Конспект урока по окружающему миру. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок был составлен для учеников 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по ужуглелу 1 класс | 32.88 КБ |
Конспект урока по окружающему миру 4 класс | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Ужуглел кичээли.
Темазы:" Ш деп ун болгаш Ш,ш деп ужуктер".
Сорулгалары:
1.Ооредиглиг
- Ш деп чаа ун-биле таныштырар.
- Ш деп унну ужуун, ужуктернин унун чазыг чок тыварынга чанчыктырар.
- Состерден ш деп унну ылгап, танып оон туружун тодарадып билирин чедип алыр.
- Ш деп ужуктун шын бижилгези-биле таныштырар, бичии ш деп ужукту бижип ооредир.
2. Сайзырадылгалыг
- Медерелдиг болгаш узуктелиишкин чок слогтарны, состерни номчуурун чедип алыр.
- Домактарны аянныг номчуурунга чанчыктырар.
- Чуруктар ажыглап, домактар тургузуп ооредир.
-Уругларнын аас чугаазын сайзырадыр.
3.Кижизидилгелиг
- Ном болгаш кыдыраашты арыг-силиг эдилээринге чанчыктырар.
- Дириг - амытаннарга ынак болурунга кижизидер.
Кичээлдин дерии: предметтиг чуруктар, карточкалар, слогтар база состер бижээн карточкалар, ноутбук, телевизор, сюжеттиг чурук.
Кичээлдин чорудуу.
- Организастыг кезээ.
1). Психологический настрой ( сл 3).
Алдын хунум, ак-кок дээрим -
Ие черим.
Эштерим, башкыларым,
Амыргын-на, амыргын!.
2).Ыры " Оореникчи болдум".
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1). Беседа - Эрткен кичээлде чуу деп ужук ооренген бис?
- Ол кандыг унул?
2) Оюн " Чиде берген ужуктер" Э,ЭЭ, е деп ужуктернин соске турарын катаптаптаар. ( сл.4-8).
сес, селеме, серээ, эмчи, эник, эмнээр, Чечена.
3) Дурумнерни катаптаар ( сл.9)
- экажан бижиир бис? состун эгезинге кыска дынналыр болза.
- ээ кажан бижиир бис? бир эвес узадыр дынналырболза, состун эгезинге, ортузунга, соолунге бижиир бис.
- е кажан бижиир бис? состун ортузунга, соолунге кыска дынналыр болза.
4) Состер - биле домактар чогаадыр. Эмчи, серээ.
- Чаа тема.
1).Фонетиктиг сула шимчээшкин. ( сл.10).
- Бору канчаар улууурул? ( у-у-у)
- Ыт хорадаанда, канчаар ырланырыл? ( р-р-р)
- Шариктен агаар канчаар унерил? (с-с-с)
- Чылан канчаар ыыттаарыл? ( ш-ш-ш).
Кичээлдин темазын, сорулгаларын уруглар боттары тып эккээр.
- Кым билип каапты, богун кандыг ужук ооренир-дир бис?
- Ш деп ун болгаш Ш,ш деп ужуктер - биле таныжар бис.
2). Чаа ш депун-биле таныжары.
- Бочуу-дур? Шар ( сл.11)
3). Слог-уннуг анализ кылыр. ( сл.12) Состе 1 слог бар. Слогтун уннерин ылгаар.
Ш- 1-ги ун, шойдундур адаар. Унну адап турда, аас иштинден унген хей шаптыкка таваржыр, ол дулей ,ажык эвес ун.
А - 2-ги ажык ун.
Р - 3-ку ажык эвес ун.
4). Унну состерден ылгаар мергежилгелер.
Шулук.
Шар-шар, чаагай кустун магалыын!
шар-шар,аяс хуннун экизин!
шыр-шыр, ажыл-ижин кылдынган,
шыр-шыр, чонум чоруу чогузун!
- Чунун дугайында шулук-тур?
- Бо состе ооренген чаа унувусту кайызында дынналып тур? ( эгезинде) - адаар.
- Шартылаа канчаар эдер-дир,оттунуп корунерем. ( шар-шар, шыр-шыр).
Дурген - чугаа.
Шынаалаза, шынаалазын,
Шыгын оъттап шынаалазын.
Тывызык .
Аптарам ишти ак кажыктарлыг. ( диш).
5). Адаан состери - биле домактар чогаадыр
Ш кирген состер ададыр: шак, кыш, кушкаш, шиижек, шенне, Шораан, школа, башкы, чараш.
6).Ш,ш деп ужуктер - биле таныжылга .
а)Хана кассазындан улуг, биче ужуктерни тывар.
б) - Ш деп ужук чуге домей -дир?
- Баш дыраар дыргакка, дырбаашка.
7). Сула шимчээшкин. ( сл.15)
Шенне чыдын чаагайын
Шагар ары келди
Шарыжыкты мунупкаш,
Шагонарже чоруулунар. Шу-у!
