Урок окружающего мира "Вредные привычки. Курение"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Денисова Любовь Сергеевна

Цель для учителя: показать через урок окружающего мира формирование исследовательских и проектных умений.

Цель для обучающихся: узнать о привычках, опасных  для здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе МАОУ Абатская СОШ № 1 с.Абатское

Абатского района   Тюменской области

2013- 2014 уч.год

Предмет: «Окружающий мир»

УМК «Начальная школа XXI века»

учитель: Денисова Любовь Сергеевна

29.03.14.

Тема урока: «Вредные привычки. Курение.»

Цель для учителя: показать через урок окружающего мира формирование исследовательских и проектных умений.

Цель для обучающихся: узнать о привычках, опасных  для здоровья.

Задачи:

  • показать, как меняется человек под воздействием вредных привычек, каковы их отрицательные последствия для здоровья человека, его жизни, детей, которые появятся у него  в будущем.
  • формировать  у обучающихся  стойкую  неприязнь к   вредным привычкам: осознанную привычку не курить, не принимать алкогольные напитки, не употреблять наркотические вещества;
  • обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы; работу с разными информационными источниками.
  • развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
  • развивать мышление, творческие способности;
  • воспитывать умение сотрудничать в  группе.

Методы:

  • Обучение в сотрудничестве.
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Исследования
  • Решения проблемных задач

Педагогические технологии:

  • технология сотрудничества;
  • информационно - просветительская, здоровьесберегающая технология;
  • метод проектов.

Оборудование:

  • Слайд - презентация
  • Листы - опросники      
  • рисунки детей.
  • «Дерево решений»
  • Проекты по данной теме

Подготовительная работа:

1) учащиеся делятся на группы,

2) подбирают материал по своей теме,

3) выполняют  рисунки по теме

4) самостоятельно работают с литературой,

     5) составляют вопросы для проведения опроса взрослых и детей,

     6) выполняются проекты по теме «Курение».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Сообщение темы урока. Постановка задач урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Закрепление изученного.
  7. Рефлексия.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, уважаемые гости. У нас урок окружающего мира. Моя цель: показать вам через урок окружающего мира формирование исследовательских и проектных умений.

  • Речевая разминка:

- Наш урок мы начнём с речевой разминки. Мы прочитаем вместе небольшое стихотворение с разной интонацией: сначала с грустью, после – с удивлением, затем – с радостью.    СЛАЙД 2

           Мы внимательные, 

           Мы старательные, 

           Мы добрые, 

           Мы умные, 

           Мы отлично учимся, 

           Всё у нас получится! 

- Итак, чтобы у нас с вами всё получилось на уроке, какими нам надо быть? (внимательными и старательными)

- Я желаю, чтобы у вас всё получилось.

  1. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, что вы ожидаете от этого урока? Какую работу мы выполняем (можем выполнять) на уроках окружающего мира?  (повторяем домашнее задание – развиваем память, закрепляем изученный материал; знакомимся с текстами учебника – узнаём новый материал, получаем новые знания, развиваем технику чтения; учимся работать в группе и в паре; развиваем устную речь)

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, что такое привычка? (Привычка – это то, что мы делаем постоянно)

*посмотреть по словарю СЛАЙД 3

ПРИВЫЧКА

        1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-н. в жизни обычными, постоянными. Хорошие, плохие привычки. Вошло в привычку заниматься гимнастикой. Сила привычки. Опаздывать не в моих привычках (т. е. я не люблю опаздывать). 

        2. Навык, умение (прост.).

На всякое дело нужна п. Без привычки косить тяжело. * В привычку (прост.) - привык, умеет. Не е привычку рано вставать кому-н. Давай зашью, мне в привычку.

- Есть даже поговорка «Привычка – вторая натура».

- Перечислите привычки, которые есть у ваших сверстников или знакомых взрослых.  (…)

             Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и  ощущениям. Многие привычки могут оказать влияние на  здоровье человека.

- На какие две группы можно разделить привычки? СЛАЙД 4

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются     полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке. СЛАЙД 5

Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть  много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во  время еды. СЛАЙД 6

             Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков,

 табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы. 

             Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться,

так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек часто трудно  

избавиться самому.

- Ребята, поднимите руку, у кого родители курят – папа или мама? Хорошо это или плохо – мы и попытаемся сегодня выяснить.

