Россия на карте
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Рассалова Светлана Андреевна

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

1.     Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;

2.     Формирование умений читать карту;

3.     Воспитание чувства любви к родине.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.     Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

2.     Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

3.     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

1.     Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2.     Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.     Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_na_karte.docx108.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Россия на карте

Класс: 2 «В»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
  2. Формирование умений читать карту;
  3. Воспитание чувства любви к родине.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

- Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

 И ответную искру зажечь.

-         Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок. И улыбнемся друг другу.

Улыбаются друг другу

 Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

- Ребята, я предлагаю вам просмотреть видеоролик.

- О чём это стихотворение?

- Как зовётся наша с вами Родина?

- Замечательно!

- А теперь давайте с вами прочитаем ещё одно стихотворение о родине. (читают несколько раз, по одному человеку)

- Молодцы! Вам понравилось стихотворение? Чем?

Слушают стихотворение

- О Родине

- Россия

- Дают свои ответы

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата; структурирование знаний.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений

- А сейчас я попрошу вас отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

- Как вы догадались, о чём идёт речь?

- Правильно!

- А для чего нам нужна карта?

- Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Суета».

- Вам нужно будет разделить слова  на  группы. Работаем самостоятельно на листочках.

Проведение игры

Игра «Суета» (учащиеся получают задание на экране. )

- Вам сложно было выполнять задание?

- Карта

- На карте есть моря дороги, земли, но они все нарисованные на них нельзя плавать, ехать и пахать.

- Для того, чтобы увидеть где располагаются моря, океаны, рези, озёра, горы, города.

Выполняют работу самостоятельно на листочках

- Дают свои ответы

Познавательные:

выделение необходимой информации; осознанное  произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

 -На какую тему у вас были вопросы?

-А как вы думаете, где это можно увидеть всё сразу?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Давайте подумаем, какие задачи сегодня будут стоять перед нами на уроке.

- Про реки, моря, горы, про города.

- На карте.

- Тема: « Россия на карте»

- Узнаем, что такое карта.

Научимся работать с картой.

Узнаем, как выглядит наша страна на карте.

Регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи

- Посмотрите, как много задач сегодня стоит перед нами.

- Тема очень интересная и обширная, поэтому сегодня мы отправимся в небольшое путешествие, в котором нам помогут помощники – эксперты (три ученика)

Вы будете по очереди выходить к доске и зачитывать нам доклады. Ваша задача выслушать весь материал докладчика и выполнить задание.

Переходить будете по моему сигналу. Будьте очень внимательны, материал очень интересный и увлекательный.

Желаю удачи!

1 эксперт – Виды карт

2 эксперт – Как читать карту. Как показывать объекты на настенной карте.

3 эксперт – Путешествие по родной стране

Каждая группа должна посетить всех трёх экспертов.

- Понравилось ли вам слушать своих одноклассников?

- Что больше всего запомнилось?

- Чей рассказ понравился больше всего?

Слушание

Планирование работы

Начало выполнения работы.

Обсуждение проделанной работы.

Познавательные:

учет разных мнений и стремление  к пониманию речи собеседников

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6. Физкультминутка

- А сейчас немного отдохнём. Встаньте.

Выполняют физминутку

Личностные: здоровьесбережение.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- А сейчас я посмотрю, как хорошо вы слушали наших экспертов?

-Какие цвета присутствуют на карте?

-Что они обозначают?

- Сейчас посмотрите на экран. Мы с вами познакомимся с природными зонами России.

- А какие вы знаете пословицы о Родине?

- Посмотрите на экран.

-Кто сможет показать границы нашего государства на карте?

Сейчас у вас будет возможность создать свою карту России. Вы очень много узнали о нашем государстве и о том, как устроена карта, какие цвета на ней присутствуют. Работать будем в этих же в группах. На столе у вас лежит вспомогательный материал, которым вы можете пользоваться. (На листе формата А4 нарисован контур границ Российской Федерации, разные картинки с изображением животных и растительности, а также цветные карандаши и фломастеры.)

-Как нужно работать в паре?

(во время выполнения работы звучит музыка о России)

Презентация работ.

- Голубой, зелёный, жёлтый, коричневый

- Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы

Выполняют работу в парах

Личностные:

развитие интереса к способам решения задачи

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

Давайте посмотрим справились ли мы с поставленными задачами?

Послушайте внимательно песню «Красное солнышко» поэта И.Шаферана

Умывает красно солнышко

Руки тёплые в росе

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Припев:

Ни в близи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берёз Россия.

У неё коса пшеничная,

Родниковые глаза.

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?

- А за что вы любите свою страну?

Ответы детей

Слушание

Учащиеся делают выводы.










- Да, так как он говорит о своей Родне с нежностью.

Ответы детей

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Различные карты

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой ученик, а мы поговорим о картах.

Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д. А бывают физические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Существует множество других карт: климатически- на них показана средняя температура воздуха в разное время года; геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.); карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения. (Рассматривают разные виды карт )


Условные обозначения

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы.(показывает равнины)

Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности(жёлтый цвет).

На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.


Путешествие по родной стране

(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)

Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).

Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера (Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ). 
С востокаБерингово море, Охотское море.
На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.
А на западеБалтийское море.
Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем : 
Москва-столица нашего государства, Курск, Екатеренбург, Чита, Магадан. Реки: Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь. Горы: Уральские, Алтай.
Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин. (рассказчик показывает на карте и показывает картинки этих мест).





http://sevia.ru/konturnye-karty-po-geografii3.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...