8). Ном-биле ажыл.
1.Кыска ажык слогтарны номчуур. ( сл.16-17).
а) шупту номчуур
б) хоглуг номчуур
2.Словарлыг ажыл. Состернин уткаларын чуруктар дузазы-биле тайбырлаар. ( сл.18).
Шары - азырал мал, чазап каан эр инек.
Шуру - чинчи
Ширээ - бичии стол
Шору - чугээр
Чааш - оожум, томаанныг.
3.Состерни номчуур. ( сл.19).
а)Сымыранып номчуур.
б)Кузели-биле номчуур.
в)илчирбелей номчуур.
г) Шупту номчуур.
4.Чурук-биле ажыл. Беседа чорудар.( сл.20).
- Чурукта чуну коруп тур силер?
- Чурукта аал, шарылар коруп тур бис.
- Чурукта кымны коруп тур силер?
- Шары мунган оолду.
- Оол чуну канчап турар-дыр?
- Оол шарылар кадарып турар.
- Шары дээрге азырал мал.
- Оон ажыы кандыгыл?
Чурук-биле таныштывыс, чугаалаштывыс. Ол-ла чугаавысты созуглелден номчуур бис.
5.Созуглел - биле ажыл. ( сл.21-22).
а) башкы номчуур
б) уруглар шулуредир номчуур.
в) домактарны илчирбелей номчуур.
г) номчаан чуулун айтырыглар дузазы-биле сайгарар.
6.Карактарга сула шимчээшкин. ( сл.23)
Ам карактарывысты дыштандырып алыылынар.
- Быжыглаашкын.
1. Диалог тургузар. Бирээзи айтырар, бирээзи харыылаар
2. Утказын чурук-биле дууштурер
3. Кыска утказын 1 оореникчи чугаалаптар.
4. Кыдыраашка ажыл.
а) Бичии ш деп ужукту бижип ооредир.
б) Ш кирген состер бижиир. Шар, шары деп состерни бижидер.
Ажык, ажык эвес уннерни кырынга демдеглээр.
в) Тайылбырлыг бижилге. Домакты бижиир. Оол шары мунар
Домактын дурумнерин чугаалап , тайбырлап бижиир. ( сл.24).
- Каш домак бар-дыр?
- Домак эгезин канчаар бижиирил?
- Домак соолунге чуну салырыл?
- Рефлексия. Кичээлдин туннели.
- Богун кичээлде кандыг ун болгаш ужуктер - биле таныштывыс?
-Ш кандыг унул?
- Силерге чуу солун, ажыктыг болду?
- Бо кичээлден чуну билип алдынар?
- Бо кичээлде бодунну эки ажылдаан мен деп санап турар силер бе?
- Класста эштеринерден кымны эки ажылдаан деп санап тур силер?
- Боттарынарны, эштеринерни мактап корунерем.
Кичээливисти туннеп Екатерина Танованын " Ужуглел"деп шулуун шупту чугаалаптар бис бе.
А,бе, ве, ге, де,е-ни
Адап, номчуп ооренир.
" Ужуглел " деп номувус-
Унелиг-ле эдивис.
А,ве-ни чыскаагаш,
" Ава" деп сос кожар бис.
Чараш, эргим созувус
Саазынга чайнай бээр.
- Онаалга. Арын 49 номчуур, бижиир.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 " Г.КЫЗЫЛА
УРОК ПО УЖУГЛЕЛУ
" Ш деп ун болгаш Ш,ш ужуктер "
Кызыл
2014г
Предварительный просмотр:
Средние века: время рыцарей и замков. Открытый урок по окружающему миру. [Выберите дату] Симчитмаа Айсу Шулууевна. МБОУ СОШ № 3. |
Средние века: время рыцарей и замков.
Цели:
- Формировать представление о Средневековье.
- Познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом.
- Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.
Оборудование: глобус, иллюстрации с изображением рыцарей, слайды средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. ИТК.
Ход урока.
- Организационный момент.
Дээр адам, чер ием.
Чечен менде, чечек черде.
- Сообщение темы и целей урока.
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
- Мы продолжаем путешествие по страницам истории.
Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.
-Кто узнал какая тема нашего урока?
- Тема урока: « Средние века: время рыцарей и замков».
3. Проверка домашнего задания.
Для начала проверим домашнее задание.
А) Учащиеся выполняют тесты. Взаимопроверка, ставят отметки сами ученики.
Тест.
- Главная площадь Рима:
а) Форум б) Капитолий в) Палатин.
- « Жилище» богов в Древнем Египте:
а) храм б) саркофаг в) пирамида.
- Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм б) пирамида в) сфинкс.
- На берегах этой реки возникло Египетское государство:
а) Нил б) Амазонка в) Дон.
