рабочая программа по ОКМ 1 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Киргетова Валентина Александровна

рабочая программа по математике и ОКМ с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гусинская средняя школа

Краснинского района Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол   № 1 от

Руководитель ШМО

___________(Киргетова В.А)

Согласовано

Зам.  директора по УВР МБОУ Гусинской СШ

___________(С.Г. Зарецкая)

«        »                       2016г

Утверждено

приказ  №       от

Директор МБОУ Гусинской СШ

____________(Егорова С.Ф.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

 (1 «А» класс)

(УМК «Начальная школа 21 века»)

         составила Киргетова Валентина Александровна

      учитель высшей категории

2016 – 2017

д. Гусино

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» в 1 классе составлена на основе:

- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.

- ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373),  учитывая все последующие изменения.

- Примерной программы НОО по математике

- ООП НОО МБОУ Гусинской СШ (Приказ № 31 от 31.08.2012)

- Авторской программы В.Н.Рудницкой         Математика : программа : 1-4 классы / В.Н. Рудницкая. – М. :  Вентана-Граф, 2011.

- УП муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гусинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2016-2017 уч. год

- Учебника «Математика»: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе/ – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

        Учебник внесен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией В.Н. Рудницкой.

Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования.

       В авторском варианте учебный курс по математике для 1 класса   рассчитан на 128 ч в год (32 учебных недели). В учебном плане нашего общеобразовательного учреждения на изучение предмета отводится 33 учебных недели, следовательно, количество часов в учебном плане не совпадает с тем количеством часов, которое предложил автор .

Были внесены изменения в авторскую программу: проведение проверочных работ – 3 и контрольных работ - 1. Поэтому при составлении рабочей программы общий объём изучаемого материала увеличили на 4 часа, что в итоге привело к 132 часам   в год общего объема изучаемого материала по предмету «Математика».

          Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение обучающимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- представление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

     Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого обучающегося на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

     

УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий обучения: здоровьесберегающая, развивающая, проблемное обучение, дифференцированное обучение, технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология, система инновационной оценки «портфолио».

Общая характеристика курса

Особенность обучения состоит в том, что именно на данной ступени у обучающихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения.

С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические  принципы:

-анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

 -возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

-взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

 - обеспечение преемственности с содержанием  следующей ступени обучения в средней школе;

- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий:

  • элементы арифметики;
  • величины и их измерение;
  • логико-математические понятия;
  • алгебраическая пропедевтика;
  • элементы геометрии.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет»,«Арифметические действия и их свойства», «Величины»,«Работа с текстовыми задачами»,«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

Основные  особенности содержания обучения и методических подходов к реализации этого содержания.

Овладев  письменными приёмами сложения и вычитания, обучающиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа и вообще на любые многозначные числа.

        Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап — научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), обучающийся легко научится находить каждую цифру частного, если частное — неоднозначное число (второй этап).

В  курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку обучающихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий — переменная, выражение с переменной, уравнение.

Эти термины в курсе не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства  и буквы латинского алфавита, вместо которых подставляются те или иные числа.

На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой находится с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

В соответствии с программой обучающиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если…, то»; «неверно, что…», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.

К окончанию начальной школы обучающийся будет отчетливо представлять, что значит доказать  какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического  объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос и пр. Важной составляющей линии логического развития обучающегося является  обучение его  действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.

В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений обучающихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар, конус, цилиндр, пирамида, прямоугольный параллелепипед), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу  понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

Важное место в формировании  у  обучающихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с изменёнными данными и пр. Форма предъявления текста задачи может быть разной (текст с пропуском данных, часть данных представлена на рисунке, схеме или в таблице), Нередко перед обучающимися ставится задача обнаружения недостаточности информации в тексте и связанной с ней необходимости корректировки этого текста.

