Урок окружающего мира по теме: "Полезные ископаемые"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Петрова Наталья Валерьевна

 

 

Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Полезные ископаемые». Цели: Предметные: Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых в нашем крае. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.urok_po_okr.miru_.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Полезные ископаемые».

Цели: Предметные:

Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых в нашем крае.
Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, тесты, таблица, карта нашего края, таблички.

Личностные УУД: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
^ Ход урока:
1. Организационный момент:
1 слайд. Урок-исследование. - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка темы урока:

2 слайд. Слова. Как вы понимаете слова ПОЛЬЗА, КОПАТЬ?

3 слайд. Понятия слов. В словаре данные слова означают следующее…..

Теперь примените свои знания и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?  

4 слайд. Тема урока.
5 слайд. Вопрос. - Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Вопрос: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
^ Предметом нашего исследования будут полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
- Итак, коллеги, переходим к теме урока.
6 слайд. На уроке узнаем. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?
- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
- А почему они полезные?
- Молодцы! Коллеги, дайте определение понятию «полезные ископаемые».

7 слайд. Полезн.ископ… Молодцы, итак полезные ископаемые – это…
8 слайд. Урок-исследование.

2) - Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

У вас на столах таблички с названиями полезных ископаемых. Сейчас мы определим к какой группе они относятся.
(По ходу урока - показ образцов и заполнение таблицы.)

- Отгадав загадки, вы узнаете, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
- А какое значение имеет топливо?
- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Молодцы. Перейдём ко второй группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?
- Найдите карточки с надписями, относящихся к этой группе.
- Поговорим
о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
Итак, мы распределили полезные ископаемые на три группы, давайте еще раз прочитаем и запомним названия этих групп.
Физкультминутка.
4. Практическая работа в группах. 

Изучение свойств каменного угля, песка, известняка.  

Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно знать, что исследователи работают, дружно, сплоченно. Вам нужно выбрать одного представителя, который будет заполнять бланк, и другого, который будет выступать от вашей группы. Остальные будут помогать в работе.

У каждой группы на столе лежит один из видов полезных ископаемых. Рассмотрев его, необходимо заполнить таблицу свойств полезного ископаемого.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?

4) Выступление каждой группы.
Представитель каждой рабочей группы, огласите результат своего исследования.
5) Добыча полезных ископаемых.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о добыче полезных ископаемых? Как их добывают?
- Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах.

1. Верно,  в карьере - песок, глину, известняк;

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

9 слайд. Перед вами карьер по добыче песка и глины.

в шахте – уголь, руду;

10 слайд. Добыча каменного угля.
в скважине – нефть, природный газ.

11 слайд. Добыча нефти.

12 слайд. Добыча природного газа.

13 слайд. Добыча железной руды.

 - Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

2.Словарная работа: месторождение, геолог.

14 слайд. Мы сказали, где добывают полезные ископаемые.
А как называется то место, где добывают полезные ископаемые? (МЕСТОРОЖДЕНИЕМ)

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

- Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Итак, места добычи полезных ископаемых называют месторождениями, а профессия людей занимающихся этим нелегким трудом – геологи.

 6. Работа с картой.

Давайте посмотрим, какие есть известные месторождения в нашем крае? Что добывают у нас на севере?

У вас на столах части карты нашего края посмотрите, какими полезными ископаемыми богат наш край. Кто желает отметить на карте названия этих ископаемых?
7. Закрепление изученного материала.
1) - С чем мы познакомились на уроке?
15 слайд - Что мы называем полезными ископаемыми?
- На какие группы делятся полезные ископаемые?
- Где их применяют?
16 слайд - Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
17 слайд 2) - Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?

3) - Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.

8. Рефлексия.

Давайте подведем итог работы. Кто считает, что он понял тему и решил поставленные на уроке задачи похлопает себе, а кто решил, что ему еще нужно позаниматься по данной теме – потопает…

18 слайд. Молодцы!
9.Домашнее задание. 

В тетрадях выполнить задания по теме. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Полезные ископаемые».

Цели: Предметные:

Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых в нашем крае.
Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, тесты, таблица, карта нашего края, таблички.

Личностные УУД: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
^ Ход урока:
1. Организационный момент:
1 слайд. Урок-исследование. - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка темы урока:

2 слайд. Слова. Как вы понимаете слова ПОЛЬЗА, КОПАТЬ?

3 слайд. Понятия слов. В словаре данные слова означают следующее…..

Теперь примените свои знания и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?  

4 слайд. Тема урока.
5 слайд. Вопрос. - Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Вопрос: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
^ Предметом нашего исследования будут полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
- Итак, коллеги, переходим к теме урока. 6 слайд. На уроке узнаем. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?
- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
- А почему они полезные?
- Молодцы! Коллеги, дайте определение понятию «полезные ископаемые».

7 слайд. Полезные ископаемые. Молодцы, итак полезные ископаемые – это…
8 слайд. Урок-исследование.

2) - Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

У вас на столах таблички с названиями полезных ископаемых. Сейчас мы определим к какой группе они относятся.
(По ходу урока - показ образцов и заполнение таблицы.)

- Отгадав загадки, вы узнаете, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
- А какое значение имеет топливо?
- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Молодцы. Перейдём ко второй группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?
- Найдите карточки с надписями, относящихся к этой группе.
- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
Итак, мы распределили полезные ископаемые на три группы, давайте еще раз прочитаем и запомним названия этих групп.
Физкультминутка.
4. Практическая работа в группах.

Изучение свойств каменного угля, песка, известняка.  

Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно знать, что исследователи работают, дружно, сплоченно. Вам нужно выбрать одного представителя, который будет заполнять бланк, и другого, который будет выступать от вашей группы. Остальные будут помогать в работе.

У каждой группы на столе лежит один из видов полезных ископаемых. Рассмотрев его, необходимо заполнить таблицу свойств полезного ископаемого.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?

4) Выступление каждой группы.
Представитель каждой рабочей группы, огласите результат своего исследования.
5) Добыча полезных ископаемых.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о добыче полезных ископаемых? Как их добывают?
- Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах.

1. Верно,  в карьере - песок, глину, известняк;

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

9 слайд. Перед вами карьер по добыче песка и глины.

в шахте – уголь, руду;

10 слайд. Добыча каменного угля.
в скважине – нефть, природный газ.

11 слайд. Добыча нефти.

12 слайд. Добыча природного газа.

13 слайд. Добыча железной руды.

 - Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

2.Словарная работа: месторождение, геолог.

14 слайд. Мы сказали, где добывают полезные ископаемые.
А как называется то место, где добывают полезные ископаемые? (МЕСТОРОЖДЕНИЕМ)

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

- Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Итак, места добычи полезных ископаемых называют месторождениями, а профессия людей занимающихся этим нелегким трудом – геологи.

 6. Работа с картой.

Давайте посмотрим, какие есть известные месторождения в нашем крае? Что добывают у нас на севере?

У вас на столах части карты нашего края посмотрите, какими полезными ископаемыми богат наш край. Кто желает отметить на карте названия этих ископаемых?
7. Закрепление изученного материала.
1) - С чем мы познакомились на уроке?
15 слайд - Что мы называем полезными ископаемыми?
- На какие группы делятся полезные ископаемые?
- Где их применяют?
16 слайд - Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
17 слайд 2) - Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?

3) - Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры

8. Рефлексия.

Давайте подведем итог работы. Кто считает, что он понял тему и решил поставленные на уроке задачи похлопает себе, а кто решил, что ему еще нужно позаниматься по данной теме – потопает…

18 слайд. Молодцы!
9.
Домашнее задание. 

В тетрадях выполнить задания по теме. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?

Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры

Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры

Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Известняк - твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используют в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относится хорошо знакомый мел. Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске.

Нефть - маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют

« чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.

Каменный уголь миллиарды лет назад был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром его вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества он превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел уголь и взял в свой дом. Подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор уголь обогревает жильё, приводит в движение машины и дает лекарство. Уголь твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тонет в воде. Применяется, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из его смолы делают лекарство.

Природный газ - это полезное ископаемое. Газ, так же как нефть и уголь, образовался в земных недрах из органических веществ животного происхождения (то есть отложений давно живших организмов) под действием высоких давлений и температур.

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда.

Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит». Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

 

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые остановки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк;

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.

 - Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

- Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....

урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", 3 класс

урок-закрепление по окружающему миру по теме "Полезные ископамые" 3 класс, УМК "Школа России". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Учащие исследовали полезные ископа...

Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"

Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые Курской области" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе. Раздел "Родной край - часть большой страны". Презентация к уроку....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые".

Данная методическая разработка урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" способствует формированию умения учащихся работатьв парах, в группе, проделывать простейшие эксперименты, ...