Технология разработки рабочих программ
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
По современным требованиям каждый учитель должен уметь разрабатывать рабочие программы на основе авторской программы и примерных программ по предмету. Автор статьи показывает на примере разработки рабочей программы по системе Л.В.Занкова "Окружающий мир 1-4", как это надо делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serikova_o.s._tehnologiya_razrabotki_rabochih_programm.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание, структура и технология разработки рабочих программ.
О внесённых изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты.
Серикова О.С.
Перед составлением рабочей программы каждый педагог должен знать нормативные документы в условиях реализации ФГОС. 1) Конституция РФ (статья 43). Гарантирует право на образование для граждан РФ.
2) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) » (статьи 7и 9).; (реализуется с 1 сентября 2013г.):
- муниципалитеты обязали обеспечить доступность начального образования. Так, для каждого первоклассника закрепляется место в школе, которая находится в районе, где проживает ребенок. Если мест не хватает, то администрация школы проинформирует родителей о свободных местах в других школ микрорайона;
- при необходимости ученик может учиться по индивидуальному графику;
- результаты ЕГЭ действительны 4 года;
- обязательное тестирование девятиклассников. С 2014 года они будут сдавать тесты, на бланках, аналогичных бланкам ЕГЭ;
- поступить в ВУЗ теперь можно лишь на основании результатов госэкзаменов. Минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления абитуриентами устанавливает образовательная организация. Этот показатель не должен быть меньше предусмотренного федеральным органом;
- система высшего образования теперь включает бакалавриат, специалитет и магистратуру.
3) ФГОС НОО Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
4) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Предъявляет гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
5) Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников». Содержит перечень учебников, утвержденных, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих ПОО.
6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643
"О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО"
7) Профессиональный стандарт педагога (с 1 января 2017г)
7) Региональный закон «Об образовании в Белгородской области» (Принят областной Думой в октябре 2014г.)
8) Основная образовательная программа начальной ступени школьного образования (ООП НОО), которая является документом, определяющим деятельность всех участников образовательного процесса при движении от цели к результату.
9) Рабочая программа (комментарий по РП)
10) О внесённых изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты.
Пояснительная записка должна содержать примерно следующее: «Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28.10.2015 №3/15) и на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» (Сборник программ начального общего образования. Часть 1. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.)
В программе предусмотрены изменения. Учебный план МБОУ СОШ№1 с УИОП для 1-го класса предполагает по окружающему миру 66 часов в год, а в авторской программе - 60ч. В тематический план добавлено 6ч (экскурсии, поездки, посещение музеев).
Согласно письму Департамента государственной политики в сфере общего образования от 14.12.2015 № 08-2355, в соответствии с решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию внесены изменения в примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования в части изучения безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
При организации учебных занятий по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры могут быть использованы информационные материалы, размещённые в открытом доступе по адресу: http://www.apkpro.ru/247.html
Это короткометражные фильмы, плакаты, комиксы».
(Образец программы дан как приложение в конце статьи)
Обновлен ФГОС основного общего образования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915.
(обзор документа)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приведен в соответствие с новым Законом об образовании.
Закреплено, что основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), а также вне них в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.
Срок получения основного общего образования составляет 5 лет. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным
программам он увеличивается не более чем на 1 год.
Результаты освоения основной образовательной программы дополнены развитием
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими системами.
Уточнены требования к результатам изучения истории.
В школьную программу по физкультуре включена подготовка к выполнению нормативов ГТО.
Уточнены требования к структуре основной образовательной программы. Дополнительно разработка календарного учебного графика и плана внеурочной деятельности.
Допускается дифференциация содержания основной образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающая углубленное изучение отдельных учебных предметов и предметных областей.
Расширена система методов и форм оценки знаний. В частности, включены испытания (тесты).
Установлена норма обеспечения учебниками - не менее 1 учебника в печатной и (или) электронной форме на ученика по каждому предмету как обязательной части учебного плана, так и формируемой школой.
Педагогические работники должны повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года (ранее - не реже 1 раза в 5 лет).
Закрепляется нормативно-подушевое финансирование реализации основной образовательной программы.
Ряд изменений направлен на уточнение используемой терминологии.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов
города Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Протокол № 6 от 24 июня 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора
27 августа 2016г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № __ от 28 августа 2016г. | «Утверждаю» Директор школы №1 с УИОП г.Шебекино Приказ № ___ от «___»________2016г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
1-4 классы
УМКС«Система общего развития Л.В.Занкова»
Разработчик программы: Серикова Ольга Сергеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28.10.2015 №3/15) и на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» (Сборник программ начального общего образования. Часть 1. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.)
В программе предусмотрены изменения. Учебный план МБОУ СОШ№1 с УИОП для 1-го класса предполагает по окружающему миру 66 часов в год, а в авторской программе - 60ч. В тематический план добавлено 6ч (экскурсии, поездки, посещение музеев).
Согласно письму Департамента государственной политики в сфере общего образования от 14.12.2015 № 08-2355, в соответствии с решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию внесены изменения в примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования в части изучения безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
При организации учебных занятий по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры могут быть использованы информационные материалы, размещённые в открытом доступе по адресу: http://www.apkpro.ru/247.html
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
1 класс (66ч)
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии, поездки, посещение музеев – 6ч. Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
2 класс (68ч)
Общий взгляд на Землю (5 часов)
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица.
Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и
полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (9 часов)
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет. Исследовательская работа.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.
Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами
и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли.
Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год,
месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Экскурсия в планетарий.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе.
Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью
флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (18 часов)
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.
Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями
живой природы.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи
и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений.
Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения.
Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы;
работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.
3 класс (68ч)
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа. Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа. Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Московское государство (12 часов)
Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
4 класс
Человек и окружающий мир (21 час)
Человек и природа. Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения. Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).
Преобразования в России (10 часов)
Человек и общество. Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество. Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.
Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург- один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).
Мир человека в Новое время (27 часов)
Человек и природа. Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество. События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941- 1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа. Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия (10 часов)
Человек и общество. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России. Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Тематическое планирование по окружающему миру 1класс (66ч)
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Что такое окружающий мир | 7ч |
2 | Природа | 17 ч |
3 | Из истории Земли | 10 ч |
4 | Главная особенность Земли | 8ч |
5 | Мы – часть окружающего мира | 18ч |
6 | Экскурсии, поездки | 6ч |
ИТОГО: | =66ч |
Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс (68ч)
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Общий взгляд на Землю | 5ч |
2 | Как изучают окружающий мир | 9 ч |
3 | Космос | 4 ч |
4 | Планета Земля | 10 ч |
5 | Взаимодействие сил природы | 22 ч |
6 | Живая природа | 18 ч |
ИТОГО: | =68ч |
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68ч)
№ п/п | Раздел программы
| Количество часов |
1 | Природные условия Земли | 12ч |
2 | Человек в далёком прошлом | 9ч |
3 | Земли восточных славян | 15ч |
4 | Образование Древнерусского государства | 7ч |
5 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 12ч |
6 | Какая она, Азия | 6ч |
7 | Россия в XII веке | 7ч |
ИТОГО: | =68ч |
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (68ч)
№ п/п | Раздел программы
| Количество часов |
1 | Человек и мир, созданный им | 5 ч |
2 | Наши соседи на Западе | 16 ч |
3 | Преобразования в России | 10ч |
4 | Разнообразие природы Земли | 7ч |
5 | События XIX-XX веков | 10ч |
6 | Человек и природа | 10ч |
7 | Современная Россия | 10ч |
ИТОГО: | =68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по технологии 2 класс Т. М. Геронимус
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования....
Технология разработки образовательных программ.
Методические рекомендации для учителей по составлению спецкурсов, программ дополнительного образования....
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Методическая разработка "Рабочая программа по технологии" (Лутцева, Зуева)
Рабочая программа по учебнику УМК "Школа Росии" 1 класс (Лутцева, Зуева)...