- Гроб, куда клали умерших фараонов:
а) саркофаг б) пирамида в) мумия.
- Кто, согласно легенде основал город Рим?
а) Рем б) Ромул в) Марс.
- Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
а) Эхнатон б) Хеопс в) Тутанхамон.
Б) Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Карточка.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Существо с телом льва и головой человека, « охраняющее» гробницы египетских фараонов, -……….( сфинкс, мумия).
Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать,-……. (Ра,тот).
Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида,-…..( Хеопс, Тутанхамон).
Первым царём Рима, согласно легенде, был … ( Ромул, Рем).
- Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня у нас речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она Средние века, или Средневековье.
Об этом нам расскажет Дамырак Чускун.
А)Сообщение о Средневековье.
Мини-сообщение по теме « Средние века».
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Одна эпоха постепенно переходила в другую.
Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свернут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис, хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.
Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот такое интересное время мы называем Средними веками.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом.
Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.
Б) Учитель на слайде объясняет 3 основные мировые религии.
В средневековье по всей Европе распространяется Христианство.
Христианство появилось в 1 веке в восточной провинции римской Империи-Палестине.
Христианство-это учение Иисуса Христа. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Главный источник вероучения – Священное писание – Библия.
Храм Христа Спасителя. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси.
Формы храмов разнообразны. Звон колоколов созывает верующих на молитву.
На Ближнем Востоке, у арабов в 7 веке, возникла новая вера – ислам. У этого слова один корень со словом мир, и его можно перевести как смирение, покорность. Основал его пророк Муххамед. Те, кто исповедует ислам, называются мусульманами. Поклоняются единому богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.
Со времён Средневековья сохранились удивительные по красоте мусульманские мечети-здания для молитв. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Молитвой в мечети руководит – имам.
Ещё в древности в Индии, в 5-6вв до нашей эры, возник буддизм.
Будда – это не имя определённого человека или бога. На древнем языке санскрите означает просветлённый, пробудившийся.
В буддизме это тот, кто избавился от всех недостатков и обрёл все достоинства.
Основателем является Будда Шакьямуни. Он жил в Индии 2, 5 тысячи лет назад.
Тех, кто верит в это учение, называют буддистами.
В Средние века буддистские храмы строили в Китае, в Японии и других странах Востока.
- Работа в тетрадях. Запишите тему урока.
- Физкультминутка.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыщцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
- Продолжение темы.
Демонстрируем рисунок с изображением средневекового рыцаря.
- Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово « рыцарь».
Рыцарь – это благородный воин на коне, закованным в латы, в шлеме, с мечом и щитом.
А) Работа с учебником. Стр.18-19.прочитать текст.
Б) Работа по прочитанному тексту с помощью слайдов. Показывая картинки рыцаря и средневековых замков задать вопросы.
- Кто такой рыцарь?
- Где они жили?
- Что такое замок?
- Где их строили?
- Для чего они строились?
- Что делали рыцари?
- Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?
- Рыцарь – это смелый, благородный, самоотверженный, безупречный человек.
8. Физкультминутка. « Буратино».
9. Учитель: Многие вещи, ставшие нам привычными, впервые появились в Средние века.
- Какие эти вещи, узнайте из загадок.
а) При виде еды
Не считают ворон.
Бросаются дружно
С обеих сторон.
( вилка и нож).
б) Надеваю на глаза
два стеклянных колеса.
Для чего нужны колёса?
Чтобы видеть дальше носа.
( очки)
в) На ходу они стучат,
ни минуты не молчат.
Ходят долгие года,
Не уходят никуда. ( часы)
г) – Чем моем руки? ( мыло)
10. Решите филфорд и вы узнаете, что ещё изобрели люди в Средневековье.
( В филфорде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)
П | У | М | Ы | Л |
П | Г | О | В | О |
О | О | В | И | Ч |
Р | Ч | И | Л | А |
О | К | Ц | К | С |
Х | И | Ы | И | Ы |
Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилка.
- Молодцы!
- Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание.
11. С помощью слайда показываем первый книгопечатный станок, который изобрёл немец Иоганн Гутенберг.
а) прочитать текст на стр.20 учебника.
б) вопросы по прочитанному тексту:
- Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?
- Как назывались металлические буквы?
- Какой год считается годом рождения книгопечатания?
12. Закрепление изученного.
Разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду:
- Где жили рыцари?
- Здание для молитв у мусульман?
- Металлическая буква в первом печатном станке.
- Здание для молитв в буддизме.
- Где можно было согреться в замке?
- Здание для молитв у христиан.
- Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?
Ответы: 1. Замок. 2. Мечеть.3. Литера.4. Храм. 5. Камин. 6. Церковь. 7. Рыцарь.
13. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на стр. 21 учебника.
14. Домашнее задание.
Выполнить задания 1-3 на стр. 21 учебника; прочитать текст на стр.15-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
- Мне нравится (1)