Внеклассное мероприятие по окружающему миру "История освоения космоса"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_1_novochub.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
2 «А» класс, УМК «Перспектива»
Тема: История развития космоса
Цель: в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
Задачи:
1.Опираясь на знания и опыт учащихся, рассмотреть этапы покорения небом человека.
2.Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
3.Обоготить словарный запас учащихся новыми понятиями.
4.Познокомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.
5.Организовать соревновательную деятельность между командами.
6.Создать активное взаимодействие учащихся в команде.
I. Орг.момент.
Учитель: Какой праздник в апреле отмечает весь мир? (День Космонавтики)
Почему в этом году мы особенно торжественно отмечаем этот праздник? (9 марта – юбилей Ю.А.Гагарина – 80 лет)
Пройдут годы, десятилетия, века, но люди во всем мире никогда не забудут первой полет человека в космос.
В течение года мы вместе готовились к Дню Космонавтики, пополняли уже полученные знания и изучали новое, неизведанное нами. И сегодня я предлагаю подвести итог нашей работе, но занятие наше пройдет не так , как обычный урок , а в форме соревнований между тремя командами. Итак, я представляю команды. Первый экипаж- «Мечта»(командир- Яковлев Алексей), второй – «Восток»(командир-Егоров Николай), третий – «Аполлон» (командир- Афоничев Артемий).Наши соревнования пройдут по всем правилам. За вами будет зорко следить строгое жюри, в составе: Беляевой Ольги Александровны, директора нашего лицея; Веселовой Елены Викторовны, завуча по учебной части; Карповой Аллы Анатольевны, организатора внеклассной работы. Жюри оценит: содержание ваших выступлений и артистизм, оформление команды, командный результат викторины про космос и общую работу в команде. Сегодня мы будем работать в командах, поэтому я предлагаю вспомнить правила работы в команде.
- Говорим вежливо
- Называем собеседника по имени
- Говорим по очереди, не перебивая друг друга
- Внимательно слушаем
- Если непонятно, переспросите партнера, четко высказывая свое мнение
- Соблюдаем порядок на парте
- Уважаем мнение собеседника
II. Учитель:Вот теперь можно начинать. В начале года мы ходили в Планетарий. Экипаж «Мечта» расскажет о том, что мы там узнали:
Еще в древнейшие времена таинственно мерцающие в ночном небе звезды привлекали внимание людей, живущих на земле.
Церковники придумали много всяких сказаний о Земле, утверждая, что Земля неподвижна в космосе и является центром вселенной. Затем говорили, что Земля держится то на китах, то на слонах или вдруг утверждали, что она не круглая, а плоская и Солнце вращается вокруг Земли, и много других легенд и мифов, но всегда над всеми было небо, усыпанное звездами.
По звездам на небе мореплаватели определяли путь своего корабля. Они так и говорили : «Это наши путеводные звезды».
С глубокой древности за небом наблюдали ученые-мудрецы. Их называли звездочетами. Они следили за звездами, Солнцем и Луной. А Луна каждые две недели вела себя изменчиво, то полная, круглая, то остается от нее узенький серпик. И назвали его месяцем. Стал месяц служить мудрецам-звездочетам для определения времени. За тридцать дней совершалось чудо. Тоненький серп месяца превращался в полную луну.
Люди давали всякие имена звездам, присваивали им названия тех предметов , с которыми они встречались на Земле. Они соединяли звезды между собой линиями. Так появилось на древних картах звездное небо усыпанное созвездиями, иногда похожими на людей, зверей или разных сказочных чудовищ. Отсюда и названия – Большая медведица, Лев, Кит, Ковш, Лебедь и т.д.
По положению Солнца люди определяли время, точно ориентируясь в море и на суше. Воины в старину определяли по звездам остроту зрения. Тот, кто видел звезду, похожую на коня и всадника, мог стать метким стрелком из лука.
Когда-то люди думали, что можно дойти до края земли и увидеть то, что творится за небесным сводом. Они не знали, что Земля – это твердый холодный шар, обогреваемый солнцем , и края у нее нет. Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. Мы не замечаем ее движения просто потому, что летит она в пространстве без толчков и тряски, словно автомобиль по отличной дороге. А Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет солнечную систему, в которую входят восемь больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Великий польский ученый Николай Коперник, наблюдая за звездами и планетами, вычислил и доказал, что Земля вращается в космосе вокруг Солнца. Великий итальянский ученый Галилео Галилей в шестнадцатом веке решил доказать, что учение Коперника верно. Как математик и физик он сконструировал первый телескоп и направил его в небо в звездную ночь. Он был поражен открывшимся ему звездным миром. На Луне он обнаружил горы и долины, на Солнце – пятна, Млечный путь оказался бесчисленным скоплением звезд, вокруг планеты Юпитер вращались Спутники, и планета Венера вращалась тоже вокруг Солнца. Так Галилей разрушил церковное представление о Земле и Небе. Но прошло еще очень много времени прежде чем человек дотянулся до звезд.
Учитель:В нашем классе есть группа любознательных ребят , на осенних каникулах они посетили музей Космонавтики и вот, что они там узнали: Как человек дотянулся до звезд? Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У Древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Эстафету у Циолковского принял Сергей Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов- искусственных спутников Земли и космических кораблей. В последнее время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
-Вы знаете, что у нашей планеты есть искусственный спутник? Как он называется?
- «Луна»
-Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
- 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям.
Так человек дотянулся до звезд.
Учитель: Я предлагаю посмотреть фильм о том, как это было. (Фильм)
Я вижу вы устали, предлагаю вам отдохнуть под песню о Ю.А.Гагарине. (Физ.минутка) Ю.А.Гагарин был большим романтиком, на протяжении всего полета он наблюдал за нашей планетой в смотровое окно и вот какое послание всем поколениям он написал:
Было бы ошибкой думать, что над развитием космоса работала только наша страна. Главным конкурентом в освоении - были США. Так, в 1969 году первым космонавтом, ступившим на Луну стал Нил Амстронг. Послушайте, как это было. Об этом событии вам расскажет экипаж команды «Аполлон».
Аполло́н-11» — пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16—24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела — Луны.
20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.
Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.
Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года — до конца десятилетия осуществить высадку на Луну.
(Фильм)
III. Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили, полученные вами знания. Помните о том, что вы отвечаете не только за себя, но и за всю команду.
Викторина:
- Когда был совершен первый полет человека в космос с человеком на борту?
- 4 октября 1957 году
- 12 апреля 1961 году
- 21 июля 1969 году
- Первый человек, покоривший звездное небо?
- А.А.Леонов
- Г.С.Титов
- Ю.А.Гагарин
- Сколько длился первый космический полет с человеком на борту?
- 108 мин
- 24 часа
- 2 часа
- Как называется летательный аппарат, на котором совершаются полеты в космос?
- Самолет
- Космический корабль
- Вертолет
- Что сказал Ю.А. Гагарин перед полетом в космос?
- Полетели
- Поехали
- Помчались
- Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космический корабль?
- Космодром
- Аэропорт
- Ракетодром
- Как назвался космический корабль Ю.А.Гагарина?
- Мир
- Союз
- Восток
- Спутник Земли?
- Солнце
- Луна
- Марс
IV. Учитель: Пока жюри подводит итог, я предлагаю вам выполнить творческое задание.
V. Учитель: Каждая команда получает конверт, в котором лежит фрагмент поздравительной открытки к дню Космонавтики. В начале соберите на парте то, что должно получится, а потом вы перенесете ваше поздравление на магнитную доску( Песня «Трава у дома»)
VI.Загадки
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
VII.Подведение итогов и награждение. Учитель: Слово для подведения итогов предоставляется нашему жюри (награждение)
VIII. Заключение (рефлексия).Учитель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Поднимите руку, кто расширил свои знания в области космоса. Ребята, изучение космоса продолжается. Может кто-то из вас станет космонавтом и полетит в космос. Но для этого надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не боятся трудностей, не стесняться любой работы. Много заниматься физкультурой, спортом, чтобы быть здоровым, крепким, сильным, выносливым. У каждого из вас есть мечта и я желаю, чтобы она осуществилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру
Занятие подготовлено в виде заочного экологического путешествия по лесу. В процессе которого ребята читают стихи, поют песни и работают над экологическим рассказом, находят ошибки, допущенные в ...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Урок по окружающему миру "Освоение космоса"
Цели урока:Познакомить учащихся об основателях космического пространства.Продолжать развитие навыков при работе с учебником, дополнительной литературой, справочными мате...
презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний
презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний...
Конспект внеклассного мероприятия по теме "Путешествие в космос" (1 класс)
Цели: познакомить с историей космоса;формировать чувство патриатизма, гордости за свою Родину. ...
Внеклассное мероприятие "Игра – путешествие "Полёт в космос"
Данная разработка поможет детям больше узнать об учёных и космонавтах, проложивших путь в космос, о планетах Солнечной системы, созвездиях. Форма мероприятия - игра способствует повышению ...