урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дубинина Алёна Витальевна

урок-закрепление по окружающему миру по теме "Полезные ископамые" 3 класс, УМК "Школа России". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Учащие исследовали полезные ископаемые и делали выводы об их свойствах. К уроку имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-закрепление по окружающему миру "Полезные ископаемые". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Изучение обучающимися свойств и внешнего вида полезных ископаемых происходило на основе рассмотрения объектов полезных ископаемых.

Урок-исследование по окружающему миру в 3 «Б» классе.

Тема: Полезные ископаемые.

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.

Цели: 

 1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

 2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

 3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал,   делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, атлас-определитель "От земли до неба", инструкция.

     Ход урока:

1. Организационный момент

- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

2. Постановка проблемы на  уроке

Актуализация опорных знаний и способов действий

- На прошлом уроке мы обсуждали роль природных богатств и труда людей в экономике.

- Вспомним, что такое природные богатства?

- Какие они бывают? (Воздух, вода, полезные ископаемые, земля, растения, животные).

- Какого значение природных богатств для экономики?

- Итак, мы отметили что одним из природных богатств являются полезные ископаемые.

- Вы уже немного знакомы с полезными ископаемыми. Вспомните, урок во 2  классе по теме "Заглянем в кладовые Земли". С какими горными породами и минералами мы знакомились? (Гранит, слюда, кварц, драгоценные камни).

- Сегодня мы продолжим знакомство с разнообразием полезных ископаемых и мы будем расширять свои знания о этих природных богатствах.

3. Знакомство с новым материалом.

- Итак, коллеги, как вы считаете, как можно сформулировать тему нашего урока?

"Полезные ископаемые".

-Попробуйте поставить цель сегоднешнего урока: сформировать понятие "полезные ископаемые", познакомиться с группами полезных ископаемых, с их свойствами, способами применения и добычи полезных ископаемых.

-На уроке вы узнаете, что такое полезные ископаемые, какими они бывают, исследуете их основные свойства.

- Так как на уроке мы будем исследовать, нам необходимо сформулировать гипотезу нашего исследования.

Гипотеза исследования: предположим, что современный человек не может обойтись без полезных ископаемых.

Объектом нашего исследования будут полезные ископаемые.

    1) Фронтальная беседа:

    - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? Слайд

    - А из чего делают автомобили, самолёты? Слайд

    - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.  Слайд

Топливо Слайд необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

   - Как в считаете, почему они полезные? (Ответы детей)

   2) Работа по учебнику и тетради.

   - Молодцы! А сейчас откройте учебники,  найдите определение полезных ископаемых на странице 46. Прочитаем это определение.

Полезные ископаемые  - это богатство земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твёрдые. Нефть – жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное. Слайд

- В каких трёх состояниях могут быть полезные ископаемые (Жидком, Твёрдом, Газообразном). Слайд

Обратите внимание на слайд, перед вами представлены твёрдые полезные ископаемые. Назовите их (железные руды, гранит, драгоценные камни).

Следующий слайд – жидкие полезные ископаемые. Перечислите их: вода родников, нефть, минеральная вода.

И газообразные полезные ископаемые – природный горючий газ.

Откроем свои тетради,  запишем тему сегодняшнего урока «Полезные ископаемые». Ниже темы урока выпишите из учебника  определение полезных ископаемых.

    3) Беседа.

      Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть. Слайд

      Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи. Слайд

  - Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы. Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Слайд

        - К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный -

-Рудные полезные ископаемые. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь.

     - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

     -  Перейдём к третьей группе.

     - Как вы думаете, почему они называются строительными?

     - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

                                        Физкультминутка.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!”

   4) Практическая работа. Работа в группах.

- А сейчас мы проведём практическую работу. В учебнике на странице 46 найдите специальные значки (2 звёздочки), которые подскажут нам как мы будем работать.

Работа по группам (1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд).

У каждой группы на парте табличка с названием группы полезных ископаемых.

1 группа – рудные полезные ископаемые

2 группа – горючие полезные ископаемые

3 группа – строительные полезные ископаемые

- Так как каждая ваша группа будет заниматься исследованием различных групп полезных ископаемых, попробуем определить предмет исследования.

1 группа

Предмет исследования: рудные полезные ископаемые

2 группа

Предмет исследования: горючие полезные ископаемые

3 группа

Предмет исследования: строительные полезные ископаемые

- У каждой группы есть командир. Командиры представьтесь.

