План-конспект по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Равнины и горы России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_timerkaeva.zip | 26.15 КБ |
logika.docx | 41.62 КБ |
okruzhayka.docx | 31.39 КБ |
razvitie_rechi.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Равнины и горы России»
ФИО | Тимеркаева Ирина Алексеевна | |
Место работы | МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 4 В | |
Тема и номер урока в теме | «Равнины и горы России», 1 урок | |
Базовый учебник | Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» 4 класс |
- Цель урока: сформировать у учащихся представление о равнинах и горах
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с равнинами и горами, с их местоположением;
-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать самостоятельно в группе, по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе России
- Тип урока: изучение нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
- Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер
- Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Информационный ресурс №1 | - Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней! - Почему в целом свете нет родней страны? - С сегодняшнего урока мы начинаем путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по стране, изучая её с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в глубинах земли. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. | -Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить. Слайд 1
| 2 |
2 | Повторение. Актуализация знаний. | Информационный ресурс №2 | - Посмотрите на физическую карту. Давайте повторим условные обозначения. Начнём с цветов. А почему? - Какие цвета вы видите на карте России? - Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. - Что интересного увидели в этой диаграмме? - Что находится ближе всего к уровню моря? - Что находится выше?
- С цветовой гаммой разобрались, кто догадался, о чём сегодня будем говорить? | Физическая карта России -Цвет на карте указывает, где суша, где вода. -Зелёный, жёлтый, коричневый и синий цвет в виде ниточек. Диаграмма (слайд 1а) -Главная линия – это уровень моря, она из всех линий сплошная, а остальные пунктирные. -Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску. -Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая. -О возвышенностях, о низменностях, о горах. -Как выглядит земная поверхность, какие горы и равнины есть в России. Слайд 2, тема на доске. | 7 |
3 | Введение новых знаний. | Информационный ресурс №3 | Тема урока сегодня: «Равнины и горы России» Постановка учебной проблемы. - По формам земной поверхности мы выделили два вида – равнины и горы, а в диаграмме по высоте над уровнем моря мы видим пять цветов. - Что можно сказать о высоте равнин, гор? - Какой возникает вопрос? - Какие есть гипотезы? - А только ли высотой над уровнем моря отличаются эти земные поверхности? - Каждый цвет, т.е. объект, нам нужно исследовать, чтоб понять их особенности, их различия. - Работать будем по группам. В группе внимательно читаете, изучаете данное описание своего объекта, выделяете основные отличительные признаки. Затем выполняете схематический рисунок, закрасив в нужный цвет. Выступающий от группы объясняет выполненную работу. | Какие есть разновидности равнин и гор в России? -Есть горы очень высокие и не очень высокие. -На равнинах есть холмы, возвышенности. План работы в группах (получает каждая группа) 1.Читаете, изучаете. 2.Выделяете отличительные признаки. 3.Закрашиваете свой объект в нужный цвет. 4.Рассказываете, представляете свой объект классу. Работа в группах (5 минут) Солнце (магнит на карте). Слайд 4. | 10 |
Поиск решения проблемы. - Итак, начнём наше путешествие по России. У нас есть спутник. Узнайте его! Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. - Конечно, это солнышко. | 3 | ||||
4 | Физминутка | Солнышко будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. - Где встаёт солнце? - С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. | По равнине все пойдем Там цветочки мы найдем. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. Руки вверх, руки вверх подняли Теперь холмиками стали. А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам. Быстро прыгнули вперед Кто к горе быстрей придет? На носочках потянулись До вершины дотянулись, Это горы, Это холм, На равнине мы живем. Солнце встаёт на востоке. | 5 | |
5 | Воспроизведение знаний. | Информационный ресурс №4 | Выражение решения. Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. Найдите и на своих картах……….. Наше солнце остановилось над Средне-Сибирским плоскогорьем. ………………….. А теперь отправляемся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири в горы Алтая и Саян. …………………. Продолжим наше путешествие. Западно-Сибирская равнина. …………………. Продолжим двигаться за солнышком на запад. Уральские горы……………. И опять нас дорога зовёт. Мы движемся на запад, Так солнышко ведёт. Восточно-Европейская равнина …………………. А сейчас держим путь на юго-запад в горы. Это Кавказские горы……………. Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных. Реализация продукта. Так какой вопрос возник у нас в начале урока? - Какие равнины расположены на территории России?
- Какие есть горы? | Выступления ребят по очереди от каждой группы сопровождаются фото-слайдами, на карте прикрепляется название изученного объекта и схема- диаграмма. Какие есть разновидности равнин и гор в России? -Средне-Сибирским плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина. -Кавказские горы, Уральские горы, горы Алтая и Саян. Молодые (высокие) и старые (низкие), сопки (низкие, округлые хребты). | 10 |
6 | Рефлексия | -На контурных картах подпишите изученные горы и равнины. - Что нового вы узнали на уроке? | 5 | ||
7 | Домашнее задание. | -Дома прочитайте текст учебника, если найдёте, отметьте то, о чём сегодня не было сказано о данных объектах и выполните задания в рабочих тетрадях. | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Равнины и горы России»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Рассматривание изображения Европейской равнины | Информационный ресурс | Презентация | |
2 | Изображение карты | Информационный ресурс | Презентация | |
3 | Рассматривание изображения Западно-Сибирской равнины | Информационный ресурс | Презентация | |
4 | Рассматривание изображения гор, возвышенностей | Информационный ресурс | Презентация | images.yandex.ru›уральские горы ru.wikipedia.org›wiki/Среднесибирское_плоскогорье kamchatsky-krai.ru›volcano/kluchevskaja_gruppa… images.yandex.ru›западный саян images.yandex.ru›алтайские горы ru.wikipedia.org›wiki/Большой_Кавказ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Логика»
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.
Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.
Занятия на «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Программа по курсу «Логика» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Программа составлена для первого класса для обучения по 2 часа в неделю – 56 часов в год, для обучающихся 5,5 – 6,5 лет. Она разработана в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.
Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, на первый взгляд, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы обучения стоит пред трудностями6 не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно - логическому.
Цели программы:
-формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
-развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
Познавательная:
-научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
-формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.
Развивающие:
-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.
Воспитательные:
-способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся.
В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Основными результатами обучения являются:
–овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных учебных действий по всем изученным разделам курса;
–сформированность первичных приемов логического мышления
навыков приема сравнения;
навыков приема синтеза и анализа;
навыков приема обобщения;
навыков приема классификации.
Знать:
-смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»;
-приемы сравнения;
-отличия характерных признаков от существенных;
-отличия существенных признаков от несущественных;
-правила классификации;
-приемы классификации.
Уметь:
-различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»;
-узнавать предмет по заданным признакам;
-сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства;
-выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
-выделять характерные признаки для упорядочивания объектов;
-выделять существенные признаки предметов;
-использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
-аргументировать свою точку зрения;
-на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод;
-делить объекты на классы по заданному основанию;
-выбирать основание для классификации;
-знания с уроков логики применять и на других предметах;
-решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в программу. Инструктаж: ТБ,ПБ, ПДД. | 1 час |
2 | Множества и совокупности | 12 часов |
3 | Пространственно-временные представления | 6 часов |
4 | Числа и операции над ними | 22 часа |
5 | Геометрические фигуры, величина | 16 часов |
Используемая литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г. 7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
5. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Тематическое планирование по логике
2 часа в неделю, 56 часов в год
№ пп |
Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение в программу. Инструктаж: ТБ,ПБ, ПДД. Знакомство «Логика и математика» | 1 | 3.10 | |
Множества и совокупности | ||||
2 | Понятие множества. Много и один. Проект « Давай знакомиться. Я и моя семья» | 1 | 5 | |
3 | Сравнение предметов | 1 | 10 | |
4 | Сравнение предметов | 1 | 12 | |
5 | Сравнение предметов и совокупностей | 1 | 17 | |
6 | Сравнение предметов и совокупностей | 1 | 19 | |
7 | Сравнение предметов по трем признакам | 1 | 24 | |
8 | Сравнение предметов по трем признакам | 1 | 26 | |
9 | Игры-головоломки Логически задачи и упражнения. | 1 | 31 | |
10 | Игры-головоломки Логически задачи и упражнения. | 1 | 2.11 | |
11 | Игры-головоломки Логически задачи и упражнения. | 1 | 7 | |
12 | Обобщение | 1 | 9 | |
Пространственно-временные представления | ||||
13 | Ориентация в пространстве. Проект « Мое хобби». | 1 | 14 | |
14 | Ориентация в пространстве. Проект « Мое хобби». | 1 | 16 | |
15 | Ориентация во времени | 1 | 21 | |
16 | Ориентация во времени | 1 | 23 | |
17 | Ориентация на листе бумаги. Творческий проект « Времена года» | 1 | 28 | |
18 | Ориентация на листе бумаги. Творческий проект « Времена года» | 1 | 30 | |
Числа и операции над ними | ||||
19 | Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек» | 1 | 5.12 | |
20 | Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек» | 1 | 7 | |
21 | Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек» | 1 | 12 | |
22 | Числа и цифры первого десятка | 1 | 14 | |
23 | Числа и цифры первого десятка | 1 | 19 | |
24 | Числа и цифры первого десятка | 1 | 21 | |
25 | Числа и цифры первого десятка | 1 | 26 | |
26 | Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) | 1 | 28 | |
27 | Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) | 1 | 9.01 | |
28 | Состав числа (от 2 до 10) | 1 | 11 | |
29 | Состав числа (от 2 до 10) | 1 | 16 | |
30 | Состав числа (от 2 до 10) | 1 | 18 | |
31 | Сложение и вычитание | 1 | 23 | |
32 | Сложение и вычитание | 1 | 25 | |
33 | Сложение и вычитание | 1 | 30 | |
34 | Составление и решение задач по схемам и карточкам | 1 | 1.02 | |
35 | Составление и решение задач по схемам и карточкам | 1 | 6 | |
36 | Числа второго десятка, двузначные числа. Творческий проект « Дикие животные ». | 1 | 8 | |
37 | Числа второго десятка, двузначные числа. Творческий проект « Дикие животные ». | 1 | 13 | |
38 | Числа второго десятка, двузначные числа. Творческий проект « Дикие животные ». | 1 | 15 | |
39 | Числа второго десятка, двузначные числа. Творческий проект « Дикие животные ». | 1 | 20 | |
40 | Числа второго десятка, двузначные числа. Творческий проект « Дикие животные ». | 1 | 22 | |
Геометрические фигуры, величина | ||||
41 | Выявление и абстрагирование свойств | 1 | 27 | |
42 | Сравнение и составление Тест « Подскажи-ка». | 1 | 1.03 | |
43 | Сравнение и составление Тест « Подскажи-ка». | 1 | 6 | |
44 | Классификация и обобщение. Проект « Овощи» или « Фрукты» | 1 | 9 | |
45 | Классификация и обобщение. Проект « Овощи» или « Фрукты» | 1 | 13 | |
46 | Отрицание | 1 | 15 | |
47 | Утверждение и отрицание | 1 | 20 | |
48 | Утверждение и отрицание | 1 | 22 | |
49 | Сочетание признаков | 1 | 27 | |
50 | Сопоставление и вывод. Творческий проект « Части тела». Творческий проект « Части тела». | 1 | 29 | |
51 | Сопоставление и вывод. Творческий проект « Части тела». Творческий проект « Части тела». | 1 | 3.04 | |
52 | Последовательность. Играем в ученых. Это интересно. | 1 | 5 | |
53 | Анализ | 1 | 10 | |
54 | Синтез | 1 | 12 | |
55 | Комбинаторика | 1 | 17 | |
56 | Логические действия и операции «не», «и», «или». Играем в ученых. Это интересно. | 1 | 19 | |
| Итого часов | 56 |
Дидактические игры
Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», , «Кто, где живёт?», «Назови друзей».
Наклеенные на полу или на стене схемы («Дорожки», «Дерево»), позволяют играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались «муравьишки» (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки – задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.
Д/игра «Два обруча»
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего – все квадратные (играют парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты.
Д/ игра: «Украсим ёлочку»
Дети по схеме заданию, украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.
Игры-головоломки: «Танграмм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо»
Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти).
Раздел 4. Числа и операции над ними
Д/ игра: «Поезд»
С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляет их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор
Д/игра: «Вычислительные машины».
Играют двое, один играет роль вычислительной машины, другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в нижний кружок.
Д_ игра: «Волшебные домики»
Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака.
Д/ игра: «Заборчик»
Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему?
Д/ игра «»Жмурки»
С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка.
Д/ игра: «Цветная лесенка»
Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа – соседи)
Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)»
Составляя такой «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка).
При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую,
выкладывание «ковриков» происходит слева направо.
«Веселый поезд»
Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного - число 4, фиолетового – число 6, вишнёвого – число 8).
Варианты: 4-6-8; 4-8-6; 6-8-4; 6-4-8; 8-4-6; 8-6-4 (6 вариантов).
Можно провести в виде игры – соревнования.
«Для любознательных»
«Найди спрятанную фигуру по клеточкам»
На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось. В данном случае – верблюд.
«Состав числа по признаку»
Дети считают, сколько геометрических фигур на одной табличке и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам, или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера. Например: 1-я табличка – фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 – по размеру, 2 и 5 – по цвету, 3 и 4 – по форме) и т. д.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся палочки – числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.
«Математический круг»
Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую, приземляясь двумя ногами на третью, при этом проговаривая решение. Например: 5 и 3 будет 8 или 5 прибавить 3, получится 8.
Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с видами счёта, решении примеров, задач и т. д.
Д/ игра: «Реши задачу по карточкам»
Д/игра: «Сложение и вычитание»
С помощью этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было – стало всего; сколько было - осталось). Используя палочки – числа составляют решение.
Раздел 5. Геометрические фигуры, величина
Д/игра «Угадай – ка»
Педагог прячет блок и просит детей угадать блок по определённому признаку, например – цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок.
Д/игра: «Найди клад»
Эта игра позволяет выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад), дети – кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший.
Д/игра: «Автотрасса»
Дети строят дорожки по карточкам – схемам, соблюдая правила построения дорог. Например: за красным треугольником следует синий квадрат, затем жёлтый круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот, у кого дорожка длиннее.
Д/игра: «Выращивание дерева».
Дети классифицируют фигуры по цвету, форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура.
Д/ игра: «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»
Эта игра проводится так же как «два обруча» выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по двум – трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по ознакомлению с окружающим миром «Здравствуй мир!».
У детей седьмого года жизни особое положение – они готовятся к школе. У них появляется интерес к проблемам, выходящим за пределы детского сада и личного опыта, их интересуют события прошлого и настоящего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран. У ребенка этого возраста складываются представления о себе, своем организме, личностных качествах, возможностях; развивается элементарный самоконтроль и саморегуляция своих действий, своих взаимоотношений с окружающим, чувство собственного достоинства. Возросшие возможности способствуют включению детей в активную природоохранительную деятельность. Продолжается развитие интеллектуальных, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентации, гуманистической направленности отношения к миру. Изучение стихийно формирующихся историко-географических знаний детей о родном крае выявило, с одной стороны, небольшой их объем и, с другой стороны, познавательный интерес к получению таких знаний.
Цель рабочей программы:
формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Длительность программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий в неделю: 2 раза в неделю, длительность занятия – 25 минут.
В результате работы дети знают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Дети имеют представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Подготовка к путешествию | 1 час |
2 | Путешествие на север | 4 часа |
3 | Путешествие в леса. | 6 часов |
4 | На каникулы – в Москву. | 10 часов |
5 | В гости – к мастерам. | 8 часов |
6 | Путешествие на юг. | 10 часов |
7 | Возвращаемся домой. | 2 часа |
8 | Путешествие в дальние страны. | 15 часов |
Подготовка к путешествию.
Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север.
Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
Путешествие в леса.
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы – в Москву.
Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости – к мастерам.
Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Путешествие на юг.
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой.
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Путешествие в дальние страны.
Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
Используемая литература.
- Сосновский И. П. «Редкие и исчезающие животные» 1987г.
- 2. Ю.Н. Александрова «Юный эколог» программа кружка, разработка занятий. 2011г.
- 3. Л. Д. Ласкина «Экологическое образование младших школьников» 2012г.
- 4. Г. Н. Элькин «Красная книга России»2009 г.
Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром
«Здравствуй мир!»
2 занятия в неделю, 56 занятий в год.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
факт | дата | |||
Воспоминание о лете. | 1 | 3.10 | ||
2 | Береги природу. | 1 | 5 | |
3 | Береги природу. | 1 | 10 | |
4 | Наш общий дом. | 1 | 12 | |
5 | Наш общий дом. | 1 | 17 | |
6 | День непослушания. | 1 | 19 | |
7 | День непослушания. | 1 | 24 | |
8 | Путешествие в прошлое. | 1 | 26 | |
9 | Путешествие в прошлое. | 1 | 31 | |
10 | Путешествие по улицам города. | 1 | 2.11 | |
11 | Путешествие по улицам города. | 1 | 7 | |
12 | Я – гражданин России. | 1 | 9 | |
13 | Я – гражданин России. | 1 | 14 | |
14 | Собираясь в путь. | 1 | 16 | |
15 | Собираясь в путь. | 1 | 21 | |
16 | Путешествие в Европу. | 1 | 23 | |
17 | Путешествие в Европу. | 1 | 28 | |
18 | Путешествие в Азию. | 1 | 30 | |
19 | Путешествие в Азию. | 1 | 5.12 | |
20 | В краю рисовых полей. | 1 | 7 | |
21 | В краю рисовых полей. | 1 | 12 | |
22 | Путешествие в Америку. | 1 | 14 | |
23 | Путешествие в Америку. | 1 | 19 | |
24 | В гостях у индейцев. | 1 | 21 | |
25 | В гостях у индейцев. | 1 | 26 | |
26 | Маски на лице и в жизни. | 1 | 28 | |
27 | Маски на лице и в жизни. | 1 | 9.01 | |
28 | Путешествие в Африку. | 1 | 11 | |
29 | Путешествие в Африку. | 1 | 16 | |
30 | Что скрывали пирамиды. | 1 | 18 | |
31 | Что скрывали пирамиды. | 1 | 23 | |
32 | Путешествие в Австралию. | 1 | 25 | |
33 | Путешествие в Австралию. | 1 | 30 | |
34 | Великое равновесие. | 1 | 1.02 | |
35 | Полярники и метеорологи. | 1 | 6 | |
36 | Полярники и метеорологи. | 1 | 8 | |
37 | Путешествие в Антарктиду. | 1 | 13 | |
38 | Путешествие в Антарктиду. | 1 | 15 | |
39 | По морю, по океану. | 1 | 20 | |
40 | По морю, по океану. | 1 | 22 | |
41 | Путешествие на морское дно. | 1 | 27 | |
42 | Путешествие на морское дно. | 1 | 1.03 | |
43 | На прогулку в зоопарк. | 1 | 6 | |
44 | На прогулку в зоопарк. | 1 | 9 | |
45 | Почему люди такие разные. | 1 | 13 | |
46 | Почему люди такие разные. | 1 | 15 | |
47 | «Орешек знаний». | 1 | 20 | |
48 | «Орешек знаний». | 1 | 22 | |
49 | Чудеса, да и только. | 1 | 27 | |
50 | Чудеса, да и только. | 1 | 29 | |
51 | Космическое путешествие. | 1 | 3.04 | |
52 | Космическое путешествие. | 1 | 5 | |
53 | Путешествие в будущее. | 1 | 10 | |
53 | Путешествие в будущее. | 1 | 12 | |
54 | От арабских цифр к роботам и компьютерам. | 1 | 17 | |
55 | И помнит мир спасённый… | 1 | 19 | |
56 | Голубая планета. | 1 | 24 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
« Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6 лет:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звукослоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Обучение звукослоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
В результате работы дети могут:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Содержание программы
№п/п | темы | Количество часов |
1 | Звуки и буквы. | 1 |
2 | Слова. Звуки. | 1 |
3 | Звук [А]. | 1 |
4 | Звук [О]. | 1 |
5 | Звук [Э]. | 1 |
6 | Звук [И]. Звук [Ы]. Дифференциация звуков [И] –[ Ы] | 3 |
7 | Звук [У]. | 1 |
8 | Гласные звуки их дифференциация. | 1 |
9 | Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Звук [М*]. Твёрдые и мягкие согласные. | 2 |
10 | Звук [Н]. Звук[ Н*]. | 2 |
11 | Звук [П]. Звук [ П*]. | 2 |
12 | Звук [Т]. Звук [Т*]. | 2 |
13 | Звук [К]. Звук [К*]. Звук [Х]. Звук [Х*]. Дифференциация звуков [К]-[Х], [К*]-[Х*]. | 2 |
14 | Звук [Ф].Звук [Ф*]. | 2 |
15 | Звук [Й*]. Звуки[ Й*О]. Дружные звуки. Звуки [Й*У]. Звуки [Й*А]. Звуки [Й*Э]. Дифференциация звуков [Й*Э], [Й*О], [Й*У], [Й*А]. | 6 |
16 | Звук[ Л]. Звук [Л*]. Дифференциация звуков[ Л*], [Й*]. | 3 |
17 | Звуки [В] и [В*]. Дифференциация звуков [В-Ф], [В*-Ф*]. Звонкие и глухие согласные. | 3 |
18 | Звук [Ч*]. Звук [Щ*]. Дифференциация звуков[ Ч*-Щ*]. | 3 |
19 | Звуки [Б] и [Б*]. Дифференциация звуков [Б-П], [Б*-П*]. | |
20 | Звуки [Д], [Д*]. Дифференциация звуков [Д-Т], [Д*-Т*]. | 2 |
21 | Звук [С]. Звук [С*]. Звук [Ц]. Дифференциация звуков [Ц-С], [Ц*-Ч*]. | 4 |
22 | Звуки [Г] и [Г*]. Дифференциация звуков [Г-К], [Г*-К*]. | 2 |
23 | Звук [З]. Звук [З*]. Звук [Ш]. Дифференциация звуков [Ш-С], [Ш-Щ*]. | 4 |
24 | Звук [Ж].Пересказ текста | 1 |
25 | Звук[ Р]. Дифференциация звуков [Р-Л], [Р*-Л*]. | 2 |
Список литературы
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. – Сп-б.: Детство-пресс, 2007. – 148 с.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Просвещение, 2001. – 126 с.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
- Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 168 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 144 с.
- Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 1984. – С. 192–202.
- Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. – 1963. – С. 118–126.
- Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание. – 1963. – С. 213–227.
Тематическое планирование к программе по обучению грамоте
2 занятия в неделю - 56 занятий в год.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Звуки и буквы. | 1 | 3.10 | ||
Слова. Звуки. | 1 | 5 | ||
Звук [А]. | 1 | 10 | ||
Звук [О]. | 1 | 12 | ||
Звук [Э]. | 1 | 17 | ||
Звук [И]. | 1 | 19 | ||
Звук [Ы]. | 1 | 24 | ||
Дифференциация звуков [И] –[ Ы]. | 1 | 26 | ||
Звук [У]. | 1 | 31 | ||
Гласные звуки их дифференциация. | 1 | 2.11 | ||
Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. | 1 | 7 | ||
Звук [М*]. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 9 | ||
Звук [Н]. | 1 | 14 | ||
Звук[ Н*]. | 1 | 16 | ||
Звук [П]. | 1 | 21 | ||
Звук [ П*]. | 1 | 23 | ||
Звук [Т]. | 1 | 28 | ||
Звук [Т*]. | 1 | 30 | ||
Звук [К]. | 1 | 5.12 | ||
Звук [К*]. | 1 | 7 | ||
Звук [Х]. | 1 | 12 | ||
Звук [Х*]. | 1 | 14 | ||
Дифференциация звуков [К]-[Х], [К*]-[Х*]. | 1 | 19 | ||
Звук [Ф]. | 1 | 21 | ||
Звук [Ф*]. | 1 | 26 | ||
Звук [Й*]. | 1 | 28 | ||
Звуки[ Й*О]. Дружные звуки. | 1 | 9.01 | ||
Звуки [Й*У]. | 1 | 11 | ||
Звуки [Й*А]. | 1 | 16 | ||
Звуки [Й*Э]. | 1 | 18 | ||
Дифференциация звуков [Й*Э], [Й*О], [Й*У], [Й*А]. | 1 | 23 | ||
Звук[ Л]. | 1 | 25 | ||
Звук [Л*]. | 1 | 30 | ||
Дифференциация звуков[ Л*], [Й*]. | 1 | 1.02 | ||
Звуки [В] и [В*]. | 1 | 6 | ||
Дифференциация звуков [В-Ф], [В*-Ф*]. Звонкие и глухие согласные. | 1 | 8 | ||
Звук [Ч*]. | 1 | 13 | ||
Звук [Щ*]. | 1 | 15 | ||
Дифференциация звуков[ Ч*-Щ*]. | 1 | 20 | ||
Звуки [Б] и [Б*]. | 1 | 22 | ||
Дифференциация звуков [Б-П], [Б*-П*]. | 1 | 27 | ||
Звуки [Д], [Д*]. | 1 | 1.03 | ||
Дифференциация звуков [Д-Т], [Д*-Т*]. | 1 | 6 | ||
Звук [С]. | 1 | 9 | ||
Звук [С*]. | 1 | 13 | ||
Звук [Ц]. | 1 | 15 | ||
Дифференциация звуков [Ц-С], [Ц*-Ч*]. | 1 | 20 | ||
Звуки [Г] и [Г*]. | 1 | 22 | ||
Дифференциация звуков [Г-К], [Г*-К*]. | 1 | 27 | ||
Звук [З]. | 1 | 29 | ||
Звук [З*]. | 1 | 3.04 | ||
Звук [Ш]. | 1 | 5 | ||
Дифференциация звуков [Ш-С], [Ш-Щ*]. | 1 | 10 | ||
Звук [Ж].Пересказ текста | 1 | 12 | ||
Звук[ Р]. | 1 | 17 | ||
Дифференциация звуков [Р-Л], [Р*-Л*]. | 1 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"
Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
Тема: Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...
План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"
Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....