Ценностные ориентиры содержания курса

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует  её постоянное и обязательное присутствие практически во всех  сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими

действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:

- сформировать у обучающихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;

- владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;

- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает

формирование у обучающихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;

- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики

Личностными результатами обучения  являются:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами обучающийся может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к  самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных

коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами обучающихся на выходе из начальной школы  являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями

вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

                                                                 

Содержание (132 часа):

   Множества и отношения                                -  6

   Элементы арифметики

Число и счет.                                                           -  26

Арифметические действия.                                    -  29

Свойства сложения и вычитания.                         -  12

Таблица сложения однозначных чисел.               -  22

Вычитание   в пределах 20..                                   - 17

Сравнение чисел.                                                    -  7

Величины                                                               -  3

Геометрические понятия                                    -  2 + работа с набором «Цветные фигуры»        

Осевая симметрия                                                -  4

Проверочная работа –                                             -  3

Контрольная работа                                                - 1

Тематическое планирование курса математики


1 класс  (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Предметы и их свойства

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Отношения между предметами,
фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше,
меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).

Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел

Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел

Число и счёт

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).

Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта)

Арифметические действия
и их свойства

Сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).
Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Число и счёт

Сложение и вычитание
(умножение и деление) как взаимно обратные действия

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки

Величины

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)

Различать монеты; цену и стоимость товара

Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.

Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.

Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.  

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы

Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки

Различать предметы по форме.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера

Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур  

Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.
Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин.

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Фиксировать результаты разными способами.

Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу

Календарно-тематическое планирование

 по математике 1 класс (132 часа)

№ уро

ка

Тема урока

Коли-

чество

часов

Дата

Причи

ны коррек

тировки

План

Факт

Сравнение предметов по их свойствам. Экскурсия

1

Сравнение предметов по признакам: выше-ниже, толще-тоньше, длинее-короче; по форме, цвету, размеру. Урок- игра.

1

Направления движения: слева направо, справа налево. Экскурсия.

1

Таблицы.  

1

Расположение на плоскости групп предметов. Знакомство с понятиями: «внутри», «вне», «между». Знакомство с «машиной». 

1

Диагностическое обследование  уровня сформированности предпосылок овладения учебными действиями №1.

1

Числа и цифры. Цифра 1.

1

Числа и цифры. Цифра 2.

1

Конструирование плоских фигур из частей.  Знакомство с  «уголками». Прак. работа. Цифры 1,2.

1

Подготовка к выполнению сложения. Цифра 3.

1

Знакомство с треугольником. Цифры 1,2,3.

1

Движение по шкале линейки. Цифра 4.

1

Подготовка к выполнению вычитания. Цифры 1,2,3,4..

1

Сравнение предметов «больше», «меньше». Цифра 5.

1

Ориентировка в таблице. Работа с «машиной». Цифры 1-5.

1

Сравнение предметов. Введение понятий «больше на …», «меньше на…». Цифра 6.

1

Подготовка к решению задач. Цифры от 1 до 6.

1

Подготовка к решению задач. Цифра 7.

1

Сложение чисел. Знак + и =

1

Сложение чисел. Цифры от 1 до 7. Запись вида: 4+3=7

1

Вычитание чисел. Цифра 8.знак вычитания (-)

1

 Число и цифра. Числа от 1 до 9.

1

Работа с «машиной». Цифра 9.

1

Знакомство с числом и цифрой 0.

1

Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром. Подготовка к решению задач.

1

Измерение длины предметов в сантиметрах. Отрезок. Сравнение отрезков.

1

Увеличение и уменьшение числа на 1.

1

Увеличение и уменьшение числа на 2.

1

Увеличение и уменьшение числа на 2.

1

Число 10 и его запись цифрами.

1

Дециметр. Определение расстояния между точками ( в сантиметрах и дециметрах)

1

Измерение длины в дециметрах.

1

Знакомство с многоугольниками.

1

Понятие об арифметической задаче.

1

Обучение решению задач с опорой на рисунок.

