Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisok_ispolzovannyh_istochniko1.docx | 13.74 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 22.01 КБ |
selo_preobrazhenskoe.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Список использованных источников
Литература:
- «Об учебно-методическом комплекте «Школа России». Начальная школа,№4,2009,С - 6.
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Издательство «Просвещение»,2008, С149.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.
- Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
- Примерные программы начального общего образования в 2 частях. Часть 1. Редактор И.А. Сафронова, Издательство «Просвещение»,2008, С315.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2009
Интернет-ресурсы
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
- Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/
- ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Самородова Марина Николаевна
- Класс: 4 «А» Дата: 15.03.2014 год Предмет: окружающий мир
- Система учебников «Школа России»
- Тема урока: Петр 1. Реформы и преобразования в России.
Технологическая карта урока
Тема | Петр 1 ,его реформы и преобразования | ||||||
Форма представления результата урока | Устный доклад учащихся о проделанной работе с составлением и заполнением таблицы. | ||||||
Цель и задачи | Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1. Способствовать развитию УУД: - Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия | ||||||
Планируемые результата | Предметный Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1. Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме. | Метапредметные - Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Личностные - Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме | ||||
Организация пространства | Ресурсы Интерактивная доска с заготовленной итоговой таблицей ответов. Папки с ключевыми словами для каждой группы. Текст стихотворения для каждой группы. | Формы работы Урок спланирован с частичным использованием технологии развития критического мышления Фронтальная, индивидуальная и групповая. | |||||
Ход урока | |||||||
№ п/п | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||
Подготовка | Организовать постановку познавательной цели урока учащимися. - Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мир. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. - Как вы думаете, кто это? Почему вы так решили? Уточнение значений слов: «эпоха», «преобразования». Формулировка темы урока. Формулировка целей урока. | 4 мин. | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Высказывают и объясняют свое мнение о герое стихотворения. Объясняют лексическое значение слов. Формулируют цели урока. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся Организует обсуждение стихотворения. Уточняет лексическое значение новых слов. Организует постановку целей урока учащимися. | |||
Планирование
создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Таблица «Верные – неверные утверждения» Приложение 1 Обсуждение, хватило ли имеющихся у ребят знаний, чтобы однозначно оценить высказывания. Вывод: необходима дополнительная информация. | Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Устанавливают, верны ли данные в таблице утверждения. Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний. | Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся. Организует проговаривание правил работы в группе. | ||||
Выполнение задания | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом “мозгового штурма”. Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. | Выполняют исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся | ||||
развитие умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе | Анализ информации. Формулирование выводов Учащиеся работают индивидуально с текстами . В тексте по мере чтения дети ставят значки:
+ - новое
?! – вопрос, эмоциональный отклик В каждой группе тексты разные по содержанию. Приложение 2 После индивидуальной работы с текстами учащиеся в группах по очереди рассказывают, о чем они узнали. Далее каждая группа получает пакет с ключевыми словами, встречающимися в текстах. - Расположите ключевые слова в нужной последовательности и подготовьте сообщение. Один, два человека из каждой группы, опираясь на ключевые слова, озвучивают свою презентацию. В случае затруднения выступающих, им помогают ребята из группы. Участники из других групп могут задавать вопросы. | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте. Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других. Готовят презентацию коллективной работы. Задают вопросы выступающим. | Консультирует учащихся Организует индивидуальную работу учащихся с текстом. Организует и контролирует работу учащихся в группе. | ||||
Защита работы в форме устного доклада с составлением таблицы. | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов: устный отчет с демонстрацией материалов. - Расположите ключевые слова в нужной последовательности и подготовьте сообщение. Один, два человека из каждой группы, опираясь на ключевые слова, озвучивают свою презентацию. В случае затруднения выступающих, им помогают ребята из группы. Участники из других групп могут задавать вопросы. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. С помощью карт, предложенных учителем и составленных в ходе выполнения проекта самостоятельно , дети заполняют таблицу и выступают с устным отчетом. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. | ||||
Оценка результатов и процесса деятельности . Рефлексия. | Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин На фазе рефлексии учащиеся возвращаются к таблице «Верные – неверные утверждения» и оценивают достоверность высказываний, используя полученную на уроке информацию. Обсуждают свои решения в группах. - Какие приемы работы с текстом помогли нам достичь поставленных целей? Обсуждение, что понравилось, вызвало затруднения, удивило. | 4 мин. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности Устанавливают, верны ли данные в таблице утверждения. Высказывают, аргументируют свою точку зрения. Оценивают собственную деятельность. | Оценивает усилия учащихся , их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. Организует процесс рефлексии. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
- село Преображенское
- быстрый и живой
- потешный полк
- гвардейские полки
- военное дело
- морское дело
- учиться судовождению
- 15 ремесел
- создана регулярная армия
- крестьяне
- рекруты
- пожизненная
- В 1695 году
- Азов
- турки
- нужен флот
- верфь в Воронеже
- 1330 судов
- Россия отстала
- не развито образование
- нет армии отсутствует флот
- не развивается торговля
- В 1697 году
- в Голландию
- Великое посольство
- простой рабочий
- реформы в стране
- внешний вид
- школы
- обязаны учиться
- кораблестроители, инженеры
- требовалось оружие
- сукно, полотно
- предприятия и мануфактуры
- новые налоги
- перепись населения
- новый календарь
- счет лет «от рождества Христова»
- 1 января
- поздравлять друг друга
- первая печатная газета
- С 1702 года
- Кунсткамера
- первая библиотека
- В 1700 году
- война со шведами
- выход к Балтийскому морю
- Балтийский флот
- Петропавловская крепость
- трудное дело
- ворота в Балтику
- Адмиралтейская верфь
- В 1721 году
- титул императора
- развитых стран
Ключевые слова для урока увеличиваются. В процессе подготовки устного выступления учащиеся приклеивают их на лист формата А-4
Приложение 1
утверждения | до | после |
чтения текста | ||
Петр 1 был из рода Рюриковичей. | ||
Петр 1 с детства обучался военному делу. | ||
При Петре 1 служба в армии стала пожизненной. | ||
Петр 1, отправившись учиться строить корабли в Голландию, работал плотником на корабельных верфях. | ||
При Петре 1 была проведена перепись населения. | ||
Петр 1 издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться. | ||
Петр 1 открыл первую библиотеку для бесплатного пользования. | ||
До начала царствования Петра 1 в России был мощный военный и торговый флот. Россия могла одерживать победы в морских сражениях. |
Приложение 2
Текст 1
Петр 1 был внуком Михаила Федоровича Романова, первого русского царя из династии Романовых. С четырех лет и до семнадцати Петр со своей матерью жил вдали от двора, в селе Преображенском под Москвой. Мальчик был от природы необыкновенно быстрый и живой. Он скучал во дворце и стал большую часть времени проводить со своими сверстниками на улице. Он составил из боярских детей полк, названный «потешным», и учился с ними военному делу. Командовал ими, сооружал с ними земляные крепости и штурмом брал их. Когда Петр вырос, его потешные роты стали настоящими гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским.
Особенно любил царь морское дело. Однажды юный Петр обнаружил в амбаре своего деда небольшой ботик – двухвесельную шлюпку с парусом и рулем на корме. Петр стал учиться судовождению. На Переяславском озере была сооружена целая «потешная» флотилия.
За свою жизнь Петр освоил 15 ремесел. Он строил корабли, плотничал, был кузнецом, печатал гравюры, учился артиллерийскому и часовому делу, ткачеству, варил бумагу. Безделья он не терпел, и каждый день его был заполнен до предела.
Текст 2
При Петре 1 была создана новая, регулярная армия. Каждый год из деревень в армию забирали определенное количество крестьян. Их называли рекрутами, а воинскую повинность – рекрутской. Служба была пожизненной. Офицеров готовили из русских дворян. Были открыты специальные военные училища.
В 1695 году был объявлен поход на Азов – крепость на Черном море, находящуюся тогда под властью турок. Первая осада Азовской крепости закончилась неудачей. Россия не могла атаковать крепость с моря. Петр понимает, что России нужен флот. Он строит верфь в Воронеже и в течение нескольких месяцев занимается судостроением. Работая в условиях суровой зимней стужи, царь не просто распоряжался постройкой, но и сам часто брался за инструмент. В результате – меньше чем за год! – было спущено на воду в общей сложности около 1330 судов. Спустившись с войском на судах по реке Дон, Петр осадил Азов со всех сторон и, не подпуская к городу турецкий флот, вынудил турок сдаться.
Текст 3
Петр понимал, что Россия значительно отстала от других Европейских государств. Он видел, что на его Родине не развито образование, нет сильной армии, отсутствует флот. Не развивается торговля из-за отсутствия портов на Балтийском и Черном морях.
В 1697 году из России в Голландию отправилось Великое посольство нанимать для России разных мастеров, заказывать приборы и оборудование. В качестве простого рабочего ехал в посольстве и сам царь. В Голландии Петр нанялся плотником на корабельные верфи. А в Англии он учился кораблестроению, осмотрел литейный завод, монетный двор, госпитали.
По возвращении из-за границы Петр 1 приступил к реформам в стране. Изменения в государстве он начал с изменения внешнего вида. Он повелел всем боярам сбрить бороды, переодеться в короткие европейские одежды.
Текст 4
В России появились настоящие школы. Царь Петр издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться. Петр 1 хотел добиться того, чтобы в Росси появились собственные кораблестроители, инженеры, деятели науки и культуры.
Армии и флоту, которые создавал Петр, требовалось оружие, сукно для мундиров, полотно для корабельных парусов. Появились крупные предприятия и мануфактуры.
Царь Петр ввел новые налоги: на строительство флота и на укрепление армии. Чтобы учесть весь народ, который должен был платить налоги, Петр провел перепись населения.
Текст 5
Петр 1 ввел новый календарь. Царь распорядился вести счет лет не от «сотворения мира», а «от рождества Христова». Как это было во многих европейских странах. Таким образом, в России вместо 7208 года наступил 1700 год. Впервые при Петре 1 новый год начали отмечать как праздник 1 января. Традиция поздравлять друг друга с Новым годом и украшать улицы, дома еловыми и сосновыми деревьями тоже пошла с того времени.
С 1702 года в России выходит первая печатная газета: «Ведомости», которая рассказывала о делах, «случившихся в московском государстве и в иных окрестностных странах»
При Петре 1 в Санкт-Петербурге открывается первый музей – Кунсткамера.
Петр открыл первую библиотеку для бесплатного пользования. В ней было 11 тысяч книг.
Текст 6
В 1700 году началась война со шведами за возвращение захваченных Швецией земель и за выход России к Балтийскому морю. Петр 1 начинает создавать Балтийский флот.
На Неве у Финского залива закладывается Петропавловская крепость, которая стала ядром города – Санкт-Петербурга. В Петербург по особому наряду собрали до 20000 мастеровых для земляных, плотничьих и каменных работ. Строительство города было трудным делом. Берега в устье реки Невы были пустынные, болотистые. Приходилось осушать болота, рыть каналы, делать насыпи. Рабочие страдали от голода и болезней. Много человеческих жизней взяло строительство. Новый город стал воротами в Балтику, в Европу. В устье Невы Петр 1 заложил Адмиралтейскую верфь, где начали строить корабли для российского флота.
Благодаря реформам Петра Россия становится одной из самых развитых стран Европы.
В 1721 году Петр 1 принял титул императора. Россия стала называться Российской империей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина...
Технологические карты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Разработки уроков на весь учебный год по окружающему миру....
Технологические карты уроков по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Технологические карты согласно требованиям ФГОС НОО....
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России". Тема: Природные зоны.
Урок разработан согласно требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Равнины и горы России"
Урок открытия нового знания по окружающему миру с использованием технологии критического мышления, ИКТ-технологии, здоровьесберегающей технологии...