Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Грибы - особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Паймушкина Людмила Ивановна

Данный материал представляет собой технологическую карту урока по предмету "Окружающий мир" во 2 классе. Программа  Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа ХХI века". Урок разработан в сооответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

Учитель

Паймушкина Л.И.  (ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Серноводск)

Тема урока

Грибы – особое царство природы.

Цель урока:

сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы 

Ученик по ходу изучения темы урока:

- познакомится со строением и размножением грибов;

- научится выделять признаки , позволяющие выделить грибы в особое царство;

- определит роль и место грибов в природе и в жизни человека;

- расширяет  кругозор;

- проявляет познавательную активность в ходе изучения учебного материала;

- планирует предстоящую деятельность под руководством учителя;

- осуществляет активное сотрудничество со своими сверстниками при решении учебных задач;

- осуществляет оценку и рефлексию собственной деятельности;

- проводит простейшие исследования (в том числе с помощью лабораторного оборудования);

Планируемые метапредметные результаты

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить высказывания;
  • задавать вопросы;
  • слушать и понимать других;
  • сотрудничать в группе.

Личностные:

  • формирование личностного морального выбора (необходимости бережного отношения к природе родного края)

Программное содержание

Раздел «Царства живой природы»

План изучения нового материала

  1. Многообразие представителей царства грибов.
  2. Строение шляпочных грибов.
  3. Остальные виды грибов.
  4. Основания для выделения царства грибов в особое царство.

Основные понятия

Царства живой природы, строение гриба, микология – наука о грибах, признаки грибов как представителей особого царства.

Тип урока

закрепление изученного материала

Форма урока

Урок - исследование

Технология

ИКТ, интерактивного обучения, проблемного обучения

Мизансцена урока

3 группы по 6 человек

Оборудование урока

Учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 2 класс; компьютер, проектор, экран, мультимедийные презентации, интерактивная доска, интерактивные ресурсы с сайта производителей досок "PROMETHEAN"prometheanworld.ru приложение «ActivInspire» , инструктивная карта и бланк ответов для каждой группы,  цифровой микроскоп, внешние атрибуты для участников,  наборы для практической работы в группах: гербарий, стаканчики с увеличительными стеклами, толковый словарь И. Ожегова.

Подготовительная работа

- создание инструктивных карт и бланков ответов;

- подготовка интерактивного сопровождения.

Домашнее задание

Подготовить сообщение об интересном виде грибов.

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Стоя

  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

- проявляет интерес к изучаемой теме;

- формулирует свое мнение по изучаемой теме;

Актуализация ранее полученных знаний

- планирует предстоящую деятельность, опираясь на инструкции учителя;

Вводное слово

-Давайте вспомним, ребята, какая бывает природа? (живая и неживая)

- Чем отличается живая природа от неживой?

(представители живой природы растут, размножаются, питаются, умирают)

Сегодня мы поговорим об очень удивительных организмах - представителях живой природы.

  • некоторые из них могут источать запахи;
  • некоторые светятся
  • некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50 см при этом живут лишь сутки;
  • из некоторых изготавливают лекарства;
  • некоторые охотятся на мух.

- В дополнение посмотрите небольшой видеоролик.

- Так о чем же мы будем сегодня говорить? (о разнообразных грибах)

Дискуссия

- Какие царства живой природы вы знаете? (растений, животных, бактерий)

- Как вы думаете, ребята, а грибы принадлежат к какому  царству? (это особое царство) Вот вы и сформулировали тему нашего урока.

На доске появляется запись:

Грибы – особое царство природы

Обобщение:

- Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы, куда их отнести – к царству растений или к царству животных? В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.

 - И сегодня мы с вами попробуем доказать, что они достойны быть выделены в отдельное царство. (Главный вопрос – на слайде)

Главный вопрос урока:

Почему грибы выделили в отдельное царство?

- Ребята, на какие две группы можно разделить те грибы, которые нам встречаются в лесу, по степени пригодности в пищу? (Съедобные и несъедобные)

- Разделите грибы на слайде по группам.

    Оказывается   то, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, - только плодовое тело гриба, а основная часть под землей – грибница, у грибов нет ни стебля, ни корня, ни семян.

Давайте посмотрим, как вырастают и размножаются грибы (просмотр видеоролика).

   ( В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. Они очень мелкие и рассмотреть их можно только под лупой или микроскопом. Но самая главная часть гриба – та, что находится под землёй. Из чего она состоит, на что похожа? ( На нити, паутину)

Это грибница. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на её сплетении вверх пробивается плодовое тело гриба. Плодовое тело вырастает ненадолго, чтобы развеять по миру крошечные споры, а грибница или как назвали ее ученые мицелий, не умирает несколько лет)

Вывод:

- Какая часть гриба самая важная? (Грибница важнее, чем плодовое тело)

- Каким образом размножаются грибы? (с помощью спор)

- А растения? ( с помощью семян)

Распределение заданий между группами

Сегодня мы с вами организуем в классе научно-исследовательскую конференцию. Все ребята поделятся на группы. Одна группа будет сравнивать

фронтально

фронтально

Дифференцируют материал по группам

Самостоятельное

знакомство с инструктивными материалами (приложение )

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15  мин.)

- договаривается о распределении ролей в своей группе;

- следует инструкции при решении задач;

- осуществляет активное сотрудничество со своими сверстниками;

Исследовательский метод.

Учащиеся распределяют задания в группе.

Всем группам:

(У каждого в стаканчике гриб)

1. Рассмотрите гриб. Какие части гриба вы видите? Запишите.

2. А где же грибница?  Запишите.

3. Загляните под шляпку гриба. Что вы видите: пластинки или трубочки? Запишите.

 4. Видите ли вы споры? Запишите.

 5. Что за гриб у вас в стаканчике? Напишите название.

Презентация результатов и продуктов деятельности групп, коллективное обсуждение.

      Мы рассмотрели наземную часть у грибов, которая называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку. Подземная часть – грибница  располагается в почве. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. Мы увидели пластинки. Наш гриб называется шампиньон.

Проверка:

- Эксперты согласны с ответом? Выскажите свое мнение

- Обозначьте на слайде части гриба.

Первая группа:

1. Вспомните, как называется наука, изучающая растения. Выберите и подчеркните: (зоология, ботаника, микология).

2. Рассмотрите растение в гербарии. Из каких частей оно состоит?  Какого цвета растение?

Сравните растение с грибами по таблице.

Вторая группа:

1.Биология – наука о живой природе

     БОТАНИКА – наука о растениях.
    ЗООЛОГИЯ – наука о животных.
     ?

Четвертое слово - это название науки о грибах. Напишите  его.

(Подсказка: микос – гриб, логос – наука)

2.Рассмотрите на стр.  34 учебника "Окружающий мир"  представителей царства животных и сравните с грибами. Результаты запишите в таблицу.

Третья группа: 

Познакомьтесь с текстом, подчеркните главную информацию и постарайтесь ответить на вопрос:  

- Чем грибы отличаются от растений и животных?

     Даже учёные долго не могли решить, что такое грибы. Для грибов, как и для растений необходимы влага, тепло. Но растениям, в отличие от грибов, нужен свет, для выработки питательных веществ. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. Грибы не могут вырабатывать сами питательные вещества как растения, а,  как животные, используют в пищу останки живых организмов: растений и животных. Но в отличие от животных не могут передвигаться. И в 19 веке грибы выделили в особое царство – царство грибов.

Учащиеся выполняют индивидуальное задание, затем обсуждают результаты в своей группе и заполняют бланк ответов.

Учитель при необходимости поясняет.

Приём «Инсерт»: маркировка текста по мере его чтения
Графическое оформление смысловых единиц текста

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

- сообщает о результатах проведенного исследования

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Первая экспериментальная группа:

Инвентарь:1. Растения из гербария. 2. Свежий гриб.

Вывод: 1.Растение состоит из корня, стебля, листьев, цветка и плода. 2.Растение зеленого цвета.3. Растение всасывает из почвы растворенные в ней вещества и перерабатывает их в необходимые для жизни. Наука о растениях называется ботаника.

Вторая экспериментальная группа.

Инвентарь: 1.Таблица с классами животных из учебника Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир" 2 класс.  2.Засушенный гриб.  

Вывод: 1. Наука о грибах называется микологией. (Вывешивается на доске)

2. Животные в отличие от растений и грибов передвигаются. Питаются готовыми живыми организмами.

Третья экспериментальная группа.

Инвентарь: 1.Научный  текст. 2. Маркер.

Вывод: 1.Общее у растений и грибов: необходимы влага, тепло. 2. Разное - растениям нужен солнечный свет, они сами вырабатывают питательные вещества, а грибы используют готовые питательные вещества из останков животных и растений. 3. Общее у животных и грибов: не вырабатывают сами питательные вещества, а используют готовые.

 Вывод в итоговой таблице:  почему грибы выделили в особое царство? (Потому что они совмещают в себе  признаки и животных, и растений)

- Я предлагаю познакомиться подробнее с царством грибов и убедиться,  все ли они имеют одинаковые плодовые тела? Приглашаю к доске эксперта для проведения опыта. (Готовится 2-й эксперт, а остальные  работают со словарем - отдельное задание)

Опыт № 1

- Рассмотрите заплесневевший хлеб. Плесень – это тоже грибок.  (демонстрирует на слайде)

- Скажите есть ли у него шляпка, ножка? (Нет)

- У плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы.  А шляпки и ножки нет.

Опыт № 2

- Мы растворили дрожжи в теплом молоке,

Добавили немного сахара и поставили в теплое место.

- Как выглядят дрожжи? (Это маленький круглый грибок).

- Мы выделили следующие группы грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи… А есть еще одна группа – грибы-паразиты.

- Что обозначает это слово? Где мы можем посмотреть его значение? (В толковом словаре)

- Я предлагаю группе экспертов найти и прочитать нам, что означает это слово. (Паразиты – это грибы, которые поселяются на другом живом организме и берет из него необходимые для жизни вещества)

 Вывод:  Какова же роль грибов в жизни  человека?

(Схема на слайде)      

У доски представитель от  группы

Бланк ответов на доске

У доски представитель от  группы проводит опыт.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

- высказывают и аргументируют свое мнение

Рефлексия

Обобщающая беседа:

Подведем итоги нашей работы.

- Какова была цель нашего урока? (Доказать, что грибы – это особое царство природы).

- Достигли мы этой цели? (Да, мы доказали, что грибы отличаются и от растений, и от животных, и поэтому их выделили в особое царство).

-Как человек должен относиться к представителям этого царства?  (Бережно, как и ко всей окружающей его природе).

- Перед вами лежат листочки с тестами. Выполните задание и впишите выделенные буквы  в клеточки под номерами вопросов. Какое слово у вас получилось?

Оцените свою работу на уроке: украсьте лесную поляну грибами, цветами и листочками.

 Гриб - работал хорошо, все понял, доволен результатом.

Цветок - результатом доволен, но остались какие-то вопросы, хочется узнать поподробнее.

Листок - недоволен своей работой на уроке, осталось многое непонятным.

 

«Сильные» ученики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....

Урок окружающего мира (3 класс) Тема: « Зимние явления в природе»

Цели:1. Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях.            2. Продолжить развитие любознательности, наблюдательности....

презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"

презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"...

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....