1

Обучение решению задач по заданному алгоритму.

1

Числа  от 11 до 20.

1

Числа от 11 до 20.

1

Измерение длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Практическая  работа.

1

Составление задач с заданной сюжетной ситуацией.

1

Числа от 1 до 20

1

Подготовка к введению умножения.

1

Подготовка к введению умножения.

1

 Составление и решение задач по модели, схеме ее решения.

1

Числа второго десятка.

1

Умножение. Знак умножения (Точка).

1

Умножение. Решение задач на умножение и запись их решения.

1

Верно или неверно?

1

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

Подготовка к введению деления. Практ.  работа.

1

Деление на равные части. Знак деления (:). Выполнение деления с помощью фишек.

1

Деление на равные части.

1

Сравнение результатов арифметических действий.

1

Диагностическое обследование  уровня сформированности навыков учебной деятельности №2.

1

Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1

Составление и решение задач на разностное сравнение.

1

Сложение и вычитание чисел .

1

Сложение и вычитание чисел.

1

Умножение и деление чисел

1

Решение задач разными способами.

1

Перестановка чисел при сложении.

1

Перестановка чисел при сложении.

1

Решение задач разными способами.

1

Занимательная математика

1

Перестановка чисел при сложении

1

Перестановка чисел при сложении

1

Шар. Куб

1

Шар. Куб

1

Сложение с числом 0

1

Сложение с числом 0

1

Свойства вычитания

1

Свойства вычитания

1

Вычитание числа 0

1

Вычитание числа 0

1

Деление на группы по несколько предметов

1

Деление на группы по несколько предметов

1

Сложение с числом 10

1

Сложение с числом 10

1

Прибавление и вычитание числа 1

1

Прибавление и вычитание числа 1

1

Прибавление числа 2

1

Прибавление числа 2

1

Вычитание числа 2

1

Вычитание числа 2

1

Прибавление числа 3

1

Прибавление числа 3

1

Вычитание числа 3

1

Вычитание числа 3

1

Прибавление числа 4

1

Прибавление числа 4

1

Прибавление числа 4

1

Вычитание числа 4

1

Вычитание числа 4

1

Вычитание числа 4

1

Прибавление и вычитание числа 5

1

Прибавление и вычитание числа 5

1

Проверочная работа № 1 по теме «Прибавление и вычитание чисел 1-5»

1

Прибавление и вычитание числа 6

1

Прибавление и вычитание числа 6

1

Прибавление и вычитание числа 6

1

 Сравнение чисел

1

Сравнение чисел

1

Сравнение. Результат сравнения

1

Сравнение. Результат сравнения

1

На сколько больше или меньше.

1

На сколько больше или меньше.

1

На сколько больше или меньше.

1

Увеличение числа на несколько единиц

1

Увеличение числа на несколько единиц

1

Увеличение числа на несколько единиц

1

Уменьшение числа на несколько единиц

1

Уменьшение числа на несколько единиц

1

Проверочная работа №2  по теме «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

1

Прибавление чисел 7, 8, 9

1

Прибавление чисел 7, 8, 9

1

Прибавление чисел 7, 8, 9

1

Вычитание чисел 7, 8, 9

1

Проверочная работа №3 по теме «Прибавление и вычитание чисел 6-9»

1

Сложение и вычитание. Скобки

1

Сложение и вычитание. Скобки

1

Сложение и вычитание. Скобки

1

Итоговая контрольная работа

1

Работа над ошибками.

1

 Зеркальное отражение предметов.

1

Симметрия.

1

Оси симметрии фигуры. Практическая работа. Определение осей симметрии с помощью перегибания.

1

Оси симметрии фигуры.

1

Отработка навыков сложения и вычитания.

