Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_4_a_klass.docx | 49.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» г. Белгорода им. Ф. С. Хихлушки
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _____________________ Протокол № ___ от «___»______2016 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ____________/_______/ «____»__________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ директор гимназии Р. Норцова /_______/ «____»__________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для 4 «А» класса
учитель
Петрушенко Нина Анатольевна
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
для 4 «А» класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе рабочей программы
«Окружающий мир» (1-4 классы),
утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия №12» №297 от 31.08.2015 г.
В результате обучения предмета «Окружающий мир» реализуются следующие цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Задачи:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебно-методическое обеспечение:
- Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, –М.: Просвещение, 2011;
- А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник в 2-х ч.. - М.: Просвещение, 2014
- А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир: Рабочая тетрадь в 2-х ч..- М.: Просвещение, 2014
- Методическое пособие. Уроки окружающего мира. 4 класс А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
- Технологические карты по окружающему миру. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru.umk/perspektiva/
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Окружающий мир» в 4 «А» классе изучается в соответствии с учебным планом в качестве самостоятельного предмета, входит в предметную область «Обществознание и естествознание».
В соответствии с учебным планом НОО (1-4 классы) МБОУ «Гимназия №12» на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой (1-4) | Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой для 4 «А» класса |
Мы – граждане единого Отечества | 10 часов | 12 часов | |
По родным просторам | 18 час | 23 часа | |
Путешествие по Реке времени | 23 часов | 27 часов | |
Мы строим будущее России | 5 часов | 6 часов | |
Резерв | 12 часов | ||
Итого | 68 часов | 68 часов |
В связи с содержанием учебника и трудностью прохождения учебного материала часы резерва учебного материала были перераспределены на изучение текущих разделов программы:
- увеличено на 2 часа изучение раздела «Мы – граждане единого Отечества»
-увеличено на 5 часов изучение раздела «По родным просторам»
-увеличено на 4 часа изучение раздела «Путешествие по Реке времени»
- увеличено на 1 час изучение раздела «Мы строим будущее России»
Примечание. Часы резерва были распределены: 2 часа – раздел «Мы – граждане единого Отечества» (Входная контрольная работа, проверочная работа «Мы – граждане единого Отечества», 5 часов- раздел «По родным просторам»(Контрольная работа за 1 четверть, Тестовая работа «Моря, реки и озёра», Проверочная работа по разделу «По родным просторам», Контрольная работа за первое полугодие, Обобщение по разделу «По родным просторам»), 4 часа- раздел «Путешествие по Реке времени»(Тестовая работа «Российская империя», Контрольная работа за четверть, Экскурсия в музей «Прохоровское поле», Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени»),1 час – раздел «Мы строим будущее России» (Контрольная работа за второе полугодие)
Для организации учебной деятельности на уроке используются формы: коллективные, индивидуальные, групповые, парные, проектные.
Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в процессе выполнения входного, промежуточного, текущего, итогового контроля в виде: тестовых, контрольных, проверочных работ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Проверочная работа | 1 | 1 | - | 2 | 4 |
Тестовая работа | - | 1 | 2 | - | 3 |
Контрольная работа | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
РАБОТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 «А» КЛАССА
№п/п | Дата проведения | Вид работы |
21.09 | Входная контрольная работа. | |
22.10 | Контрольная работа за первую четверть. | |
24.12 | Контрольная работа за первое полугодие | |
24.03 | Контрольная работа за третью четверть. | |
23.05 | Контрольная работа за второе полугодие. |
4 «А» класс
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
68 часов (2 часа в неделю)
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
1 четверть Мы – граждане единого Отечества (12 ч) Часть1 | |||||
1 | 01.09 | Общество – это мы! С.4-7 Р Т 3-5 | Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | ||
2 | 05.09 | Российский народ. С. 8-11 Р Т 6-9 | Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат | ||
3 | 08.09 | Конституция России С.12-15 Р т 10-11 | Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции. | ||
4 | 12.09 | Права ребенка. С.16-19 Р Т 12-13 Тест по теме «Конституция РФ» | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | ||
5 | 15.09 | Государственное устройство России. С.20-23 Р Т 14-15 Тест по теме «Права ребенка» | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента. | ||
6 | 19.09 | Входная контрольная работа. | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
7 | 22.09 | Российский союз равных. С.24-29 Р Т16-19 Тест по теме «Государственное устройство России» | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага. | ||
8 | 26.09 | Государственная граница России. С.30-33 Р Т 20-21 | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны | ||
9 | 29.09 | Путешествие за границу России С.34-37 Р Т 22-23 | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. | ||
10 | 03.10 | Сокровища России и их хранители. Тест по теме «Путешествие за границу России» С.38-43 Р Т24-25 | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков | ||
11 | 06.10 | Творческий союз. «За страницами учебника». С.44-48 Р Т 26-27 | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке; называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры | ||
12 | 10.10 | Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | 12 ч | |
По родным просторам (23 ч) | |||||
13 | 13.10 | Карта – наш экскурсовод. С.49-53 Р Т 28-31 Практическая работа | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | ||
14 | 17.10 | Контрольная работа за четверть | Обобщить и проверить знания и умения за четверть | ||
15 | 20.10 | По равнинам и горам. С.54-57 Р Т 32-33 Практическая работа | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края | 1ч | |
2 четверть | |||||
16 | 03.11 | В поисках подземных кладовых. С.58-61 Р Т 34-35 Тестовая работа по теме «По равнинам и горам» | Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучатьобразцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | ||
17 | 07.11 | Наши реки. С.62-65 Р Т 36-37 Тест по теме «Полезные ископаемые». Практическая работа | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края | ||
18 | 10.11 | Озера – краса России. С.66-69 Р Т 38-39 | Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать реку своего края | ||
19 | 14.11 | По морским просторам. С.70-73 Р Т 40-41 | Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике). Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | ||
20 | 17.11 | С севера на юг. С.74-77 Р Т 42-45 | Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности | ||
21 | 21.11 | Тестовая работа «Моря, реки и озёра» | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
22 | 24.11 | В ледяной пустыне. С.78-81 Р Т 46-47 | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливатьпричинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
23 | 28.11 | В холодной тундре. С.82-85 Р Т 48-49 Тест по теме «В ледяной пустыне» | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливатьпричинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
24 | 01.12 | Среди лесов. С.86-89 Р Т 50-51 Тест по теме «В холодной тундре» | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
25 | 05.12 | В широкой степи. С.90-93 Р Т 52-53 Тест по теме «Среди лесов» | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
26 | 08.12 | В жаркой пустыне. С.94-97 Р Т 54-55 Тест по теме «В широкой степи» | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
27 | 12.12 | У теплого моря. С.98-101 Р Т 56-57 Тест по теме «В жаркой пустыне» | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей | ||
28 | 15.12 | Проверочная работа по разделу «По родным просторам» | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
29 | 19.12 | Мы – дети родной земли. С.102-105 Р Т 58-59 | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений | ||
30 | 22.12 | Контрольная работа за первое полугодие. | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
31 | 26.12 | В содружестве с природой. С.106-109 Р Т 60-61 | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | ||
3 четверть | |||||
32 | 12.01 | Как сберечь природу России. С.110-113 Р Т 62-63 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности | 2ч | |
33 | 16.01 | По страницам Красной книги. С.114-117 Р Т 64-67 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. | ||
34 | 19.01 | По заповедникам и национальным паркам. С.118-124 Р Т 68-72 Тест по теме «Как сберечь природу» | Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности. | ||
35 | 23.01 | Обобщение по разделу «По родным просторам» | Обобщить знания и умения по разделу Составление «Альбома путешествий», организация выставки этих альбомов | 23ч | |
Путешествие по реке времени (27 ч) 2 часть | |||||
36 | 26.01 | В путь по реке времени С.4-7 Р Т 3-5 | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | ||
37 | 30.01 | Путешествуем с археологами. С.8-11 Р Т 6-7 | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | ||
38 | 02.02 | По страницам летописи. С.12-15 Р Т 8-9 | Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. | ||
39 | 06.02 | Истоки Древней Руси. С.16-19 Р Т 10-11 | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновыватьроль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. | ||
40 | 09.02 | Мудрый выбор. С.20-23 Р Т 12-13 | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий. | ||
41 | 13.02 | Наследница Киевской Руси. С.24-27 Р Т 14-15 | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | ||
42 | 16.02 | «Москва – преемница Владимира» С.28-31 Р Т 16-17 | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире. | ||
43 | 20.02 | Начало Московского царства. С.32-3 Р Т 18-19 Тест по пройденному материалу | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. | ||
44 | 23.02 | Подвижники Руси и землепроходцы. С.36-39 Р Т 20-21 Тест по теме «Начало Московского царства» | Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | ||
45 | 27.02 | На пути к единству. С.40-43 Р Т 22-23 Тест по теме «Подвижники Руси и землепроходцы» | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | ||
46 | 02.02 | Начало Российской империи. С.44-47 Р Т 24-25 Тест по теме «На пути к единству» | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | ||
47 | 06.03 | Тестовая работа «Российская империя» | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
48 | 09.03 | «Жизнь - Отечеству, честь - никому». С.48-51 Р Т 26-27 | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | ||
49 | 13.03 | Отечественная война 1812 года. С.52-55 Р Т 28-29 Тест по теме «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | ||
50 | 16.03 | Великий путь. С.56-59 Р Т 30-31 Тест по теме «Отечественная война 1812 года» | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками | ||
51 | 20.03 | Золотой век театра и музыки. С.60-63 Р Т 32-33 | Характеризовать развитие театрального и музыкальногоискусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в. | ||
52 | 23.03 | Контрольная работа за четверть | Обобщить и проверить знания и умения за четверть | ||
4 четверть | |||||
53 | 06.04 | Расцвет изобразительного искусства и литературы С.64-67 Р Т 34-35 | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этихвидах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени | 3ч | |
54 | 10.04 | В поисках справедливости. С.68-71 Р Т 36-41 | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | ||
55 | 13.04 | Век бед и побед. С.72-75 Р Т 42-43 | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | ||
56 | 17.04 | «Вставай, страна огромная!» С.76-81 Р Т 44-45 | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны | ||
57 | 20.04 | Трудовой фронт России. С.82-85 Р Т 46-47 Тестовая работа «Великая Отечественная война» | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | ||
58 | 24.04 | «Нет в России семьи такой…» С.86-91 Р Т 48-49 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | ||
59 | 27.04 | Экскурсия в музей «Прохоровское поле» | Знакомство с документами и реликвиями из музея своего края | ||
60 | 01.05 | После великой войны. С.92-95 Р Т 50-51 | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи | ||
61 | 04.05 | Достижения 1950 – 1970 гг. С.96-100 Р Т 52-53 | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | ||
62 | 08.05 | Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени» | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | 27 ч | |
Мы строим будущее России (6ч) | |||||
63 | 10.05 | Современная Россия. С.101-105 Р Т 54-57 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае | ||
64 | 11.05 | Здоровье России. С.106-109 Р Т 58-59 Тест по теме «Современная Россия» | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей | ||
65 | 15.05 | Контрольная работа за второе полугодие. | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. Применять полученные знания | ||
66 | 18.05 | Умная сила России. С.110-113 Р Т 60-61 | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции | ||
67 | 22.05 | Светлая душа России. С.114-117 Р Т 62-63 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе | ||
68 | 25.05 | Начни с себя! Проверочная работа С.118-122 Р Т 64-68 | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....