Осязание
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Баскакова Марина Геннадьевна

(перед уроком детям раздаются карты)

Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. Осязание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

(Проверка готовности детей к уроку, установление дисциплины)

- Здравствуйте, меня зову Марина Геннадьевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2.Актуализация знаний.

  а)Проверка домашнего задания

-Для начала, я хотела бы у знать, какое у вас было домашнее задание.

-Давайте его проверим.

- Какой орган, называется органом слуха?

-Как устроено человеческое ухо?

-Как мы можем сберечь наш слух?

- К чему может привести постоянное использование наушников?

- Что вы узнали о таком композиторе как: Людвиг ван Бетховен?

3.Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и задач урока.

- Я вижу вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. Молодцы!

- Ребята, а какие органы чувств вы уже знаете? (плакат 3)

- что человек узнаёт с помощью них?

- Какого органа не хватает?

- Правильно, осязание.

- Как вы думаете, для чего служит осязание?

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

4. Работа по теме урока.

- На сегодняшнем уроке мы с вами станем исследователями и проведём опыты, в результате которых сделаем определённые выводы. Итак, начнём:

Опыт №1 "Горячее, холодное"

(1 ученик выходит к доске, ему предлагается прислонить металлическую ложку к руке и описать свои сваи ощущения, затем дотронуться до термос с горячей водой и так же описать свои ощущения )

- Вывод: Когда мы прикасаемся металлическим предметом до своей кожи, мы чувствуем холод, а когда дотрагиваемся до термоса с горячей водой - тепло. Таким образом, осязание позволяет нам различать тепло и холод.

(Ученики записывают в технологическую карту: а) холод, б) тепло)

Опыт №2 "Тяжело, легко"

( вызывается 1 ученик берёт 1 книгу в руку, затем 4. Описывает свои ощущения.)

Вывод: Когда мы берём в руку 1 книгу, она лёгкая. Когда берём в руки 4 книги - нам тяжелее.

(Ученики записывают в технологическую карту: а) легко, б) тяжело)

Опыт №3 "Гладкая, колючая"

( вызывается 1 ученик берёт сначала предмет с колючей поверхность, а затем с гладкой. Описывает свои ощущения.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем отличить колючую поверхность, от гладкой.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)колючая, б) гладкая)

Опыт №4 "Большое, маленькое"

( вызывается 1 ученик, ему завязывают глаза, затем он берёт в руки игрушку из "Киндер Сюрприза", затем обычную реднюю. Описывает свои ощущения, что один предмет больше другого.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем определить размер предмета.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)большое, б) маленькое)

Опыт №5 "Форма предмета"

( вызывается 1 ученик, ему завязывают глаза, затем он берёт в руки мяч, а затем коробку. Описывает свои ощущения, что один предмет прямоугольный, а другой круглый.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем определить форму предмета

(Ученики записывают в технологическую карту: а)прямоугольный, б) круглый)

Опыт №6"Прикосновение, боль"

( ученикам предлагается сначала погладить правой рукой левую, а затем ущипнуть себя. А после описать свои ощущения)

Вывод: Человек способен чувствовать различные прикосновения и боль.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)прикосновение, б)боль)

 

- Молодцы, вы стали настоящими исследователями! Давайте обобщим полученные знания, прочитав текст учебника на странице 45.

- Давайте до конца заполним технологическую карту.

5.  Физкультминутка.

6.Закрепление.

- Давайте до конца заполним технологическую карту.

Вывод: пятый орган помогает _____ощущать_______ предметы. Этот орган называется _________осязание ___.

                С помощью ____осязания___ можно определить ______температуру________,  _______вес_____,  _______форму _________,  размер предмета______.

- Хорошо, настало время обобщить полученные знания по теме прочитав текст учебника на странице 45.

7. Самостоятельная работа по вариантам

( ученикам предлагается пройти тест)

8. Итог урока. Оценки.

Закончи фразу.

«Сегодня на уроке

ü Я вспомнил…

ü Я повторил…

ü Мне понравилось…

Мне было трудно…

- Оценки за урок.

 9. Рефлексия.

Встаньте те кому не понравился урок, а теперь те кому понравился. Урок окончен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация303.98 КБ
Файл конспект146.51 КБ
Файл самостоятельная19.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверим домашнее задание!

Слайд 2

Органы чувств Орган зрения Орган слуха Орган вкуса Орган обоняния ?

Слайд 3

Эксперимент 1 Эксперимент 2 Эксперимент 3 Эксперимент 4 Эксперимент 5 Эксперимент 6 а ) а) а) а) а) а) б ) б) б) б) Б) б) Исследование ощущений Вывод: пятый орган помогает _________________ предметы. Этот орган называется ______________________. С помощью _______ можно определить ______________, _______________, ________________, ___________________________________. ___________________________________________________________________________________________

Слайд 4

Я вспомнил… Я повторил… Мне понравилось… Сегодня на уроке



Предварительный просмотр:

Исследование ощущений

Эксперимент 1

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Эксперимент 4

Эксперимент 5

Эксперимент 6

а)

а)

а)

а)

а)

а)

б)

б)

б)

б)

Б)

б)

                          C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки школа\3.png

                Вывод: пятый орган помогает _________________ предметы. Этот орган называется ______________________.

                С помощью _______ можно определить ______________,  _______________,  ________________,

                 ___________________________________.

___________________________________________________________________________________________

Исследование ощущений

Эксперимент 1

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Эксперимент 4

Эксперимент 5

Эксперимент 6

а)

а)

а)

а)

а)

а)

б)

б)

б)

б)

Б)

б)

                           C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки школа\3.png

                           Вывод: пятый орган помогает _________________ предметы.  Этот орган называется ________________.

                           С помощью _______ можно определить _____________,  _____________,  __________________,

                           ___________________________________.

(перед уроком детям раздаются карты)

Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. Осязание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

(Проверка готовности детей к уроку, установление дисциплины)

- Здравствуйте, меня зову Марина Геннадьевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2.Актуализация знаний.

  а)Проверка домашнего задания

-Для начала, я хотела бы у знать, какое у вас было домашнее задание.

-Давайте его проверим.

- Какой орган, называется органом слуха?

-Как устроено человеческое ухо?

-Как мы можем сберечь наш слух?

- К чему может привести постоянное использование наушников?

- Что вы узнали о таком композиторе как: Людвиг ван Бетховен?

3.Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и задач урока.

- Я вижу вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. Молодцы!

- Ребята, а какие органы чувств вы уже знаете? (плакат 3)

- что человек узнаёт с помощью них?

           

- Какого органа не хватает?

- Правильно, осязание.

- Как вы думаете, для чего служит осязание?

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

4. Работа по теме урока.

- На сегодняшнем уроке мы с вами станем исследователями и проведём опыты, в результате которых сделаем определённые выводы. Итак, начнём:

Опыт №1 "Горячее, холодное"

(1 ученик выходит к доске, ему предлагается прислонить металлическую ложку к руке и описать свои сваи ощущения, затем дотронуться до термос с горячей водой и так же описать свои ощущения )

- Вывод: Когда мы прикасаемся металлическим предметом до своей кожи, мы чувствуем холод, а когда дотрагиваемся до термоса с горячей водой - тепло. Таким образом, осязание позволяет нам различать тепло и холод.

(Ученики записывают в технологическую карту: а) холод, б) тепло)

Опыт №2 "Тяжело, легко"

( вызывается 1 ученик берёт 1 книгу в руку, затем 4. Описывает свои ощущения.)

Вывод: Когда мы берём в руку 1 книгу, она лёгкая. Когда берём в руки 4 книги - нам тяжелее.

(Ученики записывают в технологическую карту: а) легко, б) тяжело)

Опыт №3 "Гладкая, колючая"

( вызывается 1 ученик берёт сначала предмет с колючей поверхность, а затем с гладкой. Описывает свои ощущения.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем отличить колючую поверхность, от гладкой.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)колючая, б) гладкая)

Опыт №4 "Большое, маленькое"

( вызывается 1 ученик, ему завязывают глаза, затем он берёт в руки игрушку из "Киндер Сюрприза", затем обычную реднюю. Описывает свои ощущения, что один предмет больше другого.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем определить размер предмета.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)большое, б) маленькое)

Опыт №5 "Форма предмета"

( вызывается 1 ученик, ему завязывают глаза, затем он берёт в руки мяч, а затем коробку. Описывает свои ощущения, что один предмет прямоугольный, а другой круглый.)

Вывод: Благодаря прикосновениям мы можем определить форму предмета

(Ученики записывают в технологическую карту: а)прямоугольный, б) круглый)

Опыт №6"Прикосновение, боль"

( ученикам предлагается сначала погладить правой рукой левую, а затем ущипнуть себя. А после описать свои ощущения)

Вывод: Человек способен чувствовать различные прикосновения и боль.

(Ученики записывают в технологическую карту: а)прикосновение, б)боль)

- Молодцы, вы стали настоящими исследователями! Давайте обобщим полученные знания, прочитав текст учебника на странице 45.

- Давайте до конца заполним технологическую карту.

5.  Физкультминутка.

6.Закрепление.

- Давайте до конца заполним технологическую карту.

Вывод: пятый орган помогает _____ощущать_______ предметы. Этот орган называется _________осязание ___.

                С помощью ____осязания___ можно определить ______температуру________,  _______вес_____,  _______форму _________,  размер предмета______.

- Хорошо, настало время обобщить полученные знания по теме прочитав текст учебника на странице 45.

7. Самостоятельная работа по вариантам

( ученикам предлагается пройти тест)

8. Итог урока. Оценки.

Закончи фразу.

«Сегодня на уроке

  • Я вспомнил…
  • Я повторил…
  • Мне понравилось…

Мне было трудно…

- Оценки за урок.

 9. Рефлексия.

Встаньте те кому не понравился урок, а теперь те кому понравился. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. В списке органов чувств найди ошибку:

а) уши

б) язык

в) глаза

г) нос

д) зубы

е) кожа

2 . Как правильно читать и писать?

а) при ярком освещении

б) при тусклом освещении

в) при неярком свете

3. Дополни текст, используя слова для справки.

Колебания воздуха, созданные источником звука, достигают сначала …………………………… Затем, пройдя слуховой проход, заставляют колебаться …………………………………………….Она передает колебания слуховым косточкам, а те – наполненной жидкостью костяной ………………От неё …………………………………..доставляет информацию в мозг, где и формируется ощущение звука, его громкости и высоты.

Слова для справки: слуховой нерв, улитка, барабанная перепонка, ушная раковина.

4. C какой стороны должен падать свет при письме?

а) спереди

б) сзади

в) слева

г) справа

5. Что наносит вред зрению? Найди ошибку:

а) чтение лежа

б) чтение в транспорте

в) чтение при плохом освещении

г) долгое смотрение телевизора

д) чтение журналов

е) долгая работа на компьютере

6. Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь слух? Найди лишнее правило:

а) не слушать громкую музыку

б) чаще отдыхать в лесу, на лугу

в) регулярно мыть уши с мылом

г) чистить уши скрученной ваткой

д) не ковырять в ушах острыми предметами

е) поменьше слушать других людей

ж) если в ухо попал посторонний предмет – обращаться к врачу

7. Какие правила надо соблюдать, что бы сохранить хорошее обоняние? Найди ошибку:

а) не курить

б) закалять организм

в) есть меньше сладкого и соленого

8. Благодаря чему человек различает вкус пищи?

а) благодаря зубам

б) благодаря вкусовым сосочкам на языке

в) благодаря вкусовым сосочкам на внутренней поверхности щек

г) благодаря нервным окончаниям на поверхности языка

9. Что называется осязанием?

а) способность чувствовать запахи

б) способность чувствовать вкус

в) способность чувствовать прикосновения

г) способность сочувствовать другим людям

10. Назови орган осязания.

а) мышцы         г) язык

б) кожа             д) губы

в) зубы              е) ладони

11. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно.

  1. зубная паста, зубная щетка, жевательная резинка
  2. мочалка, мыло, полотенце, крем
  3. гуталин, обувная щетка, клей

2 вариант

1. Что относится к органам чувств? (подчеркни правильный ответ)

уши             язык          сердце

 глаза          нос            ресницы

 печень      кожа          мозг      зубы

2. Дополни текст

Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой -…………………………..Цвет глазам придаёт радужная ………………………..В её центре находится отверстие- ……………………………..Через него свет попадает на выпуклый …………………….…………Мышцы радужной оболочки, изменяя величину зрачка, регулируют поступление света на дно глаза- ………………………………..……

3. На каком расстоянии от глаз должны находится книга или тетрадь?

а) на расстоянии 20 – 25 см

б) на расстоянии 30 – 35 см

в) на расстоянии 40 – 45 см

4. Назови вкусовые зоны языка

________________________________

_________________________________
________________________________

________________________________

______________________________

5. Выбери правильный ответ

а) Веки защищают глаза от

  • компьютера,
  • ветра и пыли,
  • недоброго взгляда

б) Вкус продукта можно определить при помощи

  • носа,
  • ушей,
  • языка

в) Какой сигнал об опасности придет первым?

  • звуковой
  • световой
  • ароматный

6. Соедини пары

Орган осязания                   язык

Орган обоняния                   уши

Орган зрения                        кожа

Орган вкуса                           нос

Орган слуха                           глаза

7. Какие правила нужно выполнять, чтобы беречь:

Органы зрения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы обоняния

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 .Закончи предложения:

Кожа защищает внутренние части тела от _______________________________

За кожей нужно ухаживать: ___________________________________________________________________________

При небольших повреждениях кожи нужно оказать пострадавшим___________________

9. Сравни свои наблюдения и выводы с приведенными ниже утверждениями.

Обведи «да» или «нет».

На ощупь кожа мягкая и упругая.    Да.   Нет.

На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир.       Да.      Нет.

На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот.    Да.   Нет.

10. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод.

  • осязанием
  • обонянием
  • вкусом

11. Какую роль играет жир, который выделяет кожа.

жир делает кожу мягкой и упругой;

жир делает кожу крепкой и сильной;

жир делает кожу ловкой и стройной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль осязания в деятельности незрячих школьников

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формировани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Развитие осязания и мелкой моторики (базовый уровень)

Рабочая программа курса " Развитие осязания и мелкой моторики"...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Осязание"

Презентация к уроку окружающего мира "Осязание" содержит кроссворд на повторение изученных органов чувст и выведение нововй темы урока....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Карточки к уроку окружающего мира 2 класс "Осязание"

Раздаточный материал урока по теме "Осязание" 2 класс...

Кожа - орган осязания

Конспект  урока  по окружающему  миру 3 классПредмет: окружающий мир «УМК России»Учитель: Ванина Г.В.Тема урока: « Кожа-орган осязания»Место урока в теме: урок №5 в  теме «Органы ч...