Россия на карте
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
1. Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
2. Формирование умений читать карту;
3. Воспитание чувства любви к родине.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_na_karte.docx | 108.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Россия на карте
Класс: 2 «В»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
- Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
- Формирование умений читать карту;
- Воспитание чувства любви к родине.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.
Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Этап мотивации (самоопределения) | - Разве милы нам хмурые лица, Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок. И улыбнемся друг другу. | Улыбаются друг другу | Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | - Ребята, я предлагаю вам просмотреть видеоролик. - О чём это стихотворение? - Как зовётся наша с вами Родина? - Замечательно! - А теперь давайте с вами прочитаем ещё одно стихотворение о родине. (читают несколько раз, по одному человеку) - Молодцы! Вам понравилось стихотворение? Чем? | Слушают стихотворение - О Родине - Россия - Дают свои ответы | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; структурирование знаний. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | - А сейчас я попрошу вас отгадать загадку. Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. - Как вы догадались, о чём идёт речь? - Правильно! - А для чего нам нужна карта? - Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Суета». - Вам нужно будет разделить слова на группы. Работаем самостоятельно на листочках. Проведение игры Игра «Суета» (учащиеся получают задание на экране. ) - Вам сложно было выполнять задание? | - Карта - На карте есть моря дороги, земли, но они все нарисованные на них нельзя плавать, ехать и пахать. - Для того, чтобы увидеть где располагаются моря, океаны, рези, озёра, горы, города. Выполняют работу самостоятельно на листочках - Дают свои ответы | Познавательные: выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | -На какую тему у вас были вопросы? -А как вы думаете, где это можно увидеть всё сразу? -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте подумаем, какие задачи сегодня будут стоять перед нами на уроке. | - Про реки, моря, горы, про города. - На карте. - Тема: « Россия на карте» - Узнаем, что такое карта. Научимся работать с картой. Узнаем, как выглядит наша страна на карте. | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи | - Посмотрите, как много задач сегодня стоит перед нами. - Тема очень интересная и обширная, поэтому сегодня мы отправимся в небольшое путешествие, в котором нам помогут помощники – эксперты (три ученика) Вы будете по очереди выходить к доске и зачитывать нам доклады. Ваша задача выслушать весь материал докладчика и выполнить задание. Переходить будете по моему сигналу. Будьте очень внимательны, материал очень интересный и увлекательный. Желаю удачи! 1 эксперт – Виды карт 2 эксперт – Как читать карту. Как показывать объекты на настенной карте. 3 эксперт – Путешествие по родной стране Каждая группа должна посетить всех трёх экспертов. - Понравилось ли вам слушать своих одноклассников? - Что больше всего запомнилось? - Чей рассказ понравился больше всего? | Слушание Планирование работы Начало выполнения работы. Обсуждение проделанной работы. | Познавательные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
6. Физкультминутка | - А сейчас немного отдохнём. Встаньте. | Выполняют физминутку | Личностные: здоровьесбережение. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - А сейчас я посмотрю, как хорошо вы слушали наших экспертов?-Какие цвета присутствуют на карте?-Что они обозначают?- Сейчас посмотрите на экран. Мы с вами познакомимся с природными зонами России.- А какие вы знаете пословицы о Родине?- Посмотрите на экран.-Кто сможет показать границы нашего государства на карте?Сейчас у вас будет возможность создать свою карту России. Вы очень много узнали о нашем государстве и о том, как устроена карта, какие цвета на ней присутствуют. Работать будем в этих же в группах. На столе у вас лежит вспомогательный материал, которым вы можете пользоваться. (На листе формата А4 нарисован контур границ Российской Федерации, разные картинки с изображением животных и растительности, а также цветные карандаши и фломастеры.)-Как нужно работать в паре?(во время выполнения работы звучит музыка о России)Презентация работ. | - Голубой, зелёный, жёлтый, коричневый - Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы Выполняют работу в парах | Личностные: развитие интереса к способам решения задачи |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что больше всего запомнилось? Давайте посмотрим справились ли мы с поставленными задачами? Послушайте внимательно песню «Красное солнышко» поэта И.Шаферана Умывает красно солнышко Руки тёплые в росе И Россия, как Алёнушка, Предстаёт во всей красе. Припев: Ни в близи, ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня растила: Синих рек рукава, В небе синь-синева, И светла от берёз Россия. У неё коса пшеничная, Родниковые глаза. И поляны земляничные Щедро дарят ей леса. Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? - А за что вы любите свою страну? | Ответы детей Слушание Учащиеся делают выводы. - Да, так как он говорит о своей Родне с нежностью. Ответы детей | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Различные карты
Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой ученик, а мы поговорим о картах.
Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д. А бывают физические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Существует множество других карт: климатически- на них показана средняя температура воздуха в разное время года; геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.); карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения. (Рассматривают разные виды карт )
Условные обозначения
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.
Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы.(показывает равнины)
Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности(жёлтый цвет).
На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.
Путешествие по родной стране
(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)
Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).
Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера (Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ).
С востока: Берингово море, Охотское море.
На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.
А на западе: Балтийское море.
Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем : Москва-столица нашего государства, Курск, Екатеренбург, Чита, Магадан. Реки: Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь. Горы: Уральские, Алтай.
Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин. (рассказчик показывает на карте и показывает картинки этих мест).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...
технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...