Окружающий мир 3 класс "Круговорот воды в природе" УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

В работе представлены методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира в 3-м классе по теме "Круговорот воды в природе" УМК гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир в 3-г классе

УМК «Гармония»

Тема: 

«Круговорот воды в природе»

                                                           

                                                           

                                                            Урок разработан

учителем начальных классов

МБОУ СОШ № 1

Гоптарева Евгения Григорьевна

(учитель 1 категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • парные.

Тема: Круговорот воды в природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  1. Закрепить знания детей о разных состояниях воды.
  2. Сформировать представление о круговороте воды в природе.
  3. Развить навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы.
  4. Воспитать бережное отношение к природе.

Материалы к уроку:

  1. Презентация к уроку
  2. Иллюстрации с изображением явлений природы (дождь, град, роса, туман, снег, айсберг, иней).
  3. Для опыта: электрочайник, тарелка, лёд.
  4. Рисунки тучи, капель, снежинок.
  5. Аудиозапись «Звуки природы.» - «Дождь». Песня «Дождя не боимся».

Ход урока

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

II. Мотивация (просмотр фильма о воде)

Догадались, о чём мы будем сегодня говорить? Да, мы с вами продолжим говорить о воде.

- Прежде чем мы отправимся за новыми знаниями о воде, давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

III.Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним свойства воды:

В каких состояниях бывает вода в природе?

- Почему воду называют одним из главных богатств на Земле?

- Как можно очистить грязную воду?

- В каком состоянии бывает вода в природе? (твёрдое, жидкое и газообразное)

- Вода – волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, и у нас получится настоящий портрет воды. (по ходу отгадывания загадок вопросы в каком состоянии вода, и вспомнить процессы воды)

Учитель в процессе отгадывания загадок вывешивает карточки с ответами на доске.

ЗАГАДКИ.

  1. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий — в море.(Река)

  1. Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

  1. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

IV.Создание проблемной ситуации.

- От чего же зависят различные состояния воды? (от температуры)

- Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд?

V. Постановка цели.

Послушайте вопросы и постарайтесь дать ответы.

      На Земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их (моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды).

 «Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?» (Л.Н. Толстой)

      - Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке.

Сформулируйте тему .

VI.Выход из затруднения.

Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Дождь»(звук дождя)СЛАЙД 13

- Что вы слышите? (дождь)

- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (мокрые)

- Что с ними происходит, когда пригреет солнышко? (они высыхают)

- Куда девается вода? (она испаряется)

ОПЫТ №1.

Проведём мокрой тряпкой по поверхности доски. Доска блестит, видно, что мокрая. Но через некоторое время она высыхает. Что происходит? (Доска высохла, а вода испарилась.)

- Такое явление, как превращение жидкой воды ы невидимый пар – испарение, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике…

ОПЫТ №2.

- Чтобы понять, почему идёт дождь, проделаем простой опыт: будем нагревать воду.

Учитель проводит опыт – кипятит воду.

- Видите, вода кипит, идёт пар. Поднесём к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Потом капли будут сливаться в струйку и с края стекла начнёт капать вода. Мы почти устроили дождь!

- Как это получилось? Откуда появились капельки воды? Ответы детей.

Вода, как сказочная волшебница может превращаться и переходить из одного состояния в другое.

Проблемный вопрос.

Учитель. Как вы думаете, такие превращения воды могут наблюдаться только с помощью опытов или могут они происходить и в природе?

Прежде чем ответить на этот вопрос мы с вами проведём физкультминутку.

Физкультминутка.

Танцевально-ритмическая  пауза  (под музыку).

А теперь давайте прочитаем, как происходят эти превращения в природе. (Уч. стр. 108 третий абзац)

Рассказ учителя.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряют огромное количество влаги с поверхности океанов, морей, рек, растений, почвы. Испарение происходит и зимой, даже в очень сильный мороз.

- Почему же мы этого не видим?

Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Он прозрачный, бесцветный и лёгкий. Пар легче воздуха, поэтому поднимается высоко вверх, там намного прохладнее, чем возле поверхности земли. Здесь, как в нашем опыте, водяной пар превращается и маленькие водяные капли (вода снова из газообразного состояния переходит в жидкое). Образуются дождевые тучи. Капельки становятся всё больше и тяжелее, они не могут держаться в туче и падают вниз. Идёт дождь! Зимой капельки воды в облаке замерзают и превращаются в ледяные иголочки. Из них образуются снежинки. Их так много в облаке, что они не могут удержаться, летят вниз и покрывают землю снегом.

Чем ближе к земле – тем воздух теплее. Льдинки начинают таять, и идёт дождь! Лёд снова превращается в воду, а вода снова вернулась на землю. Так  и путешествуют дождевые капли на земле, под землёй и по воздуху.

Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похоже движение воды? (на круг)

- Потому что вода совершает движение в виде круга, его назвали круговорот воды в природе.

Итак, мы видим, вода  настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (она испаряется)

Работа по учебнику с.108 - 109.

VII.Закрепление во внешней речи.

Давайте послушаем стих о круговороте воды в природе «В природе путешествует вода».

Ученик рассказывает стих.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

VIII.Итог урока.

- Что интересное вы узнали на уроке?

- В какое состояние перейдёт вода, если температура воздуха опустится ниже 0 градусов.

- Что происходит с водой при нагревании?

IX.Домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о круговороте воды в природе (учебник с.108-109).
  2. С помощью условных знаков изобразить круговорот воды в природе (тетрадь, с.37, №38).

X.Рефлексия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру "Путешествие воды"

тест по окружающему миру "Путешествие воды" для учащихся 2 класса...

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс

Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....

презентация к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс

Презентация  и конспект к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс, автор учебника Плешаков УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 класс, УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру " Круговорот воды в природе" 3 класс УМК Гармония.

Сформировать у детей представления о круговороте воды, как о важнейшем явлении в природе,  связанным со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....

Урок по окружающему миру " Круговорот воды в природе" 3 класс УМК Гармония.

Сформировать у детей представления о круговороте воды, как о важнейшем явлении в природе,  связанным со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....