Перед началом исследования давайте вспомним правила работы в группе:

  • Работать тихо.
  • Не мешать другим.
  • Работать дружно.
  • Работать активно, так чтобы все принимали участие.
  • Не перебивать, выслушивать мнение своих товарищей.

- В нашей лаборатории есть образцы полезных ископаемых  для исследования. Учитель раскладывает полезные ископаемые каждой группе.

 - Перед тем, как приступить к исследованию давайте прочитаем рекомендации по  выполнению практической работы в учебнике на странице 46.

- Обратите внимание чем мы можем пользоваться при практической работе (атлас-определитель "От земли до неба", учебник, рабочая тетрадь).

Ваша задача: рассмотреть  полезные ископаемые вашей группы, изучить, перечислить их свойства. Кроме этого, из аласа-определителя выписать интересные сведения о полезных ископаемых.

Все исследования вам надо записать  в рабочей тетради на стр. 28  и сделать вывод о возможном применении этой группы полезных ископаемых. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку, которая лежит у каждой группы на столе. Также прошу обратить внимание на инструкцию, которой вам необходимо руководствоваться при выполнении практической работы. Инструкция лежит у каждой группы на столе. Давайте с ней познакомимся.

Инструкция:

1. Название полезных ископаемых.

2. Состояние полезного ископаемого (Твёрдое, жидкое, газообразное)?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Плотное или рыхлое.

    Выступление каждой группы.

-Итак, время исследования вышло, а теперь приступим к обработке результатов.

-Внимание! Выступать будет командир, а остальные группы внимательно слушают и готовятся ответить на поставленные вопросы.

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

   4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

 - Ребята, подумайте, какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым? Слайд

Запишите свои ответы в РТ стр. 28 упр. 1.

- А теперь обобщим полученные знания о полезных ископаемых и заполним кроссворд в рабочей тетради на странице 30. Итак, кроссворд представлен на слайде. Слайд

1. Из неё делают бензин (НЕФТЬ)

2.  С его помощью готовят обед (ГАЗ)

3. Из неё делают кирпичи (ГЛИНА)

4. Из неё выплавляют сталь ()

5. С ним играют дети (ПЕСОК)

6. Из него делают памятники (ГРАНИТ)

7. Его добывают на болотах (ТОРФ)

8. Его добывают в шахтах (УГОЛЬ)

9. Её добавляют в суп (СОЛЬ)

10. Из неё делают известь ()

Добыча полезных ископаемых.

Мы узнали много интересного о полезных ископаемых, исследовали их, теперь выясним как и для чего добывают полезные ископаемые в учебнике на стр. 47.

   1) Чтение по учебнику (с. 47) с комментированием.

Итак, ребята, скажите, какие цели преследуют люди при добыче полезных ископаемых?

   2) Откройте страницу 48 и прочитаем как добывают полезные ископаемые.

Проанализируем, где добывают полезные ископаемые?

 в карьере - песок, глину, известняк;

 в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

На страницах 48-49 в учебнике можно увидеть иллюстрации. Давайте их рассмотрим. Шахта, карьер, нефтедобывающая платформа в море.

-Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 30 упр.5. Соедините стрелками на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

-Вспомним и подумаем, каких известных вам полезных ископаемых нет в списке на странице 49 в учебнике? (гранит, известняк, нефть, природный газ?).

  5. Итог урока. 

- Расскажите о разнообразии полезных ископаемых.

- Итак, ребята, подумайте в каких сферах человек может использовать полезные ископаемые?

- Наше исследование завершено, давайте вернёмся к гипотезе исследования.

Гипотеза исследования: предположим, что современный человек не может обойтись без полезных ископаемых.

- Скажите, подтвердилась ли наша гипотеза? Действительно ли человек не может обойтись без полезных ископаемых? Докажите своё мнение.

 6. Рефлексия. 

- Итак, а теперь продолжим незаконченные высказывания. Слайд

Сегодня я узнал...

На уроке мне понравилось...

Я бы хотел...

7. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые» стр.46-50, в рабочих тетрадях на стр. 31 выполнить  6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Всем спасибо за активную работу, сотрудничество. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"

Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете....

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).

Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Безграничны ли запасы полезных ископаемых"

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие техн...

Открытый урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые».

Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в  группе....

Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...