растений и людей; познакомить, как дышат и питаются растения; показать роль растений в поддержании жизни на Земле. | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | Научатся - устанавливать связь солнца, растений и людей; -рассказывать о дыхании и питании растений; -показывать роль растений в поддержании жизни на Земле. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | с. 74 – 77 |
18. | Размножение и развитие растений. Опыление. Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными». Комбинированный урок. | Проблема: как размножаются и развиваются растения? Цель: расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. | Опыление. | Научатся -характеризовать условия, необходимые для размножения растений; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений; -характеризовать стадии развития растений из семени; -работать с терминологичес ким словариком. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Ценностное отношение к природному миру. | с. 78 – 81 |
II четверть – 14 ч | |||||||
19. | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Правила поведения в природе. Экскурсия №2 «Разнообразие растений» Комбинированный урок. | Проблема: почему растения становятся редкими? Что делают люди для охраны растений? Цели: обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относиться к растениям; познакомиться с основными экологическими правилами, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения из Красной книги. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Научатся -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; -устанавливать взаимосвязи в природе; -правилам поведения в природе; объяснять экологические знаки. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; установление аналогий и причинно-следственных связей Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде. | с. 82 – 86 с. 87 – 93 |
20. | Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных. Зоология – наука о животных. Экскурсия №3 (виртуальная) «Разнообразие животных» Комбинированный урок. | Проблема: каков животный мир? Цели: актуализировать знания о животном мире; познакомить с классификацией животных по группам и видами животных; развивать умения работать с терминологическим словариком. | Зоология-наука о животных. Группы и виды животных. | Научатся - классифицировать животных по группам, приводить примеры различных видов животных; - работать с терминологическим словариком. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности. | с. 87 – 93 |
21. | Кто что ест? Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Практическая работа №8 «Моделирование цепей питания». Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта Комбинированный урок. | Проблема: на какие группы делят животных в зависимости от питания? Что такое цепь питания? Цели: актуализировать знания о животном мире; познакомить с классификацией животных по типу питания, с защитными приспособлениями растений и животных; обсудить роль хищников в поддержании равновесия в природе. | Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | Научатся -классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | с. 94 – 97 с. 98 – 99 |
22. | Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. Практическая работа №9 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки». Комбинированный урок. | Проблема: как размножаются и развиваются животные разных групп? Цели: расширить знания о жизни животных; дать представление о размножении и развитии животных разных групп; воспитывать бережное отношение к животным. | Размножение и развитие животных разных групп. | Научатся -характеризовать животных разных групп по способу размножения; -моделировать стадии размножения животных разных групп; - работать с терминологическим словариком. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | с. 100 – 105 |
23. | Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. Урок –конференция | Проблема: почему исчезают отдельные виды животных? Цели: научить правилам поведения в природе; называть факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. | Красная книга; исчезающие и редкие животные; воздействие человека на мир животных; меры по охране животного мира. | Научатся - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных; -работать с атласом-определителем и электронным приложением; - устанавливать взаимосвязи в природе; -правилам поведения в природе. Познакомятся с мерами по охране животного мира. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; использование различных способов поиска, сбора, передачи информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формирование основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. | с. 106 – 111 |
24. | В царстве грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Комбинированный урок. | Проблема: какое строение имеют грибы? Цели: познакомить со строением грибов, их разнообразием, значением в природе и жизни людей; научить различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их. | Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их. | Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран ного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | с. 112 – 117 |
25. | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. Урок изучения нового материала. | Проблема: Что такое круговорот жизни? Цели: научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Производители, потребители и разрушители. | Научатся характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители; -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | с. 118 – 120 |
26. | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Тест. Презентация проектов «Разнообразие природы нашего края». Контрольно-обобщающий урок. | Цели: проверить и систематизировать свои знания. | Изученные понятия. | Научатся применять свои знания на практике. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самостоятель ность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | |
«Мы и наше здоровье» - 10 ч | |||||||
27. | Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная система, кровеносная система, пищеварительная система. Урок изучения нового материала. | Проблема: Что такое органы и системы органов человека? Цели: актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсудить взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; научить показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. | Анатомия, физиология, гигиена. Система органов. | Научатся -характеризовать системы органов человека (их части и назначение); -показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; -измерять рост и вес человека; -работать с терминологичес ким словарём. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | с. 122 – 125 |
28. | Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств. Урок изучения нового материала. | Проблема: что мы знаем про органы чувств? Цели: научить -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулировать правила гигиены органов чувств. | Орган зрения. Орган слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания. | Научатся -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулировать правила гигиены органов чувств. | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | с. 126 – 129 |
29. | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Гигиена кожных покровов. Практическая работа №10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи». Урок изучения нового материала. | Проблема: Что защищает наш организм? Цели: практическим путём изучить свойства кожи, научить правильному уходу за ней; познакомить с приёмами оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Первой помощи при повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. | Научатся -готовить рассказ об уходе за кожей; -характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при повреждениях кожи. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | с. 130 – 133 |
30. | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Урок изучения нового материала. | Проблема: что является опорой тела человека? Цели: познакомить с опорно-двигательной системой, её ролью в организме; раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека. | Опорно-двигательная система. Осанка. | Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | с. 134 – 137 |
31. | Наше питание. Питательные вещества, необходимые организму, продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Урок изучения нового материала. | Проблема: Для чего нужно есть? Цели: познакомить с пищеварительной системой человека; учить моделировать строение пищеварительной системы; обсудить правила рационального питания. | Пищеварительная система. Гигиена питания. | Научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | с. 138 – 141 |
32. | Проект «Школа кулинаров». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Урок обобщения и систематизации знаний. | Проблема: какие полезные и вкусные блюда. Цели: закрепить знания о правильном питании, составить меню здорового питания. | Пройденные понятия. | Научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги здорового питания». Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | с. 142 – 143 |
III четверть – 20 ч | |||||||
33 | Дыхание и кровообращение. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота. Практическая работа №11 «Подсчет ударов пульса». Урок изучения нового материала. | Проблема: дыхательная, кровеносная системы Цели: познакомить с дыхательной и кровеносной системами человека. | Дыхательная система, кровеносная система. | Научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета | Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке | с. 144-146 |
34. | Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | Проблема: для чего человеку нужно быть закалённым? Цели: познакомить с закаливанием организма. | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Научатся закаливать организм, предупреждать болезни. | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | с.147-149 |
35. | Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Урок обобщения и систематизации предметных знаний. | Проблема: что такое здоровый образ жизни? Цели: познакомить со здоровым образом жизни. | Здоровый образ жизни, вредные привычки. | Научатся выполнять правила сохранения и укрепления здоровья. | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | с.150-153 |
36. | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Тест. Презентация проекта «Школа кулинаров». Урок контроля и оценки знаний. | Проблема: проверка знаний. Цели: систематизировать , обобщить, проверить знания по изученному разделу. | Сообщение. | Научатся составлять сообщения в устной форме. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | |
«Наша безопасность» - 8 ч | |||||||
37. | Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: какие опасности могут быть на улице и дома? Цель: познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире или дома. | Диспетчер. | Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять совместную деятельность в парах. | Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учебник часть 2. с. 4 – 7 |
38. | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: как надо вести себя на улицах и дорогах? Цель: познакомить с правилами безопасности на улицах и дорогах. | Пешеход, правила безопасности, велосипедист, пассажир. | Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: анализировать разные типы знаков, выполнять тесты. Коммуникативные: вступать в учебный диалог. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 8 - 13 |
39. | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Урок первичного предъявления новых знаний. | Проблема: зачем дорожные знаки? Цель: познакомит с дорожными знаками. | Дорожные знаки, сервис. | Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 14 – 17 |
40. | Проект «Кто нас защищает». Презентация проектов. Урок презентации и защиты проектов. | Проблема: кто нас защищает? Цель: познакомит с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей. | МЧС России. | Научатся работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: находить в интернете и др. источниках информации различные сведения. Коммуникативные: интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 18 – 19 |
41. | Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу. Урок применения предметных и метапредметных знаний. | Проблема: какие места в квартире, доме и ближайших окрестностях могут быть опасными? Цель: познакомить с опасными для человека местами. | Стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и другие опасные места. | Научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, задавать и отвечать на вопросы. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 20 – 24 |
42. | Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Урок применения предметных и метапредметных знаний. | Проблема: какие опасности таят в себе живая и неживая природа? Цель: познакомить с опасными природными явлениями. | Гроза, ядовитые растения, ЧС. | Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. | Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы. Познавательные: извлекать нужную информацию, понимать информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | с. 25 – 30 |
43. | Экологическая безопасность. Правила экологической безопасности. Практическая работа №12 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды». Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое экологическая безопасность? Цель: познакомить с экологической безопасностью. | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. | Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 31 – 36 |
44. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Тест. Урок контроля и оценки знаний. | Проблема: проверка знаний. Цели: систематизировать , обобщить, проверить знания по изученному разделу. | Пройденные понятия. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | |
«Чему учит экономика» - 12 ч | |||||||
45. | Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: для чего нужна экономика? Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни. | Потребности, товары, услуги. | Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 38 – 41 |
