Игры по окружающему миру
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Видяева Татьяна Ивановна

Я учу детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть: проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. В этом помогают следующие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_okruzhayushchemu_miru.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по окружающему миру

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.В. Павлов это свойство назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать непознанное и незнакомое.

Я учу детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть: проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. В этом помогают следующие игры.

Игра «Найди главное»

Предлагается список систем. Для каждой из них подобрано несколько подсистем, которые могли бы входить в их состав. Надо определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она вполне может существовать.

Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Река – берег, рыбы, рыболов, тина, вода.

Игра «Что с чем взаимосвязано»

На листе беспорядочно расположены природные системы: живая и неживая природа. В центре фигура человека. Ребенку предлагается провести линию от человека к любой природной системе. Например: человек–камень.

– Какие бывают камни? (Драгоценные, хрупкие, крепкие, галька.)

– Как человек воздействует на камень?

– Как человек использует камень?

– Что полезного он в нем находит для себя? что вредное?

Затем составляем коллективный рассказ, где героями будут человек и камень.

Игра «Заметь необычное»

Эту игру можно проводить на экскурсиях, наблюдая за окружающими объектами, находя необычные, редко встречающиеся предметы. Дети говорят, где их можно применить в жизни.

Игра «Разные дома»

Принцип игры – обговорить с детьми, найти картинки с изображением разных домов животных и человека, не только привычных, но и тех, куда они приходят, если случается беда или природный катаклизм, например, засуха. Если в деревне не хватает пищи – мы идем в лес по грибы, по ягоды.

Главное в этой игре показать, что мы зависим от природы, природа зависит от нас.

Игра «Портрет»

На листиках нарисованы элементы каких-либо объектов. Это могут быть части тела человека, животного, птицы, рыбы. Выбрав листик, дети называют, часть чего или кого изображено. Надо построить-дорисовать на листке какой-либо реальный или фантастический образ. Затем можно изобразить свой объект мимикой или жестами.

Игра «Фантастические гипотезы»

Предложить детям поразмышлять, что было бы, если б внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы на Северный полюс попал слон?

Игра «Что случится, если...»

Детям предлагают представлять все знакомые предметы и явления в новых, необычных ситуациях. Например, что все цветы растут внутрь земли? Как их увидеть?

Игра «Загадывание желаний»

Игра помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать самые заветные мечты, соизмеряя свои действия с окружающей природой. Можно предложить им представить: что было бы, если бы я был цветком, ... если бы я стал птицей, я бы ...

Игра «Исправляем ошибку – составляем рассказ»

Детям предлагаются предложения, в которых допущены самые разные природные ошибки. Надо придумать реальные рассказы на экологическую тему.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево и т.д.

Игра «Природные связи»

Дети выбирают карточку с изображением растения или животного. Называя выбранное, объясняют свое мнение: нужное это растение (животное) или нет. Например, воробей – не нужен. Уничтожает хлебные посевы. Второй ребенок доказывает обратное, объясняет, почему воробьев нельзя уничтожать.

Игра «Фантастическая птица»

Надо придумать фантастическую птицу. Затем – необычное для нее гнездо. Но для этого надо вспомнить, какие жилища бывают и из чего их делают.

– Где бывают гнезда? (На земле, в дереве, на ветке.)

– Из чего бывают? (Из веточек, пуха, травы, мусора.)

– Какая подстилка?

– Какой вход? Способ строительства? И т.д.

Игра «Да-нетка»

Ведущий загадывает какой-либо природный объект, природную систему, но вслух не называет ее. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, какой именно объект загадал ведущий. Вопросы задаются четко, чтоб можно было ответить на вопрос «Да» или «Нет».

Игра «Наоборот»

Воспитатель называет обратную последовательность природных явлений. Например, стало вокруг мокро, сыро и пошел дождь. Солнце спряталось, и появились тучи. Появилась на небе радуга, и засияло солнышко.

Дети должны восстановить правильную последовательность событий.

Игра «Утверждения – возражения»

Нужно находить обоснованные возражения для обоснованных утверждений.

Например, дерево – несъедобный материал, потому что человек его не ест. Нет, дерево вполне съедобно, потому что им любят лакомиться всякие жучки.

Игра «Полезное действие – вредное последствие»

Полезное действие – поливать растение, вредное последствие – если это кактус, то он погибнет. Можно поиграть и наоборот «Вредное действие – полезное последствие». Обломал весной ветки сирени – сирень стала расти гуще, стала более раскидистой.

Игра «Что произойдет?»

Например, если бабочку сильно уменьшить, то она будет жить в цветке колокольчика. Если бабочку сильно увеличить, то на земле появится экологически чистые красивые самолеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

 Разработка и презентация  к  интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...

Урок- игра по окружающему миру по теме ,,Птицы,, 3 класс

Урок-игра на повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания; формирование понимания важности заботы о природе....

Интеллектуальная игра по окружающему миру.

1-2  КЛАССЫЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ?(конкурсная программа)Цель: обобщить знания детей о животных, развивать внимание, речь, умение работать сообща, воспитывать дружеские отношения в колле...

Познавательная игра по окружающему миру

Игра строится на основе телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером» с некоторыми изменениями. Может быть использована и во внеклассной работе по предмету в 3-4 классах. Игра составлена с помощью...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Игра по окружающему миру "В мире животных".

Станция для 3 -иих классов к декаде по окружающему миру...

Игра "Своя игра" по окружающему миру

Игра "Своя игра" по окружающему миру...