  1. Сообщение темы урока. Постановка задач урока.

      - Итак, сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: « Вредные привычки. Курение»

       -Как вы думаете, для чего этот  нужен урок? (Для того, чтобы узнать новое, поделиться знаниями с одноклассниками, понять опасность вредных привычек )

     - Цель нашего урока: познакомиться с вредными привычками, опасными для здоровья.

    -  Какие задачи  поставите перед собой, чтобы достичь нашей главной цели?

 (быть внимательными, собранными, мыслящими, активными, дружелюбными, познакомиться с  привычками, особо опасными для здоровья человека, развивать технику чтения, устную речь)

    - А я ставлю перед вами цель быть  активными, внимательными, вдумчивыми.

  1. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке у нас работают 4 группы, но не соревнуясь, а сотрудничая. Я предлагаю провести исследование и стать группой ученых, которые исследуют проблему нашего общества.

Цель: узнать больше о вреде курения.

Метод исследования: изучение, анализ статьи.

Исследование проводите так: читаете статью, делаете выводы, и выполняете своё задание (рисунок, таблицу, памятку)

- Работать на уроке будем по плану:

           1. Исследовательская работа

           2. Защита проектов (1 человек от группы).

  1. Исследовательская работа.

1 группа. Художники.

Задание: изучить статью «Влияние курения на внешность человека» и выполнить работу «Раскрась курильщика».

2 группа. Физиологи.

Задание: изучить статью «Влияние курения на внутренние органы человека» и создать (разработать) памятку «Я никогда не буду курить, потому что..»

  • У меня пожелтеют зубы;

  • Будет неприятный запах изо рта;

  • На мои лёгкие налипнет никотиновая смола и я буду постоянно кашлять и болеть;

  • Я не могу заниматься спортом и танцами;

  • У меня будет плохая память, и я буду плохо учиться.

3 группа. Социологи.

Задание: изучить статью «Курение в цифрах» и придумать вопросы для анкетирования  (опроса) населения.

  1. Вы курите?

  2. В каком возрасте вы начали курить?

  3. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

  4. Курят ли ваши родные?

  5. Отметьте причины, по которым чаще всего начинают курить подростки:

  1. просто так

  2. хочется быть взрослым

  3. любопытство

  4. баловство

  5. поднимает настроение

  6. помогает похудеть

  7. для снятия напряжения

  8. успокаивает

  9. за компанию

  10. от нечего делать

  11. затрудняюсь ответить

  1. Как вы относитесь к тому, что курят девушки вашего возраста?

  2. Как вы относитесь к тому, что ваша жена будет курить?

4 группа. Историки.

Задание: изучить статью «Борьба с табакокурением» и создать (разработать) рекомендации «Как сказать «нет», если вам предлагают закурить.»

  1. «Нет, спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей)»

  2. «Нет, спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфету, предложить жвачку, игрушку)»

  3. «Нет, спасибо!» (говорится уверенным тоном без объяснения)

  4. Сделать вид, что не услышал/а предложение.

  5. Односложный ответ на все предложения и уговоры «Нет!», «Не буду», «Не хочу!»

  6. Уйти в сторону от тех, кто предлагает.

  1. Защита творческих заданий.

  1. Рефлексия.

Игровое задание «МОЙ ВЫБОР»  

                             

          - Многим кажется, ничего опасного нет в этих вредных привычках. Мы должны запомнить: если человек выкурил 2 сигареты, скорее всего, он будет курить  всегда. Ему, кажется, что если он захочет бросить курить, то он бросит. Это не так. Мы должны помнить: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку»

1) Представь, что эти смайлики - 10 человек.

2) 3 человека начинают часто курить, нарушается работа лёгких, они заболевают раком, умирают.  

     Зачеркни 3 смайлика

3) 2 человека стали часто принимать наркотики, курить запретные смеси, пить таблетки, колоть в вену опасную жидкость, болеть и от этого умирают. Зачеркни 2 смайлика..

4)  2 человека стали часто  пить тоники,  вино, пиво, водку, коньяк, у них заболело сердце, нарушилась мозговая деятельность, и они….? Зачеркни 2 смайлика

5) А теперь найди, где здесь ты, напиши над кружком «Я»

- В каком месте вы нарисовали своё лицо?

- Среди тех, кто умер, или тех, кто остался жив?

- Почему вы написали своё я, среди тех, кто остался жив?

  1. Подведение итогов урока.

- Каков был ваш самый большой успех на уроке?

- Как вы его достигли?

- Чему учились на уроке?

- Что было на уроке главным?

- Для чего нам этот урок, для чего вам эти знания?

  1. Домашнее задание.

-Я хочу вам предложить творческое задание по выбору по теме нашего урока:

сочинить сказку

написать стихи

составить чайнворд или кроссворд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1 группа. Художники.

Задание: изучить статью «Влияние курения на внешность человека» и раскрасить рисунок.

2 группа. Физиологи.

Задание: изучить статью «Влияние курения на внутренние органы человека» и сделать (разработать) памятку «Я никогда не буду курить, потому что..»

3 группа. Социологи.

Задание: изучить статью «Курение в цифрах» и придумать вопросы для анкетирования  (опроса) населения.

4 группа. Историки.

Задание: изучить статью «Борьба с табакокурением» и сделать (разработать) рекомендации «Как сказать «нет», если вам предлагают закурить.»



Предварительный просмотр:

Борьба с табакокурением 

        В разное время и в разных частях света процесс распространения табакокурения шел по-своему. В определенные периоды, правители государств  начинали борьбу с ним, наказывая любителей «подымить» всевозможными расправами.

            Например, в Америке курильщиков казнили, в Италии - замуровывали живьём в стены и отлучали от церкви, в Турции - сажали на кол, в Персии им вырывали ноздри. Известен факт, что в Персии шах Аббас сжёг торговца табаком. В Англии, уличенных в этой пагубной привычке людей водили по улицам на всеобщее обозрение с петлей на шее; упорных же курильщиков казнили, выставляя на площадях их отрубленные головы с трубкой во рту.

         В 1604 году английский король Яков I в своем труде “О вреде табакокурения” писал, что эта привычка отвратительна для зрения, омерзительна для обоняния, вредна для мозга и опасна для легких.

        В Россию табак был завезен в начале XVII столетия голландскими и английскими купцами. Уже в 1634 году, согласно специальному царскому указу, было определено наказание для курильщиков в виде шестидесяти палочных ударов по пяткам. Торговцам же табаком “резали носы и пороли ноздри”. Духовенство считало курящих людей великими грешниками, а сам табак – «чертовым зельем».

           При царе Алексее Романове, специально изданный закон о табакокурении указывал на необходимость бить курильщиков кнутом, пока уличенный в злодеянии не признается, где достал табак. Царь ввёл полный запрет на ввоз табака в Россию. Но все же, несмотря на достаточно строгие меры, курение продолжалось. Торговля табаком давала огромные прибыли, и зарубежные купцы ввозили его контрабандным путем.

         Жестокие наказания для курильщиков установил и Иван Грозный, однако, эти меры также не остановили процесс. Курение табака в Московии распространялось.

        В конце 17 - начале 18 столетия борьба с табакокурением в России поутихла, вследствие того, что Петр I и сам был рабом этой привычки. В результате, он не только упразднил все имеющиеся законы, запрещающие курение, но и разрешил ввоз табака из-за рубежа. Табак был возведен в ранг «необходимых» товаров, что приносило казне государства огромный доход. О вреде табакокурения речи не велось.

        Шло время, взгляды и отношение к курению менялись.

        В 1960 году на пачках сигарет появились первые предупреждения о вреде курения.

          В 1980-е годы было начато глобальное наступление на табак.

          2003 год ознаменовался принятием Конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с табакокурением. За четыре года к ней присоединились 146 стран.



Предварительный просмотр:

Рекомендации

«Как сказать «нет», если вам предлагают закурить.»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ В ЦИФРАХ

       Так же как есть ярые противники курения, есть и его ярые сторонники. Многие курильщики в защиту своего курения могут сказать, что ничего страшного в этом нет, и все вокруг их больше пытаются напугать. Не напугать, а предупредить и предостеречь хочется всех тех, кто курит. И сегодня хочется рассказать о курении языком цифр, может быть это для кого-то будет более убедительным, чем картинки и рассказы.
 
       5884 миллиарда сигарет продается ежегодно в мире.
 
      Россия занимает 
второе место в мире по уровню курящего населения. Нас опередил Китай. Но там на порядок ниже уровень курения среди детей и подростков.
 
       2786 сигарет приходится в России на душу населения в год (включая младенцев и детей).
 
       35% жителей РФ (40 млн.чел.) являются активными курильщиками: 60 % мужчин и 15 % женщин.
 
       30 % мальчиков в возрасте 13-15 лет курят.
  
      Жены заядлых курильщиков на 
50% (в 2 раза) чаще страдают раком легких, чем женщины, мужья которых не курят.
 
      Если 
10 лет выкуривать по 20 сигарет в день, появляется высокий риск развития хронических болезней, связанных с курением.
 
       После каждой выкуренной сигареты повышается пульс на 
5-7 ударов, артериальное давление на 5-10 мм рт.ст. Эти показатели возвращаются к норме только через 20-30 минут.
 
        76,5% детского населения России подвергаются пассивному курению дома.
 
       Если у ребенка курит один из родителей, 
50% вероятности, что он закурит в том или ином возрасте. В случае, когда курят оба родителя, эта вероятность вырастает до 75%!
 
        8-10 лет средний возраст начала курения в России.

        На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий.
   
       Каждая выкуренная сигарета стоит курильщику 
15 минут жизни
 
       

         Можно узнать, сколько лет своей жизни уже прокурил кто-то из ваших близких, для этого нужно воспользоваться формулой:
 
((Д х 54,75) х С) / 5256 =   
 
Где Д – количество сигарет, выкуриваемых за день
С – стаж курения
 
Пример: Иван Иванович курит по 20 сигарет в день в течение 30 лет
 
((20 х 54,75) х 30) / 5256 = 6,25 – именно на такое количество лет его жизнь возможно будет короче по сравнению с тем, сколько лет он мог бы прожить, если бы не курил.
 

http://takzdorovo-to.ru/uploads/images/00/00/63/2013/05/13/small_200_dc2ddd.jpg



Предварительный просмотр:

Влияние курения на внутренние органы человека

        О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре.
        Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. С начала 1960 годов газеты и журналы стали публиковать результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных сигарет от 20 до 39 — на 6,2 года.

Влияние курения на легкие

         Как показывают исследования врачей, для легких последствия курения - самые тягостные. Именно  в дыхательных  путях человека оседают мельчайшие частицы воздуха и дыма. Если в воздухе есть примеси - они оседают и вместе с мокротой удаляются из дыхательных путей. Здесь скапливаются все вредные вещества, содержащиеся в дыму. При курении с каждой новой затяжкой их становится всё больше. В результате дыхательные органы не может справиться со смолой, осевшей на нем, и подключаются другие защитные системы организма – кашель. Кашель будет повторяться,  пока не очистит дыхательные пути от грязи. Именно из-за этого курильщика можно узнать по постоянному кашлю - его организм пытается избавиться от смолы и других вредных веществ.
         Чем больше человек курит, тем меньше у организма остается сил на самозащиту. Тут-то и начинаются основные проблемы и болезни, такие как хронический бронхит, приступы астмы, склонность к респираторным заболеваниям и их длительному течению, в 6 раз повышается риск развития рака.
            Рак легких, трахеи, бронхов, пневмония, хронический бронхит, туберкулез - вот далеко не весь перечень заболеваний, которым подвержены курильщики. Причем чем больше и дольше курит курильщик,  тем более подвержен он этим заболеваниям (до 60-70% больше, чем некурящие).

Влияние курения на зрение

        Действие табачного дыма крайне негативно сказывается на органах зрения. У курящих очень часто развивается ослабление зрения. Так же может развиться нарушение световосприятия. В некоторых случаях курение может привести даже к слепоте. В Лондонском институте офтальмологии было установлено, что у курильщиков увеличивается риск ослепнуть к старости в 3 раза.

Влияние курения на мозг

        В результате замещения кислорода углекислым газом, происходит кислородное голодание мозга. Даже малые дозы никотина снижают умственные способности на 14,  а иногда и 25%. Происходит деградация курильщика. Инсульт для курильщика это также один из возможных исходов.

Влияние курения на сердце

         Курение – основная причина сердечно-сосудистых заболеваний.  После выкуривания каждой сигареты сердце начинает работать в учащенном режиме, в итоге сердце курящего человека в день совершает на 12-15 тысяч сокращений больше, чем у некурящего человека, что ведет к преждевременному изнашиванию вашего мотора. Прямая связь курения и таких заболеваний как инфаркт Миокарда, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь доказана научно. Обратите внимание на эти симптомы -  длительный приступ острых сжимающих болей в центре или левой половине грудной клетки, повышение температуры, ощущение страха, удушья. Все это результат курения.

Влияние курения на зубы и дёсна 

          Команда ученых из британского университета исследовала группу заядлых курильщиков и выяснила следующие неутешительные для любителей подымить факты. Оказалось, что у курильщиков в шесть раз чаще, чем у людей, не страдающих этой привычкой, развиваются болезни десен.

         Собственно говоря, причина этого вполне легко объяснима: проблемы с деснами вызывает размножение бактерии в налете, который образуется на зубах, если они плохо почищены. В результате вредоносной деятельности этой бактерии десны воспаляются и начинают "отступать" от зубов, тем самым лишая их должной опоры. В то же время, кость, которая держит зуб на месте, также разрушается. Таким образом, зуб либо сам выпадает, либо его приходится удалять.

При этом данная болезнь достаточно коварна: десны и зубы не болят и никак не выдают себя, поэтому больной узнает, что ему грозит перспектива вставной челюсти только на приеме у стоматолога.
 




Предварительный просмотр:

Памятка

«Я никогда не буду курить, потому что..»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Влияние курения на внешность человека

Влияние курения на внешность

Влияние курения на внешность

         Несомненно, курение очень плохо влияет на  внешний вид человека и появляется так называемый синдром «Лицо курильщика».

         У курильщиков, как правило, кожа со временем становится бледнее, а с годами на ней могут образовываться желтые пятна. Так же на лице чаще образуются прыщи, угри и разные другие высыпания. У курильщиков со стажем желтеют зубы и с каждым годом становятся все темнее и темнее.  Сигаретный дым так же подвергает опасности волосы и кожу головы. Если обратить внимание на этот фактор влияния сигарет, то можно заметить, что волосы быстрее портятся и их приходится чаще мыть.

        У курильщиков кожа выглядит сухой и серой. Замечено, что у всех курильщиков наступает преждевременное старение кожи, особенно это заметно на коже лица. Дым от сигарет воздействует на кожу как внешне, попадая на открытые участки и раздражая их токсичными отходами, так и изнутри, ограничивая доступ кислорода к коже. Так называемое "лицо курильщика" - это сморщенное лицо, с сухой раздраженной кожей, морщинами вокруг глаз и рта,  впалыми щеками, темными кругами и мешками под глазами. Известно, что длительное курение может самым разрушительным образом влиять на кожу лица. Бывают и более серьезные последствия, включая увеличивающийся риск возникновения рака кожи. 
        Команда ученых из британского университета исследовала группу заядлых курильщиков и выяснила следующие неутешительные для любителей подымить факты. Оказалось, что у курильщиков в шесть раз чаще, чем у людей, не страдающих этой привычкой, развиваются болезни десен. А это негативным образом сказывается на внешности.
       
 Пожелтение зубов и ногтей, запах изо рта,  серый морщинистый вид кожи – неотъемлемые атрибуты курильщика. Кроме того у курильщиков нарушен обмен веществ, в результате чего им очень тяжело контролировать вес тела. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "О вреде курения"

Можно использовать на уроках окружающего мира или как внеклассное занятие....

Презентация для классного часа по теме "Вредные привычки: курение" 3-4 класс

Данная презентация является дополнительным материалом к разговору о вреде курения.Материал можно использовать в 3-4 классах....

Урок здоровья "Табак. Пассивное курение" 2 класс

Урок  способствует формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни; привитию  знаний о вреде курения; развитию кругозора, памяти и мышления....

методическая разработка урока окружающий мир " Вредные привычки"

Что такое привычка?Полезные и вредные привычкиЗаболевания, связанные с вредными привычкамиКак сказать "нет"!Основные законы ЗОЖ...

Конспект урока "Поговорим о вредных привычках. Курение."

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"...

Разработка урока здоровья «Вредные привычки»

·                     способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;·...

Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Поговорим о вредных привычках

Данный материал предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века»....