46. | Природные богатства и труд людей - основа экономики. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что составляет основу экономики? Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики. | Природные богатства, труд. | Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | с. 42 – 45 |
47. | Полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое полезные ископаемые? Цель: познакомить с разнообразием полезных ископаемых. | Месторождения, геолог. | Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатст в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | с. 46 – 50 |
48. | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Практическая работа №13 «Исследование сельскохозяйственного растения. Описание по плану». Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое растениеводство? Цель: познакомить с растениеводством как отраслью с/х. | Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство. | Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 51 – 55 |
49. | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое животноводство? Цель: познакомить с животноводством как отраслью с/х. | Животноводство. | Научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Ценностное отношение к природному миру. | с. 56 – 59 |
50. | Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: на какие отрасли можно разделить промышленность? Цель: познакомить с промышленностью как отраслью экономики. | Отрасли промышленности. | Научатся различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 60 – 63 |
51. | Проект «Экономика родного края». Презентация проектов. Урок презентации и защиты проектов. | Проблема: экономика родного края. Цель: познакомить с экономикой родного края. | Экономика. | Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: самостоятельно находить информацию из дополнительных источников. Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей по проекту. | Презентовать и оценивать результат проектной деятельности. | с. 64 – 65 |
52. | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Зарплата и сбережения. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое деньги? Цель: познакомить с ролью денег в экономике. | Деньги, рубль, заработная плата, купля-продажа. | Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться выполнить её. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Умение создавать благоприятную атмосферу, не создавая конфликтов, на уроке. | с. 66 – 70 |
IV четверть – 16 ч | |||||||
53. | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое государственный бюджет? Цель: познакомить с государственным бюджетом. | Доходы, расходы, налоги, бюджет. | Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Ценностное отношение к природному миру. | с. 71 – 74 |
54. | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое семейный бюджет? Цель: познакомить с семейным бюджетом. | Семейный бюджет, стипендия, пенсия. | Научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 75 – 78 |
55. | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: есть ли связь между экономикой и экологией? Цель: познакомить с двумя сторонами экономики-полезной и опасной. | Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. | Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 79 – 84 |
56. | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест. Урок обобщения и систематизации предметных знаний; контроль и оценка знаний. | Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. | Сообщение. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. | |
«Путешествие по городам и странам» - 13 ч | |||||||
57. | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов) и их достопримечательности. Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие города входят в Золотое кольцо России? Цель: познакомить с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России. | Города Золотого кольца. | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 86 – 97 |
58. | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца (Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир) и их достопримечательности Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие города входят в Золотое кольцо России? Цель: познакомить с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России. | Города Золотого кольца. | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | |
59. | Наши проекты: «Музей путешествий». Презентация проектов. Урок презентации и защиты проектов. | Проблема: узнать, чем интересен город, в котором побывал. Цель: познакомить с некоторыми городами нашей страны и мира. | Достопримечательности. Памятники истории и культуры. | Научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с. 98 – 99 |
60. | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие страны являются нашими соседями? Цель: познакомить со странами, которые являются нашими ближайшими соседями. | Сухопутные границы, морские границы. | Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 100 – 105 |
61. | На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие страны расположены на севере Европы? Цель: познакомить с северными европейскими государствами. | Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. | с. 108 - 117 |
62. | Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что такое Бенилюкс? Цель: познакомить со странами Бенилюкса. | Дамба. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | с. 118 – 124 |
63. | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие страны расположены в центре Европы? Цель: познакомить со странами, расположенными в центре Европы. | Фиакр. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | с. 125 – 131 |
64. | По Франции и Великобритании. Местоположения на карте, столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: что можно сказать о Франции и Великобритании? Цель: познакомить со странами Францией и Великобританией. | Страны Европы. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | с. 132 – 141 |
65. | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие страны расположены на юге Европы? Цель: познакомить со странами Южной Европы. | Страны, государства. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. | с. 142 – 148 |
66. | По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Урок первичного предъявления новых знаний | Проблема: какие достопримечательности мира? Цель: познакомить с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира. | Тадж-Махал, египетские пирамиды, статуя Свободы, сиднейская опера, озеро Байкал. | Научатся ценить памятники истории, архитектуры и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | с. 149 – 153 |
67. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Тест. Урок обобщения и систематизации знаний. | Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. | ||
68. | Итоговая комплексная работа за 3 класс. Урок контроля и оценки знаний. | Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
календарно- тематическое планирование по окружающему миру по Школе России
В планирование включён модуль по ПДД 9 часов...
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....