Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Громова Елена Евгеньевна

Данная методическая разработка урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" способствует формированию умения учащихся работатьв парах, в группе, проделывать простейшие эксперименты, наблюдать, высказывать предположения, делать умозаключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные ископаемые

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, образцы полезных ископаемых, печатный дидактический материал.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста, иллюстраций,  фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в паре, умение договариваться и приходить к общему мнению; эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение, осознавать значение природных богатств.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым способам действий.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

(Видеофрагмент «Клад» м/ф «Простоквашино»)

Однажды кот Матроскин говорит:

— Что это мы всё без молока и без молока? Так и умереть можно. Надо бы корову купить.

— Надо бы, — соглашается дядя Фёдор. — Да где денег взять?

— Может, занять? — предлагает пёс. -- Или продать что-нибудь ненужное.

— Чтобы продать что-нибудь ненужное, — сердится кот, — надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет. — Тут он на пса посмотрел и говорит: — А давай, Шарик, мы тебя продадим.

Тут дядя Фёдор вмешался:

— Никого мы продавать не будем. Мы пойдём клад искать.

-Что такое клад?

-Как клад оказывается в земле?

-Клад можно найти в земле только в сказках?

-Есть подземные богатства, которые никто не зарывал в землю. Их создала сама природа. Как они называются? (полезные ископаемые).

-Какую тему будем изучать? («Полезные ископаемые».)

- Предположите, на какие вопросы мы получим сегодня ответы?

Начните ответ такими словами

«Сегодня на уроке мы узнаем, что…,

Сегодня на уроке мы узнаем, какими… ,

Сегодня на уроке мы узнаем, как…,

 Сегодня на уроке мы узнаем, где…?»

Обобщение учителем - сформулируем понятие «полезные ископаемые», познакомиться с группами полезных ископаемых, с их свойствами, применением в хозяйственной деятельности.

На доске схема:

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Какие полезные ископаемые бывают?
  3. Где добывают полезные ископаемые?
  4. Как добывают полезные ископаемые?
  5. Для чего добывают полезные ископаемые?

II. Работа по теме урока.

1) Первичное усвоение новых знаний.

-От какого слова произошло слово «ископаемые»?

-Почему подземные богатства называют «ископаемые»? (Ископаемые, потому что извлекаются из недр Земли).

-Почему их называют «полезные»? (Полезные - потому что приносят пользу человеку, необходимы в нашей повседневной жизни).

-Сформулируйте определение, что такое полезные ископаемые?

-Найдите определение в учебнике на стр. 46 и прочитайте.

-Прочитаем третий абзац хором.

-На какой вопрос урока мы ответили (на 1, узнали, что называют полезными ископаемыми).

-Какие полезные ископаемые вы знаете? (в дополнение к ответам детей выводится слайд с названиями полезных ископаемых). На  территории России насчитывают более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Ученые считают, что в настоящее время на нашей планете насчитывается около 5 тысяч видов полезных ископаемых. Вот некоторые из них. Прочитаем хором. (На слайде названия полезных ископаемых и иллюстрации).

Гранит

Известняк

Песок

Глина

Торф

Каменный уголь

Железная руда

Нефть

Природный газ

-Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?  (Одни твердые, другие жидкие, третьи газообразные).

-Известно ли вам, каким образом добывают каждое из этих полезных ископаемых? (В шахтах, карьерах, с помощью буровых установок).

-Кому из вас хотелось бы узнать больше информации по этим вопросам?

2) Индивидуальная работа с текстом.

- Приготовьте простые карандаши. Сейчас мы будем читать текст «Полезные ископаемые» по абзацам. Вам необходимо помечать значками в тексте  следующие моменты:
˅  уже это знаю
+  это для меня новая информация
-   я думаю иначе
?  я не понял, у меня есть вопросы

(Текст у каждого ученика. Чтение текста вслух хорошо читающими детьми).

- Какие моменты из текста вы уже знали, пометили (˅)?

- Какая информация для вас была новой (+) ?

- По каким моментам вы думали иначе (-) ?

- Что для вас осталось непонятным, есть вопросы (?) ?

-Нам предстоит найти ответы на возникшие у вас вопросы.

3) Работа с картой - схемой.

- Положите перед собой лист со схемами (образец на слайде).

- О чём говорится в тексте? Запишите тему текста в верхнюю рамку.

- Найдите в тексте информацию, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые?

- Запишите  названия в следующие три рамки.

- Выпишите из текста примеры полезных ископаемых под названием каждой  группы.

- Найдите в тексте ответ на вопрос, кто изучает полезные ископаемые и отыскивает месторождения? Запишите на соответствующую строчку название профессии.

- Как называются места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые?  Запишите.

- Каким образом, где добывают полезные ископаемые? Запишите. Приклейте изображения карьера, шахты, буровой установки.

- Расскажите друг другу, что узнали, изучив текст «Полезные ископаемые». Дети 1 варианта рассказывают, дети 2 варианта слушают.

-Представьте свой рассказ классу (рассказывает один ученик перед классом с опорой на интеллект-карту на слайде).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  Если учитель называет слово по теме «Полезные ископаемые» - приседание; если по другой теме – хлопок над головой. (Шахта, млекопитающие,  геолог, осанка, месторождение, пищеварение, буровая установка, термометр, гранит, нефть, карьер, природный газ).

4) Определение образцов с помощью «Атласа-определителя».

Работа в парах.

-На картинках в учебнике на стр. 50 представлены изображения полезных ископаемых. Выясните с помощью «Атласа – определителя» их названия.
-Проверим работу. (Ученик читает, остальные дети «подают сигнал»).

-Какие пункты плана мы выполнили? (2 и 3. Узнали, какие полезные ископаемые бывают и где добывают полезные ископаемые)

5) Сообщение учителя о добыче нефти и природного газа.

-На какой вопрос нам предстоит ответить теперь? (Как добывают полезные ископаемые).

-Я расскажу, как добывают жидкое полезное ископаемое нефть и газообразное полезное ископаемое – природный газ.

О существовании нефти люди знали еще в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала темная маслянистая жидкость с резким запахом.  У нее было замечательное свойство - она прекрасно горела. Нефтью стали заправлять светильники.  Из нее готовили смазку для колес, целебные мази от различных заболеваний. Однако, до тех пор, пока не был изобретен двигатель внутреннего сгорания, большой необходимости в нефти не было. В середине XIX века из нефти получили керосин. Его стали применять для освещения. А бензин, который получали попутно, спускали в море. Его тогда считали бесполезным.

Совсем другое дело теперь.  Нефть необходима автомобилям и самолетам, пароходам и тепловозам, тракторам и комбайнам, электростанциям и заводам. Их двигатели и печи работают на бензине, керосине, мазуте, получаемых из нефти. Самое главное применение нефти в качестве топлива.

Также из нефти получают синтетический каучук – резину, лаки, краски, взрывчатые вещества, лекарства.

Чаще всего нефть залегает очень глубоко. Чтобы ее добыть, приходится бурить скважины глубиной несколько километров.

В своих подземных хранилищах нефть находится под огромным давлением. Поэтому, когда скважина пробурена, нефть сама устремляется вверх.

Из скважины нефть по трубам направляют в хранилища, а затем перевозят в цистернах по железной дороге или в огромных танкерах через моря и океаны. Но чаще всего перекачивают нефть по трубам, проложенным под землей и под водой.

Подобным образом через скважины добывают газообразное полезное ископаемое  природный газ. Нефть и газ добывают и на суше, и в море. Россия имеет крупнейшие запасы газа в мире. Его главным образом используют как топливо. Из газа делают пластмассы, лаки, краски, клей, удобрения.

Нефть и газ – горючие полезные ископаемые.

-В качестве чего чаще всего используют нефть и газ? (В качестве топлива)

-Каким способом добывают нефть и газ? (бурят скважины, строят буровые установки).

-Твердые полезные ископаемые добывают иначе.

-Полезные ископаемые, залегающие на поверхности земли, добывают в карьерах; залегающие на большой глубине, добывают в шахтах.

(Два видеофрагмента «Карьер», «Шахта»)

-Почему одни твердые полезные ископаемые добывают в шахтах, а другие в карьерах?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – буровая установка, карьер, скважина.

6) Практическая работа. Работа по инструкции.

-Я предлагаю вам побывать в роли ученых-исследователей. В нашу лабораторию принесли образцы твердых полезных ископаемых. Ваша задача: исследовать  полезное ископаемое, изучить его свойства, о результатах исследования рассказать классу. Все результаты вам надо записать в таблицу. Поможет в работе инструкция. Прочитаем её хором.

Инструкция:

1. Запишите в таблицу название полезного ископаемого.

2. Потрогайте образец и запишите в таблицу твёрдое оно или жидкое.

3. Попробуйте разломить образец. Запишите, оно прочное или хрупкое?

4. Определить цвет и запишите в таблицу.

5. Полезное ископаемое прозрачное или непрозрачное? Запишите в таблицу.

6. Из чего образовалось это полезное ископаемое?

7. Где можно использовать, применить.

(Торф, известняк, каменный уголь, пемза, гранит)

1.

…………………………………………………………………….

2.

Это …………………………………… полезное ископаемое.

3.

Оно ……………………………..

4.

…………………………… цвета.

5.

…………………………………………..

6.

Образовалось из ……………………………………………………….  

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

7.

Применяют ……………………………………………………………..

……………………………………………………………………………

(Приклеить информацию на стакан с образцом

ТОРФ

Используют как топливо, удобрение.

ИЗВЕСТНЯК

Применяют как удобрение, при строительстве зданий, дорог.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Применяют как топливо

ПЕМЗА

Используют в строительстве, как утеплитель, для ухода за кожей.

ГРАНИТ

Применяют в  строительстве, для изготовления памятников, набережных, лестниц.

-Расскажите о результатах исследования. Свой рассказ начните так: «Мы исследовали …

III. Обобщение изученного. Рефлексия.

– Что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

-На какие вопросы над удалось сегодня ответить?

-Выскажите свое отношение к уроку, начиная со слов…

Сегодня на уроке мне…        Раньше я…

Теперь я…      Но мне хотелось бы ещё …

(В конце урока дети рассматривают коллекции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"

Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете....

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).

Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...