Формирование регулятивных УУД на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Формирование группы регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Каждый школьный учебный предмет в той или иной мере располагает возможностями формирования регулятивных универсальных учебных действий, однако для эффективной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия.
Во-первых, нужен учитель, который сам владеет группой регулятивных универсальных учебных действий и способен сформировать их у школьников.
Во-вторых, нужна программа обучения, в которую заложены такое содержание, формы и методы, которые позволяли бы эффективно формировать у детей способность анализировать, сравнивать, оценивать, исследовать явление, процесс или ситуацию с различных точек зрения, учить их прогнозировать свою работу и т.д.
Концепция формирования УУД для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Рассмотривая структуру и критерии сформированности группы регулятивных УУД для начальной школы можно сделать вывод, что «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст [17, с.68].
Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания - одна из главных задач обучения.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал [13].
Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать.
Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного [13].
От потребности и уровня сформированности группы регулятивных УУД строятся и действия учителя:
1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка;
2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»;
3. Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?»;
4. Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия;
5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
В связи с требованиями ФГОС, Скоморохова М.И. утверждает, что в конечном результате владение группы РУУД дает :
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Большим потенциалом в данной области имеет предмет «Окружающий мир». Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Регулятивные УУД можно формировать в ходе традиционных уроков, используя специальные методические приемы. Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей группы регулятивных УУД.
Затруднение в деятельности учителей начальных классов по формированию группы регулятивных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содержат рекомендации по их формированию. В них в основном дано содержание учебного материала, однако недостаточно количество заданий, направленных на формирование группы регулятивных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира.
Проявление регулятивных универсальных учебных действий ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Проявление регулятивных действий школьника на уроках окружающего мира характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Внешними признаками проявления регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках окружающего мира являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Для успешного формирования группы регулятивных УУД необходимо:
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок: обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
Для диагностики и формирования группы регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
диспут;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, следует соблюдать определенные правила:
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.
Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком). Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов [21].
Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется организация совместной работы у младших школьников коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.
Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:
- Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
- Режиссерская игра
Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.
Все эти методические приемы могут быть использованы на любом уроке окружающего мира в начальной школе.
Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей регулятивных и познавательных УУД. Наблюдения за растениями и животными в лесу и поле, на лугу и водоеме, исследования природного окружения, где дети работают самостоятельно, формируют:
- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
- формирование основ оптимистического восприятия мира [1].
Содержание курса открывает широкие возможности для организации на уроке учебного диалога. Учебный диалог сродни эвристическому методу обучения, когда достаточно сложные учебные задачи решаются в процессе коллективного обсуждения. Это некий «мозговой штурм», позволяющий каждому участнику внести свой вклад в решение поставленной учителем проблемы. Грамотная организация учителем на уроке проблемной беседы, диалога, дискуссии будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий (коммуникации-взаимодействия, коммуникации-кооперации, коммуникации-интериоризации).
На основании вышеизложенного можно без преувеличения сделать вывод, что предмет окружающего мира в начальной школе является основой развития у учащихся группы регулятивных универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
Выступление на МО....
Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира
Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...
Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...
Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века» в свете идей ФГОС
Статья по теме: "Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века» в свете идей ФГОС"...
Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира
Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира...
Развитие регулятивных УУД на уроке окружающего мира
В данной презентации показаны этапы урока окружающего мира в 4 классе "Экосистема болота", направленные на формирование регулятивных УУД: действий целеполагания, планирования и контроля. Также предста...
Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира.
Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира. Ответ на вопрос. Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образовани...