Конспект урока. Тема: Пресмыкающиеся. Проектная деятельность
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Федорова Екатерина Борисовна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katya_urok.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пресмыкающиеся

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

окружающий мир

Дата

05.04.2016

Класс

2

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

технология проектной деятельности

Тема урока

Пресмыкающиеся

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися  знаниями о пресмыкающихся

Основные термины, понятия

пресмыкающиеся

Планируемый результат

Предметные умения

- знать существенные признаки пресмыкающихся, среду обитания, питание данного класса;

- знать правила безопасного поведения при встрече со змеями;

- уметь отличать от других классов;

-  уметь приводить примеры класса пресмыкающихся;

-уметь определять значение пресмыкающихся в жизни человека.

                         

 Личностные УУД:

 - определять правила работы в группах (парах);

- применять навыки делового сотрудничества в группе;

-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

-самооценка на основе критериев успешности;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - выполнять учебное действие;

- планировать учебное сотрудничество;

 - работать по плану, инструкции.

- контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности.

 Познавательные УУД:

- анализировать информацию учебника;

- выделять необходимые знания для решения задачи;

- составлять модель-кадра;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию;

  - делать выводы;

- выделять существенные признаки животных

- развитие способностей к творческому мышлению.

- выдвижение гипотезы и ее обоснование

  Коммуникативные УУД:

 - донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

- совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах (парах)

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 2 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч2/ Н.Ф. Виноградова – 5-е изд., дораб. –М: Вентана-Граф, 2013 – 160с.

Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 2 класс: Рабочая тетрадь №2 для обучающихся общеобразовательных учреждений.

Энциклопедии.

Технические средства обучения:

компьютер,медиапроектор, мегафон, штатив для видеокамер, видеокамера.

Экранно-звуковые пособия:

Презентация в Power Point, презентация «Пресмыкающиеся»

Оборудование: ученические парты, сгруппированные; иллюстрации пресмыкающихся; смайлики, чемодан, сердечки; макет кинопленки; листы А4 для групповой работы; клей-карандаш; влажные салфетки; маркеры; демонстрационный стол; доска; «хлопушка»; конверты с заданиями, удостоверение участника научного корреспондента.

Технология изучения

Этап урока

Содержание  

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный момент Формулирование темы урока

- «Здравствуйте, дети!».

- Меня зовут Екатерина Борисовна.

(из чемодана достает: мегафон, хлопушку)

- Научное общество исследователей поручило мне снять фильм о необычных героях.

- Ребята, а вам бы хотелось узнать о ком? ...

- Ой, в чемодане еще что-то есть! (достает пленку, на которой изображены: уж, гадюка, ящерица)

- Как назвать их одним словом?

- Итак, мы сегодня снимаем фильм о них, о пресмыкающихся.

- Фильм состоит из отдельных кадров, над которыми мы вместе будем работать.

- Для создания каждого кадра необходимо активно поработать в группах.

- Каждая группа получает конверт с заданиями и распределяет обязанности, где указывает свое имя.

- Обсудите, кто чем будет заниматься в вашей группе……..

- Если ваша группа готова, то скрепите руки их вместе и поднимите вверх.

- У нас есть главное правило – правило дружных ребят, все должны потрудиться для создания общего дела.

Второе правило – соблюдать тишину.

Третье – слушать своих одноклассников, не перебивать друг друга.

- А самое главное, чтобы в ваших детских сердцах поселись  доброта, любовь и отзывчивость.

- Итак, «Тишина на площадке! Работает камера! Прошу приготовиться творческим группам к работе над созданием проекта научно-познавательного фильма».

Вхождение в урок.

Учитель из чемодана достает: мегафон, хлопушку

Учитель из чемодана достает: «пленку», на которой изображены: уж, гадюка, ящерицы.

Учитель проводит инструкцию по предстоящей работе.

Учитель проговаривает в мегафон

Дети сидят

Ученики смотрят, слушают.

Ответы учащихся.

Обсуждают, распределяют роли в группе и записывают на листе.

Слушают учителя.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, определять правила работы в группах (парах); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

К: совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре, аргументировать свои суждения

Р: планировать учебное сотрудничество;

II.Актуализация знаний 

- Ребята, я случайно перепутала материалы для съемки. Прошу помочь восстановить их. ……

- Ребята, если мы фильм будем создавать о пресмыкающихся, то кто из этих животных лишние?

- А вы уверены, что ящерица, уж и гадюка пресмыкающиеся?

- Ваши предположения мы проверим в ходе работы.

- Значит, главными героями фильма будут ящерица, уж и гадюка.

- И нам надо доказать их принадлежность к классу «Пресмыкающихся»?

- Каждая группа работает по плану, который записан на конверте. Просмотрите его.

- Лучшая группа будет награждена.

Учитель роняет 2 рис. птиц и 3-х пресмыкающихся

Выслушивает ответы.

Раздает конверты группам.

Ученики слушают.

Классифицируют рис. и оформляют на доске

Ответы учеников.

Читают план.

Смотрят, слушают, принимают учебные задачи.

П: умение отличать классы животных.

П: выделять необходимые знания для решения задачи; классифицировать, выделять существенные признаки животных

К: умение выражать свои мысли

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке

Слайд -1 – таблица «Да. Нет»

- Первая группа ищет информацию о том, кто такие пресмыкающиеся и почему их так назвали.  

- Вторая – как выглядят (внешний вид) пресмыкающиеся.

- Третья – расскажет о среде обитания или где живут данные животные, а также чем питаются.

- Четвертая – обозначит значение пресмыкающихся в жизни человека.

- Пятая – расскажет о правилах поведения человека при встрече с данными животными.

- Если мы правильно ответим на все эти вопросы, то и докажем, что главные герои фильма – пресмыкающиеся.

Акцентирует внимание на содержании таблицы-доказательств.

Читают таблицу.

Принятие критериев защиты «кадра».

Л: проявлять уважение к одноклассникам, к учителю.

Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия.

IV. Изучение нового материала (проектная деятельность)

Слайд – 2 – правила работы в группах.

Вспомним правила деṘင脦蝸ᘺ뤎힡猯㿞뫘ظ䯤⡪夭㞤₳빾傟䞇䜹体価瀢墥䎂⬶㝭㘾붐䅓礰嚂湗ᑖ⎙㱧陁ľퟚ쁁啃貉拫繕䒕ꔊ닙졌졒悞㯐觽접쇒湒䵣ⅈꖢ촙噲襁䚨纺瑟戆㲟仮㌈摌䌒껠偷䇇⠇鸸좱ل췁῟豱跑ㄌ蓓⪓ꯙ꙯奶쒈亏뭶৤挮ﱵᢻ컺Ῡ뒏ཎἵ읉夎斡昈꠻䠧ゟ༎狗ᐞ座㕖✤퐹桶핈뗷꽂䪸ጻ䃙㏓궈醔滑雯㠗庭䷙㺹࿍옊溄鈫姳唄暯1糧蹻쩡慹餻䇛衪虨㟰❷䀇ﱣ꾸硦ꪁꭂ맪᝶⭘㭂瓵鑞䊀姫퍖뱴놀⪎‐얍쾶ꄅɶᬭƴ䗞ㄒ쌫瞍皮ʊ칣榣๫픊災孽뀶夗笫꘽䛕ᎈ摉㼌㋪鶇뽉鵰口ψ멍ﵟ綟詼䱲浀钽疻랗ꂦ宻ꁪᤙ쌅둷ඩ۶缵诳猅₃✟唑Ꮔ荚양䜴諒੕﬋텝짂⇋霦扜руппах по проекту.

1 группа

Понятие о пресмыкающихся.

Задача: почему класс пресмыкающихся получил такое название?

План работы

  1. Прочитать тексты.
  2. Найдите понятие: «кто такие пресмыкающиеся?» (приклейте данное понятие на лист)
  3. На странице 74 учебника найдите: «На какие две группы делятся пресмыкающиеся?». (найдите картинки ядовитых и не ядовитых пресмыкающихся, приклейте их на лист).
  4. Дополните кадр иллюстрациями ядовитых и не ядовитых пресмыкающихся.
  5. Подготовьтесь к выступлению.

2 группа

Внешний вид пресмыкающиеся.

Задача: составить информацию о внешнем виде пресмыкающихся.

План работы.

  1. Прочитать тексты.
  2. Найдите предложения-описания внешнего вида пресмыкающихся.
  3. Подготовьтесь к выступлению.

3 группа

Среда обитания и питание пресмыкающихся.

Задача: составить информацию о том, где живут пресмыкающиеся и чем питаются.

План работы

1.Прочитать тексты.

2. Найдите информацию о том, где живут пресмыкающиеся и чем питаются.

3. Приклейте эту информацию на лист.

4. Подберите нужные картинки и приклейте их на лист.

5. Подготовьтесь к выступлению.

4 группа

Значение пресмыкающихся в жизни человека.

Задача: составить информацию о значении пресмыкающихся в жизни человека.

План работы

1.Прочитать тексты.

2. Найдите информацию о пользе ужа, ящерицы, гадюк.

3. Приклейте эту информацию на лист.

4. Подберите нужные картинки и приклейте их на лист.

5. Подготовьтесь к выступлению.

5 группа

Правила поведения человека при встрече с пресмыкающимися.

Задача: узнать о правилах поведения человека с пресмыкающимися.

План работы

1. Прочитайте текст на с 75, 76 учебника.

2. Прочитайте тексты на листах.

3. Выберите карточки с правилами поведения при встрече с гадюкой.

4. Наклейте эти правила на белый лист.

5. Помогите «Человечку»  подобрать одежду к походу в лес.

6. Подготовьтесь к выступлению.

- Физминутка

- Ребята, покажите, пожалуйста движения пресмыкающихся и можно озвучите их.

- Как передвигается уж?  

- Как извивается змея?

- Как ползает ящерица?

Инструктаж для учащихся.

Демонстрация слайда о правилах сотрудничества в группе.

Контроль за деятельностью групп.

Слушают учителя.

Работа учеников в группах по заданию.

П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы)

Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений

Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли

Р: работать по плану, инструкции

П. составлять модель-кадра.

V.Применение знаний на практике

Вернуться к 1 слайду

- Прошу выйти представителей каждой группы для защиты проекта.

- Почему пресмыкающихся так назвали?

- На какие две группы делятся пресмыкающиеся?

-Как вы считаетесь, справилась эта группа с заданием.

- Вопрос второй группы.

- Чем покрыто тело пресмыкающихся?

- Где обитает гадюка и чем питается? Уж? Ящерица?

- Какую пользу приносят людям пресмыкающиеся?

- Как уберечь себя от укуса змеи?

- Мы с вами доказали, что уж, ящерица и гадюка являются пресмыкающимися.

- Значит, мы можем сказать, что уж, ящерица и гадюка пресмыкающиеся и по праву являются главными героями нашего фильма.

Расстановка представителей напротив своего «кадра».

Заполнение таблицы.

Беседует с учащимися.

Подводит микроитог.

Защита «кадра».

Учащиеся отвечают.

Учащиеся слушают отвечающих и оценивают правильность ответов.

Ученики поднимают руку, отвечают.

Подтверждение гипотезы.

П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала

Р: оценивать весомость суждений

Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание

VI. Обобщение

- Над какой темой работали?

- Что интересного вы узнали об этом классе?

- О разнообразии пресмыкающихся, интересных фактов их жизни вы можете найти, прочитать в других источниках информации. Например, в энциклопедиях.

Вопросы по теме урока.

Демонстрация информации из энциклопедии.

Ответы учащихся.

Смотрят, слушают.

П: обобщать знания

К: выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

 VII. Рефлексия учебной деятельности

 - Поднимите руку те, кто считает, что усвоил материал данного урока.

 - Поднимите руку те, у кого остались вопросы.

- Озвучьте их.

- Предлагаю их рассмотреть на следующем уроке

Беседует с учащимися

Предлагает каждой группе рисунок дерева, где дети отмечают маркером свою успешность.

 Самооценивание

Л: самооценка на основе критериев успешности

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности

VIII. Итог урока

- Наш мир разнообразен, в нем есть место для каждого человека, для каждого животного и мы должны жить в мире и согласии с природой, наполнять добротой свои сердца.

- Кто согласен со мной – прикрепите свои сердечки.

- Ребята, вы очень хорошо поработали и по праву получаете мои награды.

Оценивание обучающихся.

Награждение

Размышляют

Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

IX. Домашнее задание

Слайд 4

1 уровень Учебник с.74-76 читать и пересказывать

2 уровень Составить вопросы по теме «Пресмыкающиеся»

3 уровень Составить кроссворд

Проводит инструктаж

Записывают в дневник

Таблица «Да. Нет»

Вопрос

Да

Нет

Почему пресмыкающихся так назвали?

На какие две группы делятся пресмыкающиеся?

Чем покрыто тело пресмыкающихся?

Где обитает гадюка и чем питается (уж, ящерица)?

Какую пользу приносят людям пресмыкающиеся?

Как уберечь себя от укуса змеи?

1 группа

План работы

  1. Прочитать тексты.
  2. Найдите понятие: «кто такие пресмыкающиеся?» (приклейте данное понятие на лист)
  3. На странице 74 учебника найдите: «На какие две группы делятся пресмыкающиеся?». (найдите картинки ядовитых и не ядовитых пресмыкающихся, приклейте их на лист).
  4. Дополните кадр иллюстрациями ядовитых и не ядовитых пресмыкающихся.
  5. Подготовьтесь к выступлению.

2 группа

План работы.

  1. Прочитать тексты.
  2. Найдите предложения-описания внешнего вида пресмыкающихся.
  3. Дополните кадр иллюстрациями.
  4. Подготовьтесь к выступлению.

3 группа

План работы

1.Прочитать тексты.

2. Найдите информацию о том, где живут пресмыкающиеся и чем питаются.

3. Приклейте эту информацию на лист.

4. Подберите нужные картинки и приклейте их на лист.

5. Подготовьтесь к выступлению.

4 группа

План работы

1. Прочитайте тексты.

2. Найдите информацию о пользе ужа, ящерицы, гадюки.

3. Приклейте эту информацию на лист.

4. Подберите нужные картинки и приклейте их на лист.

5. Подготовьтесь к выступлению.

5 группа

План работы

1. Прочитайте текст на с 75, 76 учебника.

2. Прочитайте тексты на листах.

3. Выберите карточки с правилами поведения при встрече с гадюкой.

4. Наклейте эти правила на белый лист.

5. Помогите «Человечку» подобрать одежду к походу в лес.

6. Подготовьтесь к выступлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Родительское собрание Тема: Роль проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;Ра...

Конспект внеклассного занятия по проектной деятельности. Посев семян болгарского перца и помидоров для выращивания рассады. Проведение самостоятельного исследования.

Цели и задачи:-        систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;-        познакомить с витаминами, раскры...

Конспект внеклассного занятия по проектной деятельности. Посев семян болгарского перца и помидоров для выращивания рассады. Проведение самостоятельного исследования.

Цели и задачи:-        систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;-        познакомить с витаминами, раскры...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Тема самообразования «Проектная деятельность на уроках в начальных классах»

Личностно-ориентированное обучение основывается на использовании инновационных педагогических технологий, особое место среди которых занимает проектная деятельность. В основе проектной деятельности ле...