1

Диагностическое обследование №3 уровня сформированности навыков учебной деятельности

1

Закрепление. Решение задач

1

Закрепление. Решение задач

1

Закрепление. Решение задач

1

Требования к уровню сформированности общеучебных умений  и навыков:

       К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:

Называть:

- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

- натуральнае числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;;

- число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

- геометрическую фигуру, изображенную на рисунке (круг,  квадрат, треугольник, пятиугольник, куб, шар, точку, отрезок); 

Различать:

- число и цифру;

- знаки арифметических действий (+, -, ∙, :).

- шар и круг, куб и квадрат;

- многоугольники по числу сторон (углов);

- направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, сверху вверх);

Читать:

- числа в пределах 20, записанные цифрами;

- записи вида 3+2=5, 6-4=2, 5*2=10, 9:3=3;

Сравнивать:

- предметы с целью выявления в них сходства и различий;

- предметы по размерам (больше, меньше);

- два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше, «меньше», «больше на …», «меньше на …»;

- данные значения длины;

-отрезки по длине;

Воспроизводить :

- результаты табличного сложения  любых однозначных чисел;

-результаты табличного вычитания однозначных чисел;

- способ решения задач в вопросно-ответной форме;  

Распознавать:

- геометрические фигуры;

Моделировать:

- отношения «больше», «меньше», «больше на…», «меньше на …»с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

- ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

- ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

Характеризовать:

Расположение предметов на плоскости и в пространстве;

- расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

- результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

- предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры)»

- расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний ) столбец»

Анализировать:

- текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данный и искомые числа (величины)»

-предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

Классифицировать:

- распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

Упорядочивать:

- предметы (по высоте, длине, ширине);

- отрезки (в соответствии с их длинами);

- числа (в порядке увеличения или уменьшения);

Конструировать:

- алгоритм решения задачи

- несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

Контролировать:

- свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

Оценивать:

- расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

- предъявлено готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

- пересчитывать предметы и выражать результат числом;

- записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

- решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

- измерять длину предмета с помощью линейки;

- изображать отрезок заданной длины;

- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке.

- выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

- ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

К концу обучении в 1 классе обучающиеся могут научиться:

Сравнивать:

- разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

Воспроизводить:

-способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

Классифицировать:

- определять основные классификации;

Обосновывать:

- приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

        Контролировать деятельность:

- осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

-преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

-выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

- составлять фигуры из частей;

- разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

- изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

- находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

- определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей;

- представлять заданную информацию в виде таблицы;

- выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Методические материалы для учителя:

1.ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.

2.ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), учитывая все последующие изменения.

3. Рудницкая В.Н. Математика : программа : 1-4 классы / В.Н. Рудницкая. – М. :  Вентана-Граф, 2011.

4.Рудницкая В.Н.  Математика: 1 класс : Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. – 2-е изд., перераб. -  М. : Вентана-Граф, 2011.

5.Рудницкая В.Н.  Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:  В 2 ч.  Ч. 1,2 / В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. – 4-е изд., перераб.  – М. : Вентана-Граф, 2011.

6.Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных учреждений:  Ч 1,  2, 3/ В.Н. Рудницкая. – 4-е изд, перераб. -  М.: Вентана-Граф, 2015- 2016.

7.Кочурова Е.Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных учреждений /Е.Э Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011-2012.

8.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2008.

Учебные материалы для обучающихся:

1.Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:  В 2 ч.  Ч. 1,2 / В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. – 4-е изд., перераб.  – М. : Вентана-Граф, 2011.

           2. Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных учреждений:  Ч 1,  2, 3/ В.Н. Рудницкая. – 4-е изд, перераб. -  М.: Вентана-Граф, 2011- 2012.

        3. Кочурова Е.Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных учреждений /Е.Э Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2015-2016.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Демонстрационные таблицы по темам 1 класса.
  • Электронный образовательный ресурс «Математика» 1 класс- Вентана-Граф

Технические средства обучения и оборудование:

  • Проектор
  • Интерактивная приставка
  • Ноутбук учителя с предустановленными ПО : ОSW7 HB
  • Ноутбуки  для учеников №1-9



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гусинская средняя школа

Краснинского района Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол   № 1 от

Руководитель ШМО

___________(В.А. Киргетова)

Согласовано

Зам.  директора по УВР МБОУ Гусинской СШ

__________(_С.Г. Зарецкая)

«        »                       2016г

Утверждено

приказ  №       от

Директор МБОУ Гусинской СШ

____________(С.Ф.Егорова )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

(1 «А» класс)

(УМК «Начальная школа 21 века»)

         Составила Киргетова Валентина Александровна

      учитель высшей категории

          2016 – 2017

д. Гусино

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373), учитывая все последующие изменения.
  • примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»,
  •  ООП НОО МБОУ Гусинской СШ ( Приказ № 31 от 31.08.2012 г.),
  • авторской программы  Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2011.
  • УП МБОУ Гусинской  СШ на 2016-2017 учебный год,
  • учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой.

        Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)

Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования и соответствием ФГОСу.

УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает  достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью данной системы являются издания обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий обучения: здоровьесберегающая, развивающая, проблемное обучение,  дифференцированное обучение, технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационо-коммуникационная технология, система инновационной оценки «портфолио».

Программа рассчитана на 66 ч в год ( 2 ч в неделю). В авторском варианте учебный курс по окружающему миру для 1 класса рассчитан на 66 ч в год (2 часа в неделю), в  учебном плане ОУ – 2 часа в неделю (66 ч). Следовательно, количество часов в учебном плане совпадает с тем количеством, которое предложил автор.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • Дальнейшее общее развитие личности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта
  • Оживить знания школьника и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления;
  • Создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства
  • Формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты;
  • Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностей окружающего мира ребёнка и методах его познания;
  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

   В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании обучающимся самого себя, своего Я.

     На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Принципы построения курса

 В основе построения курса лежат следующие принципы.

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

  1. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

  Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

  1. Культурологический принцип - это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  2. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
  3. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

   Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

  1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
  2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
  • знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его ха-рактеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

  1. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

    В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

«Мы - школьники», «Твое здоровье» (1 класс).

  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

«Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс).

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

«Родная природа» (1 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.

 «Родной край», «Наша страна- Россия» (1 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

  Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

  1. организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
  2. усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности обучающихся.

     Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

      Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

      Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

    Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

    Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

     Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

     В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1 класс (66 ч)

Этот удивительный мир – 1 ч.

Мы – школьники – 2 ч.

Семья – 2 ч.

Труд людей- 6 ч.

Родная природа – 31 ч.

Наша Родина. Родной край – 15 ч.

Твое здоровье – 6 ч.

Я и другие люди – 3 ч.

Итого- 66 час.

Экскурсии: 9

 Сезонные экскурсии «Времена года» (4); экскурсия на пришкольный участок,  хозяйство по выращиванию цветов (виртуальная экскурсия), экскурсия по школе, в библиотеку, в природу.

Практические работы: 1

Уход за комнатными растениями.

Тематическое планирование

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

для 1 класса

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Причины корректировки

план

факт

1.

Введение. Этот удивительный мир

Нас окружает удивительный мир.

1

2.

Мы — школьники

Давай познакомимся.

1

3.

Мы – школьники. Экскурсия по школе.

1

4.

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк.

1

5.

Что нам осень подарила. Экскурсия на пришкольный участок

1

6.

Грибная пора. Игра «Угадай гриб»

1

7.

Семья

Семья.  Взаимоотношения в семье.

1

8.

Любимые занятия

1

9.

Труд людей

Как из зерна получилась булка

1

10.

Человек и домашние животные

1

11.

Родная природа

Октябрь уж наступил. Экскурсия.

1

12.

Явления природы.

1

13.

Наша Родина. Родной край

Где ты живешь?

1

14.

Правила поведения на дорогах. ОБЖ

1

15.

Труд людей

Ты и вещи

1

16.

Кто работает ночью.

1

17.

Твоё здоровье

Твои помощники – органы чувств. «Береги зрение» ОБЖ

1

18.

Правила гигиены. ОБЖ

1

19.

О режиме дня

1

20.

Урок в спортивном зале. «Сильные и ловкие». ОБЖ

1

21.

Родная природа

Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия

1

22.

Лесные новости

1

23.

Дикие животные

1

24.

Звери - млекопитающие

1

25.

Что мы знаем о птицах

1

26.

Наша Родина. Родной край

 Родной край

1

27.

Дом, в котором ты живешь

1

28.

Труд людей

Зачем люди трудятся. Экскурсия в библиотеку.

1

29.

Интересные профессии.

1

30.

Родная природа

В декабре, в декабре ...

1

31.

Какая бывает вода?

1

32.

Я и другие люди

О дружбе

1

33.

Идем в гости

1

34.

С Новым годом

1

35.

Родная природа

Январь – году начало, зиме середина. Экскурсия.

1

36.

Деревья нашего леса.

1

37.

Хвойные деревья

1

38.

Жизнь птиц. Зимующие и перелетные птицы.

1

39.

Жизнь птиц. Приспособление к среде обитания.

1

40.

Наша Родина. Родной край

Наша страна – Россия. Символы Российского государства.

1

41.

Наша страна – Россия. О Москве.

1

42.

Богата природа России. Леса России.

1

43.

Богата природа России. Луга России.

1

44.

Мы – россияне

1

45.

Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

46.

Звери - млекопитающие

1

47.

Звери – млекопитающие. Чем питаются звери?

1

48.

Наш уголок природы.

1

49.

Наш уголок природы. Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

1

50.

Наша Родина. Родной край

Мы – граждане России.

1

51.

Правила поведения.

1

52.

23 февраля – День защитника Отечества.

1

53.

8 Марта – праздник всех женщин

1

54.

Родная природа

Март – капельник.Экскурсия.

1

55.

Март – капельник. Лесные новости

1

56

Твоё здоровье

Если хочешь быть здоров.

1

57.

Здоровая пища.

1

58.

Родная природа

Апрель – водолей. Экскурсия.

1

59.

Ледоход. ОБЖ

1

60.

Труд людей

Весенние работы.

1

61.

День космонавтики.

1

62.

Родная природа

Май весну завершает, лето начинает.

1

63.

Жизнь земноводных весной

1

64.

Животное – живое существо.

1

65.

Природе нужны все!

1

66.

Наша страна — Россия.

Родной край

Ты - пешеход

1

ИТОГО

66

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе:

К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:

воспроизводить: свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

 различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

применять знания о безопасном пребывании на улице;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения; устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе обучающиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Методические материалы для учителя:

1.ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373), учитывая все последующие изменения.

2. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2011.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1-2  классы : методика обучения /  Н.Ф.Виноградова. 2-е изд., доп. М. : Вентана_Граф, 2012.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс :  учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1,2 / Н.Ф.Виноградова. – 4-е изд., дораб.  -  М. :Вентана-Граф, 2011 г.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1 класс :  рабочая тетрадь для учащихся   общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.   – 5-е изд., перераб. -  М. :Вентана-Граф, 2015- 2016.

Учебные материалы для обучающихся:

1. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 1 класс :  учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1,2 / Н.Ф.Виноградова. – 4-е изд., дораб.  -  М. :Вентана-Граф, 2011 г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1 класс :  рабочая тетрадь для обучающихся   общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.   – 5-е изд., перераб. -  М. :Вентана-Граф, 2015- 2016

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Демонстрационные таблицы по темам 1 класса.
  • Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 1 класс – Вентана-Граф.
  • Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир в произведениях живописи» 1-4 класс – Вентана-Граф.

Технические средства обучения и оборудование:

  • Проектор
  • Интерактивная приставка
  • Ноутбук учителя с предустановленными ПО : ОSW7 HB
  • Ноутбуки  для обучающихся №1-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....