Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Грибы - особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный материал представляет собой технологическую карту урока по предмету "Окружающий мир" во 2 классе. Программа Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа ХХI века". Урок разработан в сооответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока Грибы-особое царство природы | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ
Учитель | Паймушкина Л.И. (ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Серноводск) |
Тема урока | Грибы – особое царство природы. |
Цель урока: | сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы |
Ученик по ходу изучения темы урока: - познакомится со строением и размножением грибов; - научится выделять признаки , позволяющие выделить грибы в особое царство; - определит роль и место грибов в природе и в жизни человека; - расширяет кругозор; - проявляет познавательную активность в ходе изучения учебного материала; - планирует предстоящую деятельность под руководством учителя; - осуществляет активное сотрудничество со своими сверстниками при решении учебных задач; - осуществляет оценку и рефлексию собственной деятельности; - проводит простейшие исследования (в том числе с помощью лабораторного оборудования); | |
Планируемые метапредметные результаты | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Программное содержание | Раздел «Царства живой природы» |
План изучения нового материала |
|
Основные понятия | Царства живой природы, строение гриба, микология – наука о грибах, признаки грибов как представителей особого царства. |
Тип урока | закрепление изученного материала |
Форма урока | Урок - исследование |
Технология | ИКТ, интерактивного обучения, проблемного обучения |
Мизансцена урока | 3 группы по 6 человек |
Оборудование урока | Учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 2 класс; компьютер, проектор, экран, мультимедийные презентации, интерактивная доска, интерактивные ресурсы с сайта производителей досок "PROMETHEAN"prometheanworld.ru приложение «ActivInspire» , инструктивная карта и бланк ответов для каждой группы, цифровой микроскоп, внешние атрибуты для участников, наборы для практической работы в группах: гербарий, стаканчики с увеличительными стеклами, толковый словарь И. Ожегова. |
Подготовительная работа | - создание инструктивных карт и бланков ответов; - подготовка интерактивного сопровождения. |
Домашнее задание | Подготовить сообщение об интересном виде грибов. |
Планируемые ОР | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
| ||
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Стоя | |
| ||
- проявляет интерес к изучаемой теме; - формулирует свое мнение по изучаемой теме; Актуализация ранее полученных знаний - планирует предстоящую деятельность, опираясь на инструкции учителя; | Вводное слово -Давайте вспомним, ребята, какая бывает природа? (живая и неживая) - Чем отличается живая природа от неживой? (представители живой природы растут, размножаются, питаются, умирают) Сегодня мы поговорим об очень удивительных организмах - представителях живой природы.
- В дополнение посмотрите небольшой видеоролик. - Так о чем же мы будем сегодня говорить? (о разнообразных грибах) Дискуссия - Какие царства живой природы вы знаете? (растений, животных, бактерий) - Как вы думаете, ребята, а грибы принадлежат к какому царству? (это особое царство) Вот вы и сформулировали тему нашего урока. На доске появляется запись: Грибы – особое царство природы Обобщение: - Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы, куда их отнести – к царству растений или к царству животных? В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. - И сегодня мы с вами попробуем доказать, что они достойны быть выделены в отдельное царство. (Главный вопрос – на слайде) Главный вопрос урока: Почему грибы выделили в отдельное царство? - Ребята, на какие две группы можно разделить те грибы, которые нам встречаются в лесу, по степени пригодности в пищу? (Съедобные и несъедобные) - Разделите грибы на слайде по группам. Оказывается то, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, - только плодовое тело гриба, а основная часть под землей – грибница, у грибов нет ни стебля, ни корня, ни семян. Давайте посмотрим, как вырастают и размножаются грибы (просмотр видеоролика). ( В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. Они очень мелкие и рассмотреть их можно только под лупой или микроскопом. Но самая главная часть гриба – та, что находится под землёй. Из чего она состоит, на что похожа? ( На нити, паутину) Это грибница. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на её сплетении вверх пробивается плодовое тело гриба. Плодовое тело вырастает ненадолго, чтобы развеять по миру крошечные споры, а грибница или как назвали ее ученые мицелий, не умирает несколько лет) Вывод: - Какая часть гриба самая важная? (Грибница важнее, чем плодовое тело) - Каким образом размножаются грибы? (с помощью спор) - А растения? ( с помощью семян) Распределение заданий между группами Сегодня мы с вами организуем в классе научно-исследовательскую конференцию. Все ребята поделятся на группы. Одна группа будет сравнивать | фронтально фронтально Дифференцируют материал по группам Самостоятельное знакомство с инструктивными материалами (приложение ) |
| ||
- договаривается о распределении ролей в своей группе; - следует инструкции при решении задач; - осуществляет активное сотрудничество со своими сверстниками; | Исследовательский метод. Учащиеся распределяют задания в группе. Всем группам: (У каждого в стаканчике гриб) 1. Рассмотрите гриб. Какие части гриба вы видите? Запишите. 2. А где же грибница? Запишите. 3. Загляните под шляпку гриба. Что вы видите: пластинки или трубочки? Запишите. 4. Видите ли вы споры? Запишите. 5. Что за гриб у вас в стаканчике? Напишите название. Презентация результатов и продуктов деятельности групп, коллективное обсуждение. Мы рассмотрели наземную часть у грибов, которая называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку. Подземная часть – грибница располагается в почве. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. Мы увидели пластинки. Наш гриб называется шампиньон. Проверка: - Эксперты согласны с ответом? Выскажите свое мнение - Обозначьте на слайде части гриба. Первая группа: 1. Вспомните, как называется наука, изучающая растения. Выберите и подчеркните: (зоология, ботаника, микология). 2. Рассмотрите растение в гербарии. Из каких частей оно состоит? Какого цвета растение? Сравните растение с грибами по таблице. Вторая группа: 1.Биология – наука о живой природе БОТАНИКА – наука о растениях. Четвертое слово - это название науки о грибах. Напишите его. (Подсказка: микос – гриб, логос – наука) 2.Рассмотрите на стр. 34 учебника "Окружающий мир" представителей царства животных и сравните с грибами. Результаты запишите в таблицу. Третья группа: Познакомьтесь с текстом, подчеркните главную информацию и постарайтесь ответить на вопрос: - Чем грибы отличаются от растений и животных? Даже учёные долго не могли решить, что такое грибы. Для грибов, как и для растений необходимы влага, тепло. Но растениям, в отличие от грибов, нужен свет, для выработки питательных веществ. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. Грибы не могут вырабатывать сами питательные вещества как растения, а, как животные, используют в пищу останки живых организмов: растений и животных. Но в отличие от животных не могут передвигаться. И в 19 веке грибы выделили в особое царство – царство грибов. | Учащиеся выполняют индивидуальное задание, затем обсуждают результаты в своей группе и заполняют бланк ответов. Учитель при необходимости поясняет. Приём «Инсерт»: маркировка текста по мере его чтения |
| ||
- сообщает о результатах проведенного исследования | Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение Первая экспериментальная группа: Инвентарь:1. Растения из гербария. 2. Свежий гриб. Вывод: 1.Растение состоит из корня, стебля, листьев, цветка и плода. 2.Растение зеленого цвета.3. Растение всасывает из почвы растворенные в ней вещества и перерабатывает их в необходимые для жизни. Наука о растениях называется ботаника. Вторая экспериментальная группа. Инвентарь: 1.Таблица с классами животных из учебника Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир" 2 класс. 2.Засушенный гриб. Вывод: 1. Наука о грибах называется микологией. (Вывешивается на доске) 2. Животные в отличие от растений и грибов передвигаются. Питаются готовыми живыми организмами. Третья экспериментальная группа. Инвентарь: 1.Научный текст. 2. Маркер. Вывод: 1.Общее у растений и грибов: необходимы влага, тепло. 2. Разное - растениям нужен солнечный свет, они сами вырабатывают питательные вещества, а грибы используют готовые питательные вещества из останков животных и растений. 3. Общее у животных и грибов: не вырабатывают сами питательные вещества, а используют готовые. Вывод в итоговой таблице: почему грибы выделили в особое царство? (Потому что они совмещают в себе признаки и животных, и растений) - Я предлагаю познакомиться подробнее с царством грибов и убедиться, все ли они имеют одинаковые плодовые тела? Приглашаю к доске эксперта для проведения опыта. (Готовится 2-й эксперт, а остальные работают со словарем - отдельное задание) Опыт № 1 - Рассмотрите заплесневевший хлеб. Плесень – это тоже грибок. (демонстрирует на слайде) - Скажите есть ли у него шляпка, ножка? (Нет) - У плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы. А шляпки и ножки нет. Опыт № 2 - Мы растворили дрожжи в теплом молоке, Добавили немного сахара и поставили в теплое место. - Как выглядят дрожжи? (Это маленький круглый грибок). - Мы выделили следующие группы грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи… А есть еще одна группа – грибы-паразиты. - Что обозначает это слово? Где мы можем посмотреть его значение? (В толковом словаре) - Я предлагаю группе экспертов найти и прочитать нам, что означает это слово. (Паразиты – это грибы, которые поселяются на другом живом организме и берет из него необходимые для жизни вещества) Вывод: Какова же роль грибов в жизни человека? (Схема на слайде) | У доски представитель от группы Бланк ответов на доске У доски представитель от группы проводит опыт. |
| ||
- высказывают и аргументируют свое мнение Рефлексия | Обобщающая беседа: Подведем итоги нашей работы. - Какова была цель нашего урока? (Доказать, что грибы – это особое царство природы). - Достигли мы этой цели? (Да, мы доказали, что грибы отличаются и от растений, и от животных, и поэтому их выделили в особое царство). -Как человек должен относиться к представителям этого царства? (Бережно, как и ко всей окружающей его природе). - Перед вами лежат листочки с тестами. Выполните задание и впишите выделенные буквы в клеточки под номерами вопросов. Какое слово у вас получилось? Оцените свою работу на уроке: украсьте лесную поляну грибами, цветами и листочками. Гриб - работал хорошо, все понял, доволен результатом. Цветок - результатом доволен, но остались какие-то вопросы, хочется узнать поподробнее. Листок - недоволен своей работой на уроке, осталось многое непонятным.
| «Сильные» ученики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...
Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....
Урок окружающего мира (3 класс) Тема: « Зимние явления в природе»
Цели:1. Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях. 2. Продолжить развитие любознательности, наблюдательности....
презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"
презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"...
Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"
Данный урок тринадцатый из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у уч-ся уже накопились определенные знания.Так как